Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Валентина Федорова "Встречи с Мельпоменой в Ростове-на-Дону" 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Ростов-на-Дону. Встречи с Мельпоменой

Выпуск № 8-188/2016, В России

Ростов-на-Дону. Встречи с Мельпоменой

Весенние областные театральные смотры стали уже традицией. И Ростов-на-Дону не исключение. На очередную «Мельпомену» восемь театров области представили свои лучшие работы. С некоторыми мне удалось познакомиться.

Театры в области знают, любят, ценят, гордятся ими. Старейшему, Новочеркасскому более 190 лет, таганрогскому почти 190, ростовскому - чуть больше 150, здание молодежного открыли 117 лет назад. И сегодня театры живут интересно, разнообразно, а залы всегда полны.

Афиша смотра приятно удивила серьезностью и продуманностью выбора.

Сожалею, что не далось увидеть два «военных» спектакля - «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина в Новошахтинске и «Потомок» Владимира Жеребцова в Шахтинском театре. Но хочется отметить стремление театров разговаривать со своим зрителем о вещах, важных особенно сегодня. О нравственной силе, умении прощать, о любви и порядочности, о стойкости перед лицом испытаний и о верности написана пьеса Владимира Гуркина.

О воспитании молодого поколения, о настоящем патриотизме без излишней назидательности, живо и убедительно рассказывает Владимир Жеребцов.

Однако представление о жизни Новошахтинского театра получила, побывав в городе, осмотрев здание, любовно украшенное и ухоженное. И зрители сюда приходят нарядные. Увидела премьеру, спектакль «Оскар и Розовая дама» по пьесе Э.-Э. Шмитта в постановке главного режиссера Шахтинского театра Романа Родницкого. Убедительное художественное высказывание.

Сыграла спектакль Валентина Родницкая, жена режиссера. Худенькая, хрупкая, одетая в джинсы и свитер, В. Родницкая создает образ мальчика интонациями, характерными движениями. Так и видишь колючего, обиженного на весь жестокий несправедливый мир подростка. В Розовую даму актриса перевоплощается, неуловимо меняя характер речи, добавляя успокаивающие интонации, иногда касаясь рукава розового халата, висящего на вешалке, обозначая, что сейчас говорит от имени Дамы. История рассказана просто, без пафоса, но в ней есть и высокая поэзия жизни, и горечь трагической неизбежности раннего ухода. Зрители плакали, не стыдясь слез.

С 1985 года театр возглавляет директор Светлана Сопова, ученица основателя театра Александра Сутягина. В 1996 году театр, выросший из народного, стал муниципальным, получил здание в центре города.

Актеры-новошахтинцы посещают Летние школы СТД РФ, учатся на заочном отделении Ярославского театрального института. Много гастролируют, активно взаимодействуют с фестивалем театров Малых городов, который проводит Театр Наций, здесь ставятся современные пьесы.

Несомненно, что культурный, духовный центр в городе есть.

Здание театра в Таганроге построено в 1866 году по проекту итальянского архитектора К. Лондерона, зрительный зал и сцена представляют собой миланский театр «Ла Скала» в миниатюре. А историю свою театр ведет с 1827 года.

Таганрогский театр носит имя А.П. Чехова. Деньги на содержание, а это муниципальный театр, поступают из городского бюджета и их катастрофически не хватает. Но театр работает, выпускает премьеры, радует преданных поклонников. Спектакль «Д-Р» поставлен А. Морозовым по пьесе Б. Нушича «Доктор философии». В зале - аншлаг. И так всегда. Играют таганрогцы азартно, жанром владеют. Комедия положений, какой стала премьера театра, не отменяла и не умаляла сатирической направленности произведения, стремительный темп и веселая кутерьма нивелировали излишнюю дидактичность и назидательность.

Легкие конструкции и обозначенные двери давали представление о комнатах в доме Животы Цвийовича (художник И. Бируля), поскольку внезапное появление и исчезновение персонажей в недрах огромного бестолкового дома имело значение для движения сюжета. Как всегда блистал Сергей Герт - директор, художественный руководитель и хороший актер в роли спесивого хозяина дома. Надо отдать актеру должное. Он тонко провел с самого начала линию характера своего героя, представив его не просто надменным нуворишем, а тонким, сердечным и сентиментальным человеком, находящимся в плену условностей сословного общества, где ценятся внешние атрибуты успеха. Поэтому его превращение из «грозного тирана» в доброго дедушку было вполне оправдано и логично. Жюри фестиваля отметило великолепный дуэт актрис Татьяны Бойко (г-жа Протич) и Марины Дрень (г-жа Спасоевич), двух сплетниц, членов Совета управления детского приюта.

