ЗАЧЕМ НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ?
Раньше мне думалось, что пьеса А.П.Чехова «Чайка» о стремлении творческого человека к самовыражению, о театре, о поиске смысла жизни. И вдруг – открытие: «Чайка»-то о любви! О любви как смысле жизни… И такой вывод возник после премьеры «Чайки» в постановке режиссера И.Черкашина.
Чехов на театральной сцене – это всегда напряженная работа мысли и чувств, потому что глубина его пьес – неисчерпаема. Потому что в каждой его пьесе – несколько смысловых и тематических слоев, которые считываются зрителями, если глубина видна, и слои считываются.
Режиссеру И.Черкашину удалось создать именно такой спектакль и, поставив его на сцене Новошахтинского муниципального драматического театра с совсем молодыми и в большинстве своем не профессиональными актерами.
По замыслу режиссера герои пьесы перенесены из 19 века в пятидесятые годы двадцатого столетия. Цветовое решение костюмов и сценография в целом - в стиле старой выцветшей фотографии. И эмоциональный фон, стиль актерской игры кардинально изменены, потому что резко поменялся стиль жизни: от ленивой тягучести и несусветной скуки, тоски - к динамичности и нервозности. Даже в глубокой провинции, где жизнь более плавна и однообразна, чем в столицах, ощущается обнаженность нерва. Честно говоря, первое время трудно абстрагироваться от уже сложившегося стереотипа поведения чеховских героев — очень сдержанных в выражении эмоций и чувств поскольку темы и проблемы в пьесе отражены вечные, постепенно просто перестаешь обращать внимание на манеру поведения героев, а по темпераменту она нам как бы и ближе. На сцене кипят нешуточные страсти Константин Треплев любит Нину Заречную. Маша безнадежно любит Треплева. Заречная любит беллетриста Тригорина. Полина Андреевна любит врача Дорна. (Г.Иванов). Аркадина (О.Клименко) любит Тригорина ( С.Н. Недилько), учитель Медведенко любит до обожания и всепрощения Машу. И каждый из них, как может, пытается справиться со своей любовью или борется за ответное чувство. И любовь для них - огонь, согревающий их жизнь, дающий вдохновение и силы переносить скуку жизни… Но одни (Медведев, Заречная, Аркадина) отдают этот огонь, а другие (Тригорин,Дорн) благосклонно греются у него. Те, кому не повезло со взаимной любовью пытаются найти другой смысл жизни. Нина Заречная находит свое призвание в служении сцене. Учитель Медведенко свою неутоленную
нежность и жажду отдавать себя переносит на свою дочурку
Душа беллетриста Тригорина заполнена творческими поисками и работой, для него любовь - вспышка страсти и эмоций и материал для литературного процесса. .А что дает жить Маше, которой Костя не отвечает взаимностью, и Полине Андреевне, безнадежно любящей Дорна? Вероятно, говоря словами Нины Заречной, умение нести свой крест и веровать.
Этого умения не было у Кости Треплева.
Вообще, судя по пьесе, у него была искра божья, которую почувствовали Дорн и Маша… Но с ним рядом не оказалось человека, способного заставить его в это поверить, вдохновить на творческий прорыв. Родная мать всячески вселяла уверенность в необыкновенных способностях, в ярком таланте в своего любовника, а сына укоряла в бездарности. Не нашел он понимания у любимой женщины и сам поверил в свою бездарность. И его любовь осталась без ответа. Смысл жизни потерян. Он не пожелал нести свой крест, потому что не веровал, и предпочел уйти из жизни. Отчаяние и внутренний протест Кости Треплева удалось передать актеру Михаилу Сопову. Внутреннюю надломленность своей героини Маши хорошо передала актриса О. Агрызкова. Справилась с очень психологической ролью Нины Заречной А.Сопова. Роль Полины Андреевны, на мой взгляд, замечательно сыграна актрисой О.Второвой. Очень трогательным симпатичным получился Медведенко у Е. Титомирова. Его герой настолько любит свою Машу, что готов ей все простить, ничего не замечать, только видеть ее каждый день. На сегодняшний день, на мой взгляд и по откликам зрителей, это лучшая роль Евгения Титомирова в нашем театре.
На общем фоне любовных страданий и мук очень выгодно смотрятся взаимоотношения работника и горничной (А.Кривенко и О.Мирошниченко). Их земная любовь проста, нежна, дает им счастье и в общем греет душу зрителя.
Хотелось бы подчеркнуть, что «Чайка», пожалуй, пока единственный спектакль нашего театра, в котором на сцене каждый герой проживает свою жизнь ежесекундно, актеры не дожидаются реплик и сценических действий, они думают, беседуют, что-то созерцают, совершают какие-то действия, причем во взаимодействии друг с другом. То есть на сцене мы видим слаженный ансамбль. Еще приятно отметить, что премьеры играли два состава актеров. В первом спектакле Заречную играла А.Сопова, Машу – О.Агрызкова. Во втором спектакле Заречную играла Ольга Сопова, а Александра Сопова – Машу. И получились два разных по настроению спектакля. Александре в первом действии чуть-чуть не хватало юной непосредственности и наивности, а Ольге во втором действии не доставале жизненного опыта для передачи адского огня, сжигающего Нину Заречную после пережитой ею трагедии и от бессилия побороть свою страсть.
Если говорить об актерских работах, то необходимо отметить явный прогресс у всех. С очень нелегкой задачей создать образ примадонны, хищницы, влюбленной и не желающей сдаваться времени женщины справилась Ольга Клименко, и у нее есть потенциал, который позволит сделать образ этой загадочной героини еще более объемным. Если жизнь и судьба почти всех персонажей ясна, то об Аркадиной кроме того, что она известная актриса, имеющая сына и любовника ничего не известно. Как она жила, как пробивалась к успеху, почему пренебрегает мещанским сословием, какое место в ее сердце занимает сын? Вопросов масса. А значит и актерской работе — большой простор. Отдельно нужно сказать о сценографическом решении спектакля (художник Ю.Сопов), которое создает особую атмосферу и при всей условности мест действия и их художественного изображения подчеркивает реальность происходящего на сцене наблюдается интересный синтез - пьесы, действие в которой происходит в 19 веке, атмосферы 50-х годов 20-го столетия и символики в художественном оформлении, присущей в большей мере уже началу нашего века. Нет привычного для середины прошлого века натурализма (рисованного озера, натуральной мебели и т.д.). Вместо озера - зеркальная поверхность над головой, легко трансформирующиеся то в театральную сцену, т помещения ширмы, длинные деревянные скамьи-лавочки - примета сельской глубинки. Все просто и гармонично.
Зрители приняли спектакль тепло. Приятно, что на нашей сцене поставлен уже второй чеховский спектакль. Напомним, что первый «Черный монах» поставлен Игорем Древалевым. К юбилею А.П.Чехова мы идем не с пустыми руками. Посаженный вишневый сад цветет и плодоносит. Вместе с садом понемногу растет наш театр Премьера «Чайки» - тому подтверждение.
журналист Светлана Яншина, член Союза журналистов России