Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Фестиваль: Сюрпризы и огорчения 

«« Перейти в раздел "Пресса"

В Ростове прошла традиционная – 18-я – Декада донского театра, в которой приняли участие сценические коллективы из Новошахтинска, Шахт, Таганрога и, естественно, областного центра.


Когда молодые люди спрашивают: "Ф.М. Достоевский – это радио?" – смеяться не очень хочется. После отодвинутых и позабытых школьных программ классику возвращают нам сегодня, пожалуй, только театры. Просмотрим декадную афишу: Фонвизин, Лермонтов, Гоголь, Чехов. Музыкальный театр давал оперу Моцарта, кукольный – сказку Аксакова. Тоже классика. И как же прочли ее современные режиссеры, что сказали нам про нашу жизнь на материале драм и комедий прошлых веков?

 

Фонвизин написал сатирическую комедию "Недоросль", а питерец Б.Уваров, поставивший спектакль по этой пьесе на сцене академического Молодежного театра, перевел ее в другой жанрово-смысловой регистр – впрочем, трудноопределимый. Возможно, он намеревался сочинить трагический балаган (ибо в комедии речь идет и о серьезных вещах – пороках государственного устройства, системы воспитания). А может, просто балаган. Но и его стилистика не выдерживается. Получилось эстрадное шоу, разудалая веселуха, куда привнесены современный сленг и попсовые шутки, а персонажи "Недоросля" стали масочными. Им отказано в человеческих чувствах. Очень жалко артистов.

 

К таганрогским артистам тоже испытываешь сходное чувство – сожаление по поводу художественного результата спектакля "Женитьба" по Гоголю, который они привезли на фестиваль. Воронежский режиссер А.Иванов, безусловный мастер, довольно продолжительное время возглавлявший и Таганрогский театр имени А.П.Чехова, поставил у нас несколько интересных спектаклей, но нынешний не назовешь в ряду его удач. Решение намечено, но недовоплощено, не реализовано, а финал и вовсе скомкан: Подколесин, бежавший от женитьбы, просто уходит за кулисы. В спектакле по существу лишь одна значительная актерская работа – С.Герта в роли Кочкарева.

 

Декадные спектакли нам несколько раз являли прискорбную картину того, как они, прочтенные "поперек текста" или не очень внятно, сводили на нет или снижали усилия исполнителей. В шахтинском "Госте" по пьесе И.Михеичевой, играют двое - Е.Добринская и З.Комлев, которым пришлось преодолевать и недостатки пьесы с огорошивающими сюжетными поворотами, и аморфность постановки. Трудно сказать, чем артисты вдохновились: видимо, додумали предысторию и поверили в нее, потому что играли искренне и сумели привлечь внимание зрителей к драме своих героев.

 

Поскольку пьеса – не из тех, что на слуху, стоит дать представление о ее содержании. Когда-то в молодости некая Диана Адамовна уехала в Швецию, оставив мужа и трехлетнего сына. И теперь, вернувшись через 18 лет, она встречает в своем доме гостя - Вадима, назвавшегося другом ее сына, и с тем же именем. Парень проявляет подозрительную осведомленность в деталях прежней жизни Дианы Адамовны. Скорее всего, он и есть ее сын. Но как бы ни было на самом деле, эти два человека пережили каждый свою драму, выплескивают годами копившиеся обиды и в то же время ищут тепла и понимания. Артисты передают душевную боль двух одиноких людей, смятение чувств – от недоверия к приязни, от холодности – к почти родственной сердечности.

 

Когда все сходится в спектакле – отчетливая постановочная идея, сценографическое решение, актерская игра, - тогда возникает единое художественное целое, радующее и глаз, и ум, и душу. Как, например, "Девичник над вечным покоем" А.Менчелла, выставленный на фестиваль Провинциальным благотворительным культурным фондом имени заслуженного артиста России А.Ветрова. Три подруги, три вдовы регулярно посещают кладбище, где покоятся их мужья, делятся воспоминаниями о них, печалятся, но жизнь берет свое и подбрасывает им поводы для радости и смеха.

