Фестиваль традиционно проводится Ростовским региональным отделением Союза театральных деятелей Российской Федерации в рамках Программы государственной и общественной поддержки развития театральной деятельности в Российской Федерации под патронатом Президента РФ.
О ходе и итогах этого творческого форума рассказывает член конкурсного жюри фестиваля Александр Молчанов:
- На суд жюри фестиваля «МЕЛЬПОМЕНА-2022» было представлено десять спектаклей – по одному каждым театром нашей области. Причём премьеры всех этих спектаклей состоялись в минувшем году.
Я впервые вошёл в состав жюри, однако мои более опытные коллеги говорили, что этот показ стал одним из сильнейших за последние годы. Мне, можно сказать, повезло. И это чувство везения не покидало меня при просмотре каждого спектакля – будь то в Ростове или в Шахтах, в Таганроге, Новошахтинске или в Волгодонске.
Отмечу сразу, что лучшим спектаклем фестиваля жюри единогласно признало оперу «Турандот» Ростовского государственного музыкального театра. Этот спектакль действительно стоит особняком, поражая своей целостностью, высочайшим уровнем исполнительского мастерства и творческой фантазией всех его создателей. Недаром прошлогодние гастроли на новой сцене Большого театра прошли с таким огромным успехом.
Участники создания оперы «Турандот» стали победителями сразу в нескольких номинациях.
Дипломом «Лучшая работа режиссёра» отмечен Павел Сорокин.
Исполнительницами лучшей женской роли в музыкальном театре стали Екатерина Краснова (партия Турандот) и Анастасия Овчинникова (партия Лиу), а исполнителем лучшей мужской роли в музыкальном театре - Вадим Бабичук (партия Калафа).
Ирина Вторникова получила диплом в номинации «Лучший художник по свету» за работу над спектаклями «Турандот» РГМТ и «Пиковая дама» Ростовского академического театра драмы им. М. Горького.
Тут следует сказать, что жюри конкурса так до конца и не поняло режиссёрский замысел нового спектакля Геннадия Шапошникова. Худрук драмы создал некий масштабный симбиоз драматического спектакля с оперным, в котором актёрам приходится маяться от недостатка текста. И всё это под фонограмму гениальной музыки П.И. Чайковского. Тем не менее исполнившей роль Графини народной артистке РФ Татьяне Шкрабак единогласно был присуждён и торжественно вручён диплом в номинации «За честь и достоинство».
Теперь о сугубо драматических спектаклях.
Тут для меня два безусловных лидера. Честно говоря, я давно не получал такого эмоционально хлёсткого удара (не побоюсь этого слова), какой поимел от спектаклей «Пер Гюнт» Таганрогского ордена «Знак Почёта» театра им. А.П. Чехова и «Последняя жертва» Донского театра драмы им. В.Ф. Комиссаржевской Новочеркасска. Их создатели заслуженно получили немалую толику наград фестиваля.
Приглашённый театром молодой режиссёр Анна Фекета написала собственную сценическую версию по мотивам одноимённой пьесы Г. Ибсена, поставила прекрасный спектакль, ярко сдобренный музыкой (не Эдварда Грига) и хореографическими номерами на грани спортивной гимнастики и акробатики. И всё это в таганрогском театре, не замеченном ранее в подобных экспериментах. Причём Анна Фекета одновременно выступила в роли балетмейстера и режиссёра по пластике, так решая пластические номера, что их драматургия без слов заставляет зрителей порой и всплакнуть.
В кулуарах художественный руководитель театра Сергей Герт говорил, что так подолгу и самозабвенно его актёры ещё никогда не репетировали и что он искренне гордится ими и режиссёром.
Естественно, Анне Фекета был вручён диплом «За лучшую работу режиссёра», а Татьяна Шабалдас (Осе) и Максим Ушмаев (Пер Гюнт) признаны лучшим актёрским дуэтом.
Другим творческим открытием стал спектакль театра из Новочеркасска.
Казалось бы, А.Н. Островский – давным-давно виденная-перевиденная классика. Ну чем тут можно удивить? А ведь новочеркасцы удивили. Режиссёр Пётр Орлов, также удостоенный диплома в номинации «Лучшая работа режиссёра», создал абсолютно современный спектакль, ничем не порушив (не растоптав и не унизив) классических, можно сказать, канонических основ русского театра. Очень интересное движение элементов декораций и блестящая игра актёрского ансамбля просто пленяют. Недаром заслуженная артистка РФ Людмила Фадеева (Глафира Фирсовна) получила диплом «Лучшая женская роль 2-го плана», Олег Хаустов (Лавр Мироныч) – диплом «Лучшая мужская роль 2-го плана», а молодой актёр Максим Улин (Лука Дергачёв) признан «Театральной надеждой».
Очень хочется, чтобы спектакли «Пер Гюнт» и «Последняя жертва» увидели жители не только Таганрога и Новочеркасска, но и ростовские любители театра. Впрочем, думаю, и в столице России они прошли бы с немалым успехом.
В номинации «Лучшая мужская роль» победил заслуженный артист РФ Юрий Филатов, виртуозно сыгравший сельского судью Адама в спектакле «ALIBI» («Разбитый кувшин») Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра. Пьеса написана Генрихом фон Клейстом более двухсот лет назад, однако режиссёр Михаил Заец со свойственной ему выдумкой нашёл интересное сценическое решение, легко связывающее сюжет с современностью.
Диплом «Лучшая женская роль» вручили актрисе Новошахтинского драматического театра Марине Кожушко за роль Шафак в спектакле «В ночь лунного затмения». Вообще-то, этот спектакль по произведению башкирского классика Мустая Карима на меня лично произвёл неоднозначное впечатление. Непросто воспринимается стихотворная форма действа, показалась не очень современной суть происходящего, да и непривычные русскому уху имена героев запоминать и воспринимать трудновато. Однако другие члены жюри узрели глубокий философский смысл спектакля, возможно, недоступный скромному журналисту. Вероятно, он как-то проявился в костюмах и свете, потому что победителем в номинации «Лучший сценограф и художник по костюмам» стала Ирина Михайлова, а ещё в одной, дополнительной номинации «Лучший художник по свету» им признан Борис Михайлов.
Один из отмеченных жюри конкурса спектаклей мы могли и не увидеть. Дело в том, что первоначально Шахтинский драматический театр планировал представить спектакль «Ханума», но в связи с болезнью одного из исполнителей нам был показан моноспектакль актёра и режиссёра Романа Гольцева «Контрабас» по рассказу Патрика Зюскинда. Режиссёр в данном случае, на мой взгляд, несколько превзошёл актёра, тем не менее спектакль получил «Приз зрительских симпатий», а Зураб Мачитадзе - диплом «Лучшая работа художника-постановщика». Режиссёр с художником действительно поработали с огромной выдумкой в сложнейших камерных условиях моноспектакля.
Спектакль «Гадкий утёнок» по сказке Г.Х. Андерсена Ростовского государственного театра кукол им. В.С. Былкова мы смотрели одновременно с его прямой трансляцией в Интернете на всю страну. Он вернул всех нас в детство, в тот уютный мир настоящих, качественно выполненных кукол и достойного исполнительского искусства. Режиссёр Елена Кушнаренко не только задумала спектакль. Она написала инсценировку и поставила этот добрый детский праздник, получив в результате диплом конкурса в номинации «За создание яркой авторской концепции». А художник-постановщик Элеонора Корниенко удостоилась диплома «За сохранение традиций создания играющих кукол».
Самый юный в Ростовской области Молодёжный драматический театр Волгодонска представил спектакль «Юбилей ювелира» Никола МакОлиф. Питерский режиссёр Георгий Цнобиладзе, к счастью, не стал издеваться над авторским текстом и переворачивать смыслы, как это сделал Константин Богомолов, ставя на сцене МХТ им. А.П. Чехова юбилейный для Олега Табакова спектакль. Хороший совