Последние
премьеры:
Отпуск с привидением Двенадцать месяцев +Встреча с Дедушкой Морозом, Снегурочкой и сказочными героями !!! ФАУСТ. Премьера! Самоубийца Две дамочки в сторону севера. ПРЕМЬЕРА! Нас обвенчает прилив. ПРЕМЬЕРА! Волшебная лампа Аладдина Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Давно пора о душе подумать 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Давно пора о душе подумать

Пока не знающие чем полезным себя занять некоторые завсегдатаи Новошахтинского форума пытаются доказать гуляющим в интернете новошахтинцам, что городу нужен кинотеатр на базе существующего ныне драматического театра, ломают голову над совершенно чуждым им вопросом, зачем театру дополнительные площади и каким именно путем художественный руководитель театра Светлана Сопова их почти добилась,в городе произошло далеко не рядовое событие.
Именно на базе Новошахтинского драматического театра Государственный Театр Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова, советника президента России по вопросам культуры и искусства, лауреата государственной премии, обладателя премий «Ника», «Кинотавр» «Кумир» и многих других наград провел семинар-лабораторию по поддержке театров малых городов России. В город прибыла группа профессионалов высочайшего уровня, в составе которой известные театральные критики, члены экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоевский и Наталья Каминская, педагоги по сценической речи и сценическому движению Владимир Малюгин и Наталья Седова, координатор театральных проектов Театра Наций Елена Носова и три замечательных режиссера – Елена Невежина, Кирилл Вытоптов и Александр Хухлин, уже имеющих высокие награды в театральных фестивалях, поставившие спектакли, о которых говорит театральный мир не только России, и собирающие аншлаги, Вопрос, что можно сделать с нашими актерами всего за четыре дня, отпал в день показа трех поставленных за это время спектаклей в экскизах.
Прямо скажу, для зрителей и критиков, приехавших в Новошахтинск, этот день был потрясением. Это же насколько нужно быть талантливым педагогом и режиссером-постановщиком, чтобы за несколько часов понять душу и психофизику каждого актера, идя от его естества, вдохновить его на воплощение своей идеи спектакля, пропущенного через мозг и сердце! Зритель увидел три современных спектакля, разных по стилю, содержанию, форме.

Новошахтинские театралы были покорены совершенно очаровательным спектаклем
«У ковчега в восемь» Ульриха Хуба в постановке Елены Невежиной. Евангельская притча о Ноевом ковчеге, Елены Невежиной, - это не просто спор (кстати, вечный) есть Бог или нет, это спектакль о настоящей дружбе, взаимовыручке, порядочности. Ведь, зная, что на Ноев ковчег берут каждой твари только по паре, пингвины не захотели оставить на гибель своего друга, хитростью пронесли его в чемодане в трюм, прятали его от посторонних глаз и привезли на не затопленную водой часть суши. Пингвины танцевали и пели в стиле реп, дрались и выясняли отношения как наши сегодняшние дворовые ребята, были очень естественными и яркими.
По-юношески агрессивный, но в душе очень добрый пингвин Костя (Константин Ленденёв), немного задиристый, весёлый, очень живой и добрый пингвин Лёша (Алексей Кривенко), два пингвина в одном как две стороны одной души (Мария Третьякова и Ольга Сопова) вместе с режиссёром забавно, искренне, серьёзно и деликатно раскрыли тему о Боге. Очень яркими и интересными получились голубка (Марина Хлебникова) и Ной (Валерий Клевцов).

После спектакля «Ночь Гельвера» Ингмара Вилквиста в постановке режиссёра, лауреата международных конкурсов Кирилла Вытоптова, зрители несколько минут сидели в оцепенении и с трудом откликнулись на предложение Олега Лоевского поделиться мнением об увиденном. В течение часа на сцене были только два актера: Олеся Агрызкова, игравшая мать и Михаил Сопов в роли ее умственно отсталого приемного сына. И это был, как говорят, высший пилотаж. Мы знаем, насколько талантливы эти актеры, но мы не знали, что они способны за четыре дня освоить сложный текст, выстрадать трагизм этих двух существ, живущих друг другом, приковать к себе внимание зрителей, заставить их задуматься о праве на выбор и его последствиях. Просто потрясает сцена, где Карла в игровой форме побуждает Гельвера съесть все таблетки из запретной для него коробочки. Таким образом она спасает его от нацистской расправы. Имела ли она на это право – вопрос открытый. Это был её выбор. А на чаше весов были человеческая мораль и стремление оградить сына от мук и страданий.
Народный артист СССР Михаил Ильич Бушнов в ходе обсуждения спектакля, говоря и о мастерстве молодых актеров и о мастерстве режиссера-постановщика, сожалел о том, что в Новошахтинском драматическом театре не было режиссеров ростовских театров, для которых этот семинар тоже был бы хорошей школой.