 

Близ такого скорбного места режиссер А.Лебедев создает светлую историю, в которой переплетаются трагедия и комедия, ощущение непоправимости и возрождающиеся надежды.

И еще одно теплое чувство испытали зрители, пришедшие познакомиться с театром, о котором они вряд ли слышали – это Таганрогский молодежный театр Н.Малыгиной, не имеющий статуса государственного и приглашенный на фестиваль в качестве гостя. Он привез в Ростов "Этих свободных бабочек" Л.Герша, замечательно поддержав достоинство жанра мелодрамы. На сцене было все уместно: скромные предметы быта (тахта, маленький столик, лестница наверх, к спальному месту), чистый звук трубы – еще один штрих к чистой душе героя; легкие, осторожные, но не подчеркнутые шаги слепого юноши, который не хочет жалости к себе, потому что преодолел дискомфорт, точно вымеряв маршрут и по своей комнате, и по улицам, ведущим к магазину или прачечной.

С людьми оказалось посложнее – ни предвидеть, ни расчертить линию, ведущую к ним, невозможно. Что происходит между главным героем "Бабочек" Доном и его матерью,  между ним и девушкой Джил? Сложный клубок их взаимоотношений молодые артисты играют по классике психологического театра, открывая нам глубину переживаний, нигде не фальшивя, не давя на слезу, не поддаваясь искушению форсировать чувства. При внешней скромности сценических средств нетрудно заметить их огромное внутреннее напряжение. Недаром председатель жюри М.Бушнов на итоговой конференции посчитал возможным сказать, что иным опытным артистам, в игре которых ощущается усталость, стоило бы посмотреть спектакль таганрогской студии и вспомнить подзабытую трепетность в отношении к театру.

Что ни говорите, а есть у молодости свое преимущество – свежесть чувств, которая делает трогательным моноспектакль "Одновременно" Е.Гришковца (Новошахтинский драматический театр) в исполнении М.Сопова. Сам автор играл его несколько лет назад в Ростове, и это была непривычная сценическая форма, и манера, не похожая на актерскую. Конечно, никак нельзя было (да и вряд ли возможно) скопировать фирменную интонацию Гришковца, и новошахтинский театр предложил собственное прочтение пьесы. Его лирическим героем стал человек более молодого поколения, почти мальчик, который на белом подиуме, в белой одежде, у светлого дерева с висящим яблочком чувствует себя Адамом, познающим мир. Он удивляется своим крошечным открытиям и приглашает нас подивиться вместе с ним. Он общается со зрителями, внимающими ему молчаливыми собеседниками, и в то же время прислушивается к собственным ощущениям, пытаясь понять, как устроена жизнь вокруг и где его место в ней. Его простодушная интонация, манера разглядывать все вокруг с наивной пристальностью и легкой усмешкой обеспечивают ему абсолютную симпатию зала.

 

Еще один моноспектакль фестивального репертуара был тоже на особый – авангардистский - манер. Актер Молодежного театра Н.Ханжаров на этот раз выступал от Молодежного культурного центра. Он создал композицию "День ангела" по мотивам поэмы М.Лермонтова "Демон", срежиссировал и сыграл ее. Он вышел на сцену в одежде, выдающей в нем человека рок-культуры, отодвинутой временем. Но сам-то он жив и еще молод, он свой в системе компьютерных технологий. Изображения на мониторе (городская улица с автомобилями, гибель жениха Тамары тут же, на тротуаре; бестрепетный юноша в белом – сегодняшняя модификация ангела-спасителя) будут сопрягаться с событиями в доме Гудала. Актер читает лермонтовскую поэму: "Да он и не взял бы забвенья…" "И входит он, любить готовый…", но "он" и "я" в конце концов сливаются, и мы видим, как трагически переживает этот странный человек свою вину, как тяжек ему груз демонова бессмертия и мысль о невозможности простого счастья.

