Александра Сопова создала тифлокомментарии к 10 спектаклям театра
В Москве в Историческом музее работает выставка «Сны Сибири», представляющая культуру народов этого региона через археологические артефакты разных времен и произведения искусства современных художников. При помощи тифлокомментариев, тактильных копий и надписей шрифтом Брайля с экспонатами выставки могут познакомиться и незрячие люди. Тексты тифлокомментариев создала единственный тифлокомментатор Ростовской области, актриса Новошахтинского драматического театра Александра Сопова.
Справка. Тифлокомментарий — это целевая информация, специально подготовленная для слабовидящих для замещения или дополнения визуальной информации, которую воспринимает зрячий.
Получить профессию
Более пяти лет назад Саша узнала, что в Губернском театре Москвы актриса Ирина Безрукова делает тифлокомментарии к спектаклям, то есть, адаптирует спектакли для незрячих. Александру заинтересовала ситуация, из Сети она скачала методичку по тифлокомментированию, в которой, признается, мало что поняла. Но сама актриса как личность запала ей в душу, поэтому то, чем она занимается, хорошо запомнилось.
А во время пандемии, когда все сидели дома, была возможность заняться этой темой, в частности, тем, где можно этому делу обучиться. Тогда, несколько лет назад, обучение шло лишь в одном учебном заведении — институте РЕАКОМП (при ВОС) в Москве. Сейчас этой профессии обучают уже не только здесь, да и по разным программам.
На сайте института особой информации про обучение тифлокомментированию не было, и актриса обратилась в местную организацию ВОС. Там удивились, что она в курсе, что такое тифлокомментирование, и сказали, что хорошо бы ей поучиться этому делу, поскольку в Ростовской области тифлокомментаторов нет.
И буквально через неделю ей звонят из местной организации ВОС и сообщают, что в тот же день заканчивается прием заявок на грантовый конкурс фонда Алишера Усманова «Искусство. Наука. Спорт». Победителю, прошедшему отбор, выплачивался грант на обучение профессии тифлокомментатора- что называется, обучение профессии «под ключ», куда входило все, в том числе, проезд в Москву и проживание. Требовались документы не только о себе, но и обязательное указание мотивации — почему претендент хочет получить эту редкую профессию.
Мотивация убедила
Несмотря на то, что сбор документов и обоснование мотивации пришлось делать очень быстро, Саша прошла первый заочный тур, а далее было дистанционное собеседование, в котором принимали участие и психологи, и педагоги института. В этом разговоре шла проверка кругозора, памяти и, главное, готовности работы с инвалидами.
Одним из условий было следующее: претендент должен проживать в городе, где нет тифлокомментатора и не менее миллиона жителей. И Саше пришлось в мотивационном эссе рассказать про свой небольшой Новошахтинск и свой «звонкий» театр, известный уже всей России и активно работающий с незрячими.
Конкурс был довольно большой — пять человек на место. Но Саше удалось убедить педагогов в своей желании работать. И она оказалась среди тех 13 счастливчиков, которые получили возможность обучиться этой редкой профессии.
В 2020 году она защитила диплом и стала единственным на Дону тифлокомментатором — причем высшей квалификации.
Не только услышать, но и «увидеть» «Алладина»
Первым откомментированным ею спектаклем стал музыкальный спектакль «Алладин». Специального оборудования для незрячих, которое помогло бы им слушать тифлокомментарий спектакля, в театре не было. С первой его партией помог депутат Законодательного собрания области Роман Лютиков. Далее число гарнитур для незрячих зрителей увеличилось за счет выигранного у того же фонда «Искусство. Наука. Спорт» гранта: в рамках своей программы «Особый взгляд» фонд поддерживает специалиста, который подготовлен на его средства.
Сегодня в репертуаре театра десять спектаклей, которые идут с тифлокомментированием. Познакомиться с ними приезжают незрячие люди и из донской столицы. Ближайшая тифлопремьера — спектакль театра «Отпуск с привидением», поставленный по мотивам произведения Оскара Уайльда.
Саша с удовольствием рассказывает, как прошел первый спектакль с тифлокомментированием. В микрофон, чтобы ее голос был слышен всем в зале, она описала себя. Прозвучало это так: «Здравствуйте! Меня зовут Александра Сопова, я актриса среднего роста, среднего телосложения. У меня прямые каштановые волосы чуть ниже плеч. На мне платье из ткани в клетку полуприлегающего силуэта. Вы меня не видите, но ваше воображение уже нарисовало мой портрет и теперь вы знаете, как работает система тифлокомментирования». Эти слова обычные зрители восприняли очень эмоционально.
