Последние
премьеры:
 Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль  Гроза  Снегурушка  Пиковая дама.  ПРЕМЬЕРА!  Варвара-Краса, длинная коса. ПРЕМЬЕРА! Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Роковая метель Михаила Заеца 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Роковая метель Михаила Заеца

 

Спектакль

Спектакль "Метель" Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр © Э.Алекперов

 

Я не знала, как подобраться к описанию своих чувств после просмотра в Ростовском-на-Дону Академическом Молодёжном театре

постановки «Метель» режиссера Михаила Заеца. VIII Международный театральный фестиваль «Любовь, что движет солнца и светила»,

в рамках которого была показана постановка, поистине удивляет своей великолепной афишей. Спектакль «Метель» был отмечен сразу в

нескольких номинациях.


Диплом имени Народного артиста СССР  Михаила Ильича Бушнова в номинации «Лучшая мужская роль» заслуженному артисту РФ Юрию

Филатову за исполнение роли Гаврилы Гавриловича (Метель) и роли Вырина (Станционный смотритель) в спектакле «Метель» по повести

А.С. Пушкина


Диплом в номинации «За лучшее пластическое исполнение спектакля» хореографу Людмиле Чигишевой за спектакль «Метель» по повести

А.С. Пушкина


Диплом в номинации «За лучшее световое решение» художнику по свету Евгению Козину за спектакль «Метель» по повести А.С. Пушкина

 

Диплом «Приз зрительских симпатий» спектаклю «Метель» по повести А.С. Пушкина

 

Спектакль

Спектакль "Метель" Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр © Э.Алекперов

 

Долго собиралась с мыслями, пытаясь свою личную симпатию к режиссёрской гениальности отсеять от взгляда объективного и серьезного,

непредвзятого, так сказать: «Tabula rasa». Силилась серьезно разобрать метафоры, стилистику, форму, оригинальность и ещё много чего.

И решила: «Об этом я подумаю завтра». Но мысли всё время возвращались и возвращались к увиденному.  Спектакль поглотил меня всецело,

и я пошла писать.

 

«Диссертации дряхлеют, критические этюды остаются» - изрёк Леонид Гроссман. А кто сказал, что после спектакля надо включать в себе

критика? Кто-то, да и сказал. У меня не получается, критические этюды – не моё. После спектакля во мне так и остаётся зритель, театрал,

любитель, ценитель. В близком кругу я даже пользуюсь собственным неологизмом: «театральный интуинёр» - интуитивно чувствующий театр.

Так вот, этот тип во мне, интуинёр, влюбился в «Метель» с самого начала, как только дворовые девушки и парни устроили весёлую кутерьму с

алюминиевыми тазами. Подумайте только, звучит странно: «весёлая кутерьма с алюминиевыми тазами»? Но на деле это осмысленный, невероятно

пластичный, законченный сценический танец! Жалею, что я не преклонных лет дама с моноклем, которая ласково гладит морщинистой рукой плечо

балетмейстера Чигишевой и тихо так говорит: «Я не знаю, Людочка, что Вы там делаете с этими молодыми артистами на репетициях, но двигаются

они у Вас, как апологеты Терпсихоры». 

 

Спектакль

Спектакль "Метель" Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр © Э.Алекперов

 

Всё сценическое пространство усыпано снегом. Снег падает монотонно, кружась в ритме легкой музыки. Ничего и не предвещает метель.

Дворовые люди пластично и свободно двигаются на сцене. «Зима!... Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь». На сцене весело,

радостно, нехлопотно! Марья Гавриловна (Наталья Закоптелова), вздыхая над французским романом, тоскует в ожидании и томлении по

главному чувству человеческого существования – любви. Батюшка её, Гаврила Гаврилович (заслуженный артист РФ Юрий Филатов), вместе

с матушкой, Прасковьей Петровной (заслуженная артистка РФ Валерия Искворина), живут ровной жизнью, любуясь на своё прекрасное дитя,

и ждут подходящую пару для замужества. Чинно и обыденно течет жизнь в провинции. Помните, как  у Лариных: «В глуши, в деревне все вам

скучно, А мы…. Ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно»? Вот и в Ненарадове так же. Что может нарушить такую тишь да благодать?

Если только… метель. И метель, роковая стихия, проносится по жизни главных героев.


Вот дальше умолчу, идите и смотрите, ибо трогательно, мастерски глубоко и очень красиво. Валерия Искворина и Юрий Филатов – дуэт, которому

я отдала все награды своего сердца. Метель прошлась не только по каждому герою, но и зрителю. Подняла все эмоции, заставила трепетать душу,

сопереживать и ронять одинокие слёзы в платок. Но за каждой метелью обязательно будет «день чудесный». Наше всё!