В 1893 году в Новочеркасском театре, старейшем в области, основанном в 1825 году, дебютировала В.Ф. Комиссаржевская. Ее имя носит сегодня Донской театр драмы и комедии (Казачий драматический театр). Более двадцати лет театр возглавлял Леонид Шатохин. Сегодня во главе его молодой директор Полина Конышева. На региональный смотр театр представил спектакль по пьесе А. Арбузова «Жестокие игры». Оказалось, пьеса не потеряла своей актуальности. И сегодня проблемы юношеского инфантилизма и безответственности, неумения любить, эгоизма, звучат так же актуально, как и более тридцати лет назад. Приглашенный режиссер Олег Ефремов дает свое определение жанра спектакля: «игры в стиле рок». Для спектакля специально написана музыка Сергеем Мавриным, звучат песни в исполнении Кристины Кергальс.

Актеры, исполняющие роли молодых героев - Кая (А. Бычков), Никиты (С. Демаков), Терентия (О. Хаустов), Нели (В. Шатохина), пластичны, обаятельны, но режиссерский замысел не позволил им в полной мере раскрыть свои возможности. В этом смысле больше повезло старшему и среднему поколению. Интересно работают Мишка (Р. Пуличев), Маша (Л. Ильина), Константинов (А. Иванков).

Областной академический молодежный театр представил на смотр спектакль «Путь вашей жизни» У. Сарояна, который поставил главный режиссер Михаил Заец. Предложенная форма спектакля создает особую атмосферу, наполняет происходящее теплотой подлинности. Михаил Заец вместе с художником Степаном Зограбяном создает стильное пространство - пьеса играется на сцене, зрители становятся посетителями кабачка Ника (Александр Семикопенко), сидят за столиками, на которых бокалы с шампанским, и оказываются невольными свидетелями различных ситуаций - пикантных, опасных, драматических. Актеры органично существуют в предложенных обстоятельствах. Действие разворачивается на расстоянии протянутой руки - отсюда особое эмоциональное сопереживание. Внятно прозвучали вечные темы о поиске счастья, своего места в жизни, об удаче и несправедливости окружающего мира.

Ростовский музыкальный театр насчитывает 85 лет, но его новая история началась 17 лет назад, когда театр возглавил Вячеслав Митрофанович Кущев, выпускник консерватории, прекрасный организатор и государственный человек, председатель Ростовского отделения СТД РФ.

Сегодня музыкальный театр - прекрасно организованный, четко работающий организм, который стал полноценным театром оперы и балета, не отказавшись и от легкого жанра - на его сцене с успехом идут оперетты, мюзиклы, концерты.

Театр активно работает на стационаре, с успехом гастролирует за рубежом. Совсем недавно был совершен тур по семи европейским странам, во время которого было дано 49 представлений.

В конкурсной программе была представлена опера П. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке главного дирижера театра Андрея Аниханова.

Это его первый и очень любопытный опыт режиссерской работы. Он поставил спектакль не только традиционный, но погруженный в быт исторической эпохи. В каких-то сценах это дает дополнительный объем действию, где-то, напротив, излишняя достоверность и житейские подробности проживания сцен рассеивают внимание, а где-то возникают неожиданные повороты.

В сцене на петербургском балу, после привычного полонеза на сцене появились гости в масках - с медвежьей, петушьей головой, в красивых «венецианских» костюмах. И сразу же возникли ассоциации со сном Татьяны.

Неожиданной оказалась финальная сцена.

После ухода Татьяны, объяснившейся с Онегиным, слева появился муж, и они с Онегиным повторили мизансцену дуэли Онегина и Ленского... так же встали друг к другу вполоборота, и медленно закрывающийся занавес оставил зрителям возможность самим решать, каким окажется финал.

В спектакле приняли участие одаренные молодые оперные певцы М. Киртадзе, А. Ачылов, В. Ревякин в ролях Ольги, Онегина, Ленского. Отдельно хочу отметить яркое исполнение и артистизм А. Шаповаловой (Татьяна).