«Сны Сибири» и не снились
У программы «Особый взгляд» есть свой сайт, где размещен список тифлокомментаторов, прошедших обучение и способных составлять тексты, сопровождающие произведения искусства. Тут же можно познакомиться и с резюме каждого. Саша считает, что ей повезло, когда взгляд организаторов выставки упал на ее фамилию. Впрочем, почему — повезло: опыт описания произведений той же живописи у нее есть.
В Новошахтинском театре проходила выставка произведений донских художников, которую предоставил ростовский музей современного искусства на Дмитровской. И для незрячих зрителей актриса комментировала представленные картины. К проводимым для незрячих зрителей экскурсиям по выставке всегда присоединялась остальная публика. Зрячие люди после услышанного говорили, что они никогда не обращали внимание на те детали, о которых шел рассказ в тифлокомментариях. Так что работа в музее Саше была вовсе не чужда.
Сначала организаторы «Снов Сибири», занимающиеся тактильными копиями археологических артефактов, попросили ее сделать тифлокомментарий к одному экспонату, который назывался «Кондонская Нефертити». Саша влюбилась в эту статуэтку с первого взгляда, перевернула массу информации о времени, в которое статуэтка была создана, изучила обстоятельства ее находки археологами. Текст был создан в короткий срок, записан аудиофайл, и все это было отослано заказчикам.
Через полчаса раздался звонок, в котором было сказано, что добавлять к сделанному комментарию нечего. И ее просят создать тифлокомментарии к 10 экспонатам.
Так благодаря, в том числе, работе актрисы Новошахтинского драматического театра Александры Соповой в одном из главных музеев страны на выставке, которая своими экспонатами произвела настоящий фурор, появилась возможность «увидеть» ее экспонаты и людям, зрения лишенным.
Тифлокомментарий к экспонату выставки «Сны Сибири» — антропоморфной статуэтки «Кондонская Нефертити» из собрания музея истории культуры народов Сибири Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (4 — 3 тысячелетие до нашей эры).
Кондонская Нефертити
Оригинал выполнен из глины в технике скульптурной лепки с нарезным узором, лощением и обжигом.
Статуэтка женщины. Бюст. По антропологическому типу она близка к современным нанайцам, ульчам и нивхам. Была обнаружена академиком Алексеем Павловичем Окладниковым в 60-х годах ХХ века при раскопках поселения оседлых рыболовов неолита на Нижнем Амуре, на левом берегу реки Девятки у современного нанайского села Кондон, что в переводе означает «Драконий». Сегодня это Солнечный район Хабаровского края.
Голова женщины с характерными для монголоидной расы чертами непропорционально вытянута в верхней части, уплощена и как бы вытянута назад, что напоминает прическу или головной убор. Утонченное изящное лицо. С мягко очертанным его овалом с подчеркнуто выпуклыми скулами контрастирует подбородок. Маленький рот чуть приоткрыт, губы немного вытянуты вперед. Раскосые глаза в виде дугообразных щелей утрированно узкие и вытянутые и глубоко прорезаны в глине. Выпуклые брови точно повторяют очертания глаз, и соединяясь в центре лица, переходят в ровный длинный нос. Кончик его заостроен и чуть опущен. Небольшая часть носа у точки крепления крыла справа утрачена.
В центре высокого лба небольшое углубление. Имело ли оно какое-то практическое значение, доподлинно неизвестно. Но по некоторым версиям это несквозное углубление в центре лба могло служить для фиксации головного убора или накладной прически.
Едва намечено утонченное туловище с покатыми плечиками с полным отсутствием рук. Наклон головы, отсутствие рук и шеи, направленной чуть вперед, напоминают хрестоматийное изображение египетской царицы Нефертити, в честь которой скульптура и получила свое название.
Так как статуэтка была найдена при исследовании жилища, то можно предположить, что она играла роль божка в домашнем святилище.
Тактильная копия выполнена в примерном масштабе один к четырем с помощью высокоточного 3D-сканирования.
Вера Волошинова
http://werawolw.ru/?p=28850 Живой Ростов, 10.12.2022