Много споров вызвал третий спектакль «Иллюзия» Ивана Вырыпаева, поставленный молодым режиссером Александром Хухлиным, ставшим в этот день обладателем «Золотой маски». И это неудивительно, потому что с постмодерном наш зритель, воспитанный на классике, практически не сталкивался. Хотя совершенно неподготовленным к современным веяниям и направлениям в театральном искусстве его считать нельзя. Наши театралы вполне благосклонны были к спектаклю «Урок с Пробелом» Ионеску, поставленному Александром Лебедевым, они на ура приняли «Одновременно» Гришковца в постановке Светланы Соповой.
В данной постановке их сбила с толку зарубежная мыльная опера, разыгранная в российской коммуналке пятидесятых годов, и непривычная манера читки текста роли с листа. И вообще непривычная форма эскиза спектакля. Но к чести наших актеров ( роли исполняли Оксана Второва, Юрий Сопов, Александра Сопова и Александр Пхида), они хорошо справились с поставленной режиссером задачей и мысль, что должно же быть что-то постоянное в этом хаотичном и беспорядочном космосе, врезалась в мозг. Ведь при всем том, что мы живем в жестком реальном мире, иллюзии питают многих из нас, и может быть, именно они заставляют цепляться за жизнь, дают силы прожить ее до естественного конца. Нам всем нужна великая любовь, потому -то о чужой мы так рассказываем сочно, взахлеб, немного театрально. Мы все хотим постоянства в отношениях, в жизни. Да ведь и привычка смотреть мыльные оперы - это тоже стремление уйти хотя бы на час в мир иллюзий. После нескольких минут зритель уже начал привыкать к тому, что актеры художественно читают текст с листа, и это не мешало следить за развитием фабулы пьесы.
Какой-то неожиданной гранью таланта в этом спектакле открылись Оксана Второва и Александра Сопова. Вообще в этот день было ощущение, что наши актеры за один семинар шагнули в мастерстве сразу на две-три ступени.
Еще нужно отметить немного подзабытую в нашем театре традицию проводить после спектаклей зрительские конференции. В этот раз обсуждению подлежали все три спектакля, и зрителям было предложено высказаться по вопросу, стоит ли ставить в репертуарный план именно эти пьесы, надо ли их дорабатывать или оставить в том виде, в котором их только что показали. Значительным большинством голосов зрители проголосовали положительно за все три спектакля, причем, «Ночь Гельвера» посчитали законченным, не требующим доработки спектаклем.
Заслуга этой лаборатории в том, что зрителям была дана возможность познакомиться с современной мировой драматургией и понять, что и сегодня есть качественная современная пьеса и талантливые, неординарно мыслящие драматурги. Есть новое поколение молодых режиссёров, со своим свежим, необычным и удивительным восприятием мира.
И немного об уровне состоявшегося в нашем городе культурного события.
В один день, в одном зале собрались сразу три обладателя национальной премии «Золотая маска»: режиссёры Елена Невежина, Александр Хухлин и народный артист СССР Михаил Бушнов, лауреат Международноймеждународной театральной премии им. К.С. Станиславского, лауреат премии им. С. П. Дягилева театральный деятель Олег Лоевский и заслуженный работник культуры РФ, заместитель главного редактора газеты "Культура" Наталья Каминская.

Увлекшись зрительскими впечатлениями мы как-то забыли о чувствах и впечатлениях актеров, ведь лаборатория организована для них, и о том, как работалось с нашими ребятами настоящим мастерам большой сцены.
Актриса Александра Сопова выразилась по-молодежному — просто и понятно «Это был кайф!». Актеры говорили о том, что это было настоящее совместное творчество, доставляющее радость и помогавшее открыться второму дыханию, о том, что они почувствовали, что поднялись на другую ступень мастерства, поняли как правильно и эффективно можно работать над ролью. А режиссеры говорили о том, что столкнулись с уникальным коллективом, где царит небывалая любовь к своему театру, профессии, готовность работать до изнеможения, их покорили открытость и искренность актеров. Как сказал режиссер Кирилл Вытоптов, в таком живом, правдивом и искреннем театре работать счастье, и все участники семинара — лаборатории получили радость и удовлетворение от совместной работы. Как подчернул Олег Лоевский: «Новошахтинску повезло, что здесь есть такой интересный, живой театр, где не боятся экспериментов, не боятся поднимать важные темы, осваивать современный театральный язык. У актёров есть желание учиться, они открыты для этого, а у Театра Наций есть своя методика обучения. И на мой взгляд, она дала свой результат. Все спектакли сыграны на чистой актёрской энергии. Нет ни единого актёрского штампа. Каждая работа интересна и с точки зрения режиссуры и актёрской игры.»
И еще на одном хотелось бы заострить внимание. Семинар- лаборатория именно в такой форме — школа великая и эффективная. Но важно другое. То, что уже на правительственном уровне стали думать о развитии театра малых городов и оказывать им реальную помощь. Ведь Евгению Миронову удалось добиться открытия президентской поддержки развития театра малых городов России, которая призвана оказывать реальную помощь и поддержку таким одержимым театральным коллективам, как наш, новошахтинский. Спасибо огромное. Это дает надежду на возрождение российской духовности.
И последнее. Вспоминаются 90-е годы прошлого столетия, когда в Новошахтинске рухнула размеренная стабильная жизнь и народ не сводил концы с концами из-за постоянной нехватки денег.
В Новошахтинском (тогда народном) театре ставили «Собор Парижской Богоматери» по роману В.Гюго. Спектакль был бесплатным. Но нужно было доехать из поселков на эту премьеру. Мне врезался в память разговор двух женщин. Одна из них делилась с другой своими мыслями: «У меня денег только на дорогу на работу и на хлеб.., послезавтра обещали часть зарплаты. выдать. Я посидела, подумала и решила: сходить на работу пешком, но погреть душу на спектакле, должно же быть в жизни что-то светлое!». Меня это потрясло. И зал в этот день не вместил всех желающих. Люди стояли в проходах весь спектакль. А в 2003 году, когда закрыли все шахты в городе и люди лишились работы, были аншлаги на спектакль «Билокси - Блюз» Нила Саймона… Это к вопросу о том, нужен ли Новошахтинску театр.

Светлана Яншина, член Союза журналистов России


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.