Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Право на выбор . «Ночь Гельвера» в Новошахтинском театре 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Право на выбор
«Ночь Гельвера» в Новошахтинском театре

 

Потрясение! Это чувство испытали зрители, пришедшие на премьеру спектакля «Ночь Гельвера» по пьесе И.Вилквиста, поставленного на сцене Новошахтинского драматического театра молодым московским режиссером Кириллом Вытоптовым. В нем сюжет развивается на фоне зарождавшегося в 30е годы прошлого столетия фашизма, и здесь звучит несколько очень важных для человечества тем. Проблема ксенофобии, нацизма и шовинизма сегодня не менее остра чем в конце 30х — начале 40х годов прошлого столетия. Проблема отцов и детей вообще вечна. Право человека на выбор своей судьбы. Сегодня эта тема тоже актуальна. Семья с приемным ребенком привлекает все большее внимание прессы. А право умственно неполноценных людей или граждан с ограниченными возможностями на нормальную, полноценную жизнь - для России это вообще проблема, о которой только начинают настойчиво говорить. И все эти темы имеют четкую моральную основу.
Режиссеру Кириллу Вытоптову в часовом спектакле удалось их не только обозначить, но и дать возможность каждой прозвучать. Все выстроено просто, четко и лаконично. И это позволило каждому зрителю почувствовать до боли в сердце волнующую именно его проблему.



Предельно проста (и очень оригинальна) сценография — художник Нана Абдрашитова. Пол выстлан старыми деревянными дверями, стол, стул, посудный шкаф. Открывающаяся в полу дверь — выход в опасную для жизни зону, в бездну. И две жертвы социально - политической ситуации в этом жутком пространстве.
Раздающийся за сценой шум беснующейся нацистской толпы воспринимался как фон, обостряющий драму двух беззащитных существ, которых когда-то свел рок. Но там, за пределами дома, сегодня могли быть шовинисты или нацисты, блюстители чистоты расы любой национальности, трагедия осталась бы эта же. И эту драму прекрасно раскрыли два замечательных актера, которые на протяжение всего спектакля цепко держали внимание зрителей. С одной стороны это драма умственно неполноценного Гельвера (Михаил Сопов), которому очень хотелось быть таким как все, он старался угодить некому Гильберту — лидеру нацистской группы, быть полезным этой группе. По своему неудоумию лозунг: «Бей сволочей!» - он не относил к себе. Что его ждет в ближайшее время ясно представляла его Карла (блестящая работа Олеси Агрызковой). И в данный момент ее главной задачей было удержать доверие близкого существа, оставить его на своей стороне, увести из опасной зоны. Поэтому она и отжимается, и ползет по полу, и забивается под стол по его приказам. Но, видя нарастающее возбуждение Гельвера, Карла меняет тактику, применяя психологический прием, укрощающий это несчастное существо. Она единственный человек в мире, который всем сердцем любит это несовершенное создание и пытается его спасти. Карле так и не удалось испытать счастье настоящего материнства. А о том, что ей очень хотелось семейного счастья, становится ясно из ее рассказа Гельверу. Карла говорила,что ее семейное счастье нарушило рождение неполноценной дочери, после чего испортились ее отношения с мужем. Чтобы их наладить, Карла подбросила ребенка в приют. Потом муж после беседы с пастором сменил гнев на милость, но свою дочь Карла больше не увидела, и семья распалась. А потом судьба свела ее с Гельвером. Сердце ее дрогнуло, она остро почувствовала его бесконечное одиночество, беззащитность и решила, что он сможет заполнить появившуюся в ней после вести о смерти дочери душевную пустоту. С приемышем Карле было очень сложно, но она его полюбила, и он был единственным по-настоящему привязанным к ней существом.
Потрясающе точную интонацию этого грустного повествования нашла актриса — щемяще нежную, без трагизма. Все это время она как бы посмеивается над глупостью своих действий, но сквозь смущенный смех пробиваются горечь и жажда покаяния.
Гельвер -одна из лучших работ Михаила Сопова. Этот огромный чистый доверчивый ребенок неуклюже,уже по-мужски, выражает свою любовь и ревность к Карле, зная, что она ему не кровная мать. Кстати, напомню, что, когда летом прошлого года в рамках лаборатории Государственного Театра Наций на нашей сцене шел эскиз этого спектакля, который играли эти же актеры, народный артист СССР Михаил Ильич Бушнов назвал их работу высшим пилотажем.
В кульминационном моменте пьесы в окно комнаты забрасывают труп собаки, ошеломленная Карла понимает, что значит этот жест. И здесь в спектакле четко обозначена тема выбора. Карла считает, что она имеет на него право и принимает решение. Эту финальную сцену Олеся Агрызкова провела блестяще. В форме игры, применяя лукавство и женское кокетство, она побуждает Гельвера съесть все таблетки, которые раньше находились в запретной для него баночке, торопится и в конце уже раздраженно и немного грубо буквально заталкивает в его рот смертоносную дозу лекарства. Когда ее большой ребенок затихает, Карла решительно встает, рывком открывает дверь, ведущую в ад, и спокойная и решительная садится на стул. Она готова ко всему, а ее Гельверу уже ничего не грозит.
Права она или нет - это тема спора для тех, кто такую ситуацию лично не пережил.
Понятно, что премьерный спектакль кассовым не будет, народ валом валит на комедию. Но огромное спасибо Кириллу Вытоптову и Государственному Театру Наций за то, что этот спектакль в репертуаре нашего театра появился. Хотя бы один раз его нужно посмотреть каждому поклоннику театра.

Светлана Яншина,

член Союза журналистов России 

 Фото Татьяны Васильевой

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.