Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: «Чайка», летящая над временем 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Творчество Чехова остаётся актуальным и в наши дни, что показала премьера «Чайки», недавно прошедшая в самом молодом в Российском Донбассе Новошахтинском муниципальном драматическом театре. Эта постановка оказалась не только замечательным подарком жителям города, но и серьёзным экзаменом для театрального коллектива. А интересные творческие решения ожидали зрителя с первых минут спектакля.


Когда при постановке пьесы хотят подчеркнуть вечность затрагиваемых проблем, то стараются использовать на сцене минимум реквизита, а в костюмах героев – не придерживаться стопроцентной исторической точности. К этому приёму не раз обращались мастера сцены – так в своё время покорила сердце японского зрителя пьеса Горького «На дне», так в исполнении Владимира Высоцкого в ХХ век ворвался Гамлет.

Именно таким образом решили действовать новошахтинцы, ставя своей целью сломать стену времени и донести до ныне живущих то, что хотел сказать классик. Ведь, проблемы, поднимавшиеся в тот вечер на сцене – поиск молодыми людьми своего места в жизни, конфликт отцов и детей, служение искусству и вопросы нравственного выбора – вряд ли когда-нибудь смогут устареть.

 

- Давно хотел поставить «Чайку», - говорит режиссёр-постановщик «Чайки» Игорь Черкашин. - Эта пьеса живая, замешанная на страстях, крови и любви. В ней много пластов, она многослойна, а звучит также современно, как и сто лет назад.

 

Известно, что Чехов определил жанр «Чайки» как комедия, несмотря на то, что комедией в привычном нам понимании этого слова само произведение не является.

Новошахтинцам очень хорошо удалось донести трагическую сущность чеховской сатиры на окружающий мир, открыть для зрителя эту грань его творчества, показать, что за юмором и иронией в произведениях Чехова скрыт более глубокий пласт, заставляющий по-настоящему содрогнуться.

 

- У Чехова жанр определяется жизнью, он всё время спорит с театром, - рассказывает Игорь Черкашин. - Сегодня выражение «смешной человек» значит нечто иное, чем во времена Чехова – тогда оно несло оттенок горькой улыбки. Так и комедия - сто лет назад одним из значений этого слова было просто театральное представление, присутствовал некий момент отстранения: это - комедия, а это - жизнь. Понимание грани между этими вещами позволило нам дать такое понимание жанра, как «комедия жизни», эту формулировку мы и указываем для зрителя.

Отрадно заметить, что постановка «Чайки» на новошахтинской сцене стала не средством самоутверждения театрального коллектива, а поиском новых путей совершенствования.

 

- Дороги созданы не для цели, они - для путешествий, - отмечает Игорь Черкашин. - Важен процесс погружения в материал: артист растёт на хорошей драматургии. Да, это планка, это задача, которые могут быть в чём-то непосильными на сегодняшний момент, но только проходя через них возможен творческий рост.

 

- У нас сошлись мнения, что главное – не сам спектакль, а путь, который с этим спектаклем проходит весь театр – и артисты, и постановочная часть, и зрители, - дополняет коллегу художественный руководитель Новошахтинского муниципального драматического театра Светлана Сопова. - Для нас это – новая ступень, и надеюсь, что мы поднимемся на новый уровень, ведь такая постановка формирует не только профессиональные качества, но и личность артиста.

 

Два главных персонажа «Чайки» - люди молодые, и постановка такого произведения – возможность актёрам, находящимся в начале творческого пути попробовать себя в ведущей роли.

- Я хотела сыграть Машу, мечтала об этом, - рассказывает Александра Сопова. - Но так получилось, что довелось репетировать двух героинь: в другом составе я играю ещё Нину Заречную. Хорошая пьеса, опытный режиссёр, настоящий зритель, и настоящая сцена - самая лучшая школа, дающая не меньше, чем институт, где я учусь.

- Сложно ли играть главную героиню?


- Это два разных образа: в начале пьесы Нина – светлый, жизнерадостный человек, и совершенно трагический, израненный жизнью – в финале.Это моя первая главная роль во взрослом спектакле, большая работа под руководством талантливого режиссёра, говорит исполнительница роли Нины Заречной Ольга Сопова. - У нас с Сашей получаются совершенно разные образы, совершенно разные представления о Нине Заречной

 

- Для меня это возможность прикоснуться к бессмертному произведению. – говорит исполнитель роли Константина Треплева Михаил Сопов. - Роль очень сложная: Треплев - очень интересный персонаж, пытаюсь его понять, переосмыслить и применить к себе. Мой герой во многом похож на Нину Заречную – в начале и спустя два года мы видим два разных персонажа: наивный талантливый юноша, чья трагическая судьба становится предрешённой.

 

Помимо хорошей драматургии совершенствование невозможно и без высокопрофессиональной режиссуры. Для постановки «Чайки» был приглашён талантливый режиссёр из Стерлитамакского русского драматического театра (Республика Башкортостан) Игорь Черкашин. Вот что он сказал по этому поводу:

 

- Стараюсь индивидуально подходить к психофизике каждого артиста: любой актёр – это огромная вселенная, целый мир, и образ должен складываться по законам именно этой вселенной. Надо понять как актёр устроен, за какие ниточки нужно дёргать, как поворачивать всеми гранями характера к зрителю, никоим образом не навязывать. Иначе театр может стать мёртвым: загнать в форму, в выполнение каких-то ритуалов можно кого угодно, но будет ли такой образ кого-то трогать, будет ли живое общение?

 

- Какие впечатления увезёте из Новошахтинска?

 

- Этот театр – театр-дом, где каждый актёр выполняет массу разных обязанностей кроме игры на сцене: они и монтировщики, и бутафоры. Это такая студийная команда, живущая единой семьёй, где каждый страшно переживает за то, чтобы всё получилось наилучшим образом. У них пока ещё идёт становление, но это с лихвой перекрывается сумасшедшим желанием, с которым они хотят заниматься делом. Они идут своей дорогой, хотят, чтобы у зрителя в этом городе был театр,  стараются, отдают себя полностью для того, чтобы получился спектакль и произошло чудо театра. Это подкупает, пытаюсь соответствовать их искренности.

 

Вполне ожидаемым стало то, что зритель на эту искренность ответил взаимностью. Говорить об аншлаге – ничего не сказать: зрителей в зале было намного больше, чем мест.

 

- Спектакль состоялся, - констатирует журналист Тамара Кожурина. - Там есть атмосфера, в которую погружаются актёры и, главное - есть горение - щепочку бросаешь в камин, и она вспыхивает ярким безудержным фонтаном огня! Какая экспрессия, какое желание донести ту боль, которая сквозит в каждом чеховском персонаже! Вы посмотрите, сколько сегодня было молодёжи, и какая приходила молодёжь! Ей можно было засесть в ночном клубе с бутылкой пива, а они пришли в театр, они смотрят Чехова, тянутся к этому! Вы видели какая была реакция? На последнем монологе Нины Заречной люди плакали!

 

- Донбасс всегда славился трудовыми династиями. Душой новошахтинского театра является семья Соповых, два поколения которой служат сцене...

 

- Это можно только приветствовать и восхищаться: то, что они сделали для этого города такой духовный прорыв, об этом театре уже говорят, им грезят в конце концов. Не всякий город может похвастаться таким семейством, которое от начала до конца сделало такой театр, который будет будоражить людей и собирать вокруг себя.

 

Александр ДМИТРИЕВСКИЙ,
спецкор газеты "Донецкий кряж" в Российской Федерации


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.