В этот день в театре все  дышало творчеством Пушкина: в антракте крутили запись стихов поэта в исполнении Иннокентия Смоктуновского,

в пьесе много отсылок к другим  работам Александра Сергеевича. Полное погружение в творчество Солнца русской поэзии.

 

Спектакль

Спектакль "Метель" Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр © Э.Алекперов

 

Второй акт предстал перед зрителем ещё одним рассказом из цикла повестей Александра Сергеевича «Повести покойного Ивана Петровича

Белкина» «Станционный смотритель» и не оставил никого равнодушным. Извечная тема поколений, предрассудков, любви и роковой страсти.

Надо отметить, что в спектакле почти все актеры играют две роли. Во втором акте на лету подхватывают текст и быстро перестраивают

зрительское внимание на новых персонажей. И это  не только объединяет совершенно разные рассказы, но делает спектакль целостным.

 

Станционный смотритель Вырин, его блестяще играет народный артист России Юрий Филатов, человек не богатый, но счастливый.

И, действительно, богатство не делает человека счастливым, счастливым его делает любовь. Мы видим любовь отчию, чистую, святую.

Да и как не любить такое сокровище, как Дуняша (Софья Львова)?! Лёгкая, весёлая, лучезарная она порхает по сцене как мотылёк, легко

взбираясь на высокие декорации, чтобы достать хранимое на полатях варенье. Доченька Дуняша - помощница отцу, отрада для глаз, надежда

в старости. И всю эту идиллию семейного счастья в станционной глуши нарушает жизненная метель. Рок судьбы приходит вместе с гусаром

Минским (Александр Гайдаржи).

 

Спектакль

Спектакль "Метель" Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр © Э.Алекперов

 

Любовь и страсть разворачиваются перед нами, захватывая воображение. История Минского и Дуняши пронизана красотой и живой

эмоциональной глубиной. Их сердца бьются в унисон, создавая на сцене прекрасное и трогательное зрелище любви. Но, несмотря на всю

привлекательность и искренность их чувств, мы осознаем, что различные социальные статусы станут преградой на пути их счастья. И вот удар!

Дуняшу увозит с собой гусар Минский, лишая ее отца мечты о семье и счастье. «Метель» жизни уносит покой станционного смотрителя,  

разбивает сердце стареющему отцу. Кульминация, скорее всего, заключается в сцене, когда у смотрителя Самсона Вырина появляется шанс

увидеть свою дочь. Несчастный отец отправляется за Дуней в Северную столицу. Он замечает отражения дочери во всем, в каждой женской фигуре,

в мимолётно мелькнувшем силуэте, велика его тоска по родному дитя. Петербург чудится порочным, холодным, враждебным. Режиссёр ярко

подчеркивает всю чуждость, излишность Вырина в этом бездушном городе. На сцене появляются люди в масках, одинаковые, распутные,

бессердечные. Смотритель - травинка, случайно прилетевшая в безликий мир железа, бетона, камня. Отец знает, что где-то здесь, среди

бесконечного равнодушия и безучастности, живёт  его Дуняша, чистая, добрая, невинная душа. 

 

Спектакль

Спектакль "Метель" Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр © Э.Алекперов

 

Слёзы заливают мне глаза. Невероятно мощная сцена. До финала я рыдаю, не переставая, отбросив все стеснения.  Всё так близко мне:

дети, покинувшие отчий дом, далёкие большие города, полные порока и соблазна, переживания родителя, горечь разлуки. Какая мать устоит?! 

Глубина! Ай да режиссёр! Ай да Пушкин!


Хочется написать несколько слов о декорациях. Они эпизодически появляются на сцене, переставляются, переворачиваются, разворачиваются,

как конструктор. Но есть и  другой антураж: исполинские, могучие, грозные конструкции, роковые, которые опускаются над происходящем на сцене,

как Дамоклов меч, как пики судьбы, как тяжёлые перемены, грозящие неминуемо рассечь жизнь, убить надежду. Грандиозно, красиво и мощно!


Два рассказа, а спектакль –  единый организм. Синкретичное зрелище. И сквозь эту жизненную метель режиссёра Михаила Заеца, мы четко видим

его, Пушкина. Нет потери пушкинской интонации. Настоящий Пушкин. Извечный. Живой. Наше всё. Театральный интуинёр доволен. Любо!

 


 

Наталья Караваева, журналист

 




 

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.