Ростовский академический театр драмы имени М. Горького в середине 2014 года возглавил драматург, общественный деятель Александр Пудин. Сегодня в театре работают три сцены: Большой зал - 1165 мест, Малая сцена - 300 и экспериментальная - 70 мест.

Традицией Ростовского театра всегда была тесная связь с большой литературой.

В год литературы, 110-летия М.А. Шолохова, великого земляка ростовчан, по инициативе А. Пудина, ставшего художественным руководителем постановки, театр обратился к роману «Тихий Дон».

Несколько десятилетий назад на этой сцене была осуществлена постановка «Тихого Дона», получившая Государственную премию. Но, видимо, сегодня произведение Шолохова опять зазвучало актуально. Инсценировку сделал опытнейший драматург Владимир Малягин. Он уже успешно работал с русской классикой вместе с Сергеем Арцибашевым. Это были и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского и «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Малягин мастерски прошелся по всем основным линиям романа, сохранив и пронзительную тему любви-наваждения Григория и Аксиньи, той самой великой любви, которая закончится только смертью. И историю рода крепких казаков Мелеховых, и рассказ о судьбе казаков, попавших в мясорубку Первой мировой и на фронты Гражданской. И поведал о кровавой бойне на Дону, когда брат шел на брата, кум убивал кума, а свояк сдавал в ЧК брата жены.

Художник спектакля Виктор Герасименко предложил наклонный пандус, который дал ощущение бескрайности земли и неба. Проекция неба над степью выглядит не как модное использование технологии 3D, а как образ бескрайней, сначала цветущей, а потом измученной земли, что подчеркивают яркие праздничные подсолнухи в начале и пустая, словно выжженная земля в финале. Дон, кормилец-поилец, обозначен узкой полоской воды, почти не видной, но вдруг «отзывающийся» всплесками. Когда пробежала по нему жена Листницкого, когда Анисья зачерпнула воды, когда рухнуло в нее тело зарубленного казака... Работа художника по свету и видеографике Сергея Скорнецкого выше всяких похвал.

Режиссер Геннадий Шапошников сумел создать на сцене атмосферу широкого многообразного течения жизни.

Между множеством сменяющих друг друга эпизодов нет пауз и «отбивки» - они плавно перетекают один в другой, создавая объем происходящего. Вот только слева была на сцене Наталья (О. Войцеховская-Лапич), а уж справа появилась Аксинья (Е. Березина). Выразительные диагональные мизансцены здесь работают убедительно и ярко. Массовые сцены решаются не количеством занятых артистов, а умело выстроенными мизансценами.

В спектакле есть эпизоды Первой мировой, борьбы, кровавой схватки братоубийственной войны. Остались страшные сцены гибели казаков, жестоких убийств, бессмысленных зверств, но сделано это по-театральному выразительно, по-человечески сдержанно. Вроде простые приемы - взмах шашки, красный свет, заливающий сцену, падение тела и плеск воды. Но это не наивная иллюстративность, а мощный художественный образ.

Одной из главных фигур спектакля стал дед Гришака в убедительном исполнении замечательного актера Игоря Богодуха, ставшего нравственным центром спектакля. В его монологах концентрируются боль и мудрость, защита человеческих ценностей, безжалостно растоптанных злобой, жестокостью, амбициями, жаждой власти.

И, конечно, надо сказать о молодом поколении театра, которое, как мне кажется, сплотилось именно в этой этапной, важной и художественно и нравственно работе театра. Молодые актеры выдержали в этом спектакле экзамен на творческую зрелость. И Гришка Мелехов - Роман Гайдамак - не герой и не былинный богатырь - молодой парень, попавший в круговорот истории. Во второй части спектакля он не участвует непосредственно в происходящем - стоит у портала, спиной к залу, раскинув руки, словно распятый. И кажется, что происходящее снова и снова проносится перед ним, заставляя содрогаться от ужаса и безысходности.

Нельзя не назвать имена актеров: Т. Шкрабак (Бабуня), Ю. Добринский (Пантелеймон Мелехов), Н. Гординская (Ильинична), К. Гаврюкова-Масенко (Дарья), А. Тимченко (Михаил Кошевой)...

В музыке Алексея Шелыгина - и драматизм, и лирическая проникновенность, и яркая чувственность...

Премьерные спектакли давно прошли, но зал на спектакле «Тихий Дон» всегда полон, реакция живая, на глазах зрителей слезы, овации не смолкают.

Фотогалерея


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.