Н.Ханжаров сталкивает в своем спектакле две далеко отстоящие друг от друга культуры: поэтический мир позапрошлого века и нынешнюю машинерию, - и от этого столкновения искрит, и рождается новый смысл. Все равно душа – потемки, и никакие технические ухищрения не прояснят их.

 

"Свет разума", который должен взойти над миром, сулит нам "Волшебная флейта" Моцарта в Музыкальном театре. Огромная люстра опускается над сценой, "изображая" театральное солнце. Все в этой сказке наивно: испытания, которым подвергается главный герой Тамино, спасающий красавицу от злодея; и ангелочки с крылышками, которые совсем недавно были дворовыми мальчиками, играющими в мяч и фехтовальные схватки; и диковинные звери, и волшебник Зарастро, похожий на памятник самому себе.

Все события происходят в развалинах старого театра (сценография С.Зограбяна). Его древние стены слушают волшебную музыку: сложнейшие арии и ансамбли, впечатляющие музыкальные портреты и хоровые сцены, куплеты в духе народных песен.

 

Улыбаясь навстречу этой музыке, подготовимся к "Невидимым миру слезам". Так называется спектакль академического театра драмы имени М.Горького по рассказам А.П.Чехова. Режиссер Н.Сорокин в качестве объединяющего их мотива вводит людей, обслуживающих съемку телесериала, и нам до них нет никакого дела. Но когда в финале произносится фраза: "А теперь посмотрим отснятый материал", - становится легче на душе. Прием понятен. И становится совсем хорош, когда на экране крупным планом возникают несчастные лица рыдающих мужчин, которыми только что, во всех чеховских рассказах, женщины крутили, как хотели.

 

Из четырех новелл наиболее совершенными и по замыслу, и по исполнению мне представляются "Предложение" и "Юбилей". Здесь артисты – все! -удивительно правдивы в гротеске, соблюдая вкус и чувство меры.

 

Театр кукол показал, полагаю, не лучший свой спектакль – "Аленький цветочек" по сказке С.Аксакова. Там есть удачные актерские работы, но огорчают излишняя пестрота декораций и костюмов и не весьма соответствующие образам сказки куклы. Это особенно удивило, потому что куклы в этом театре всегда были отменно хороши. Ну, хватит претензий – ведь маленьких каждый обидеть может.

 

Людмила Фрейдлин,

Член жюри областной декады донского театра

 

Премиями фестиваля награждены:

Т. Шкрабак – за лучшую женскую роль второго плана (Татьяна Алексеевна в спектакле "Невидимые миру слезы" (театр имени М.Горького)

А. Ветрова – за лучшую женскую роль второго плана ( Люсиль в "Девичнике над вечным покоем". Фонд имени А.Ветрова)

С. Герт – за лучшую мужскую роль второго плана (Кочкарев в "Женитьбе". Таганрогский театр имени А.П.Чехова)

А. Ребенков и Ю.Борисова – за лучший дуэт (Ломов и Наталья Степановна ("Невидимые миру слезы". Театр имени М.Горького)

Н. Сорокин – за режиссерское рещение спектакля "Невидимые миру слезы" (театр имени М.Горького)

С. Зограбян – за сценографию ("Волшебная флейта". Музыкальный театр)

Т. Климова и А.Пужалин – за лучший дуэт (Папагена и Папагено. "Волшебная флейта". Музыкальный театр)

В. Волжин и Е.Андрейчук – за лучший дуэт (Дональд и миссис Бейкер. "Эти свободные бабочки". Таганрогский молодежный театр)

Н. Ханжаров – за современное прочтение классики (моноспектакль "День ангела". Молодежный культурный центр)

М. Сопов – за музыку к спектаклю "Одновременно" (Новошахтинский  драматический театр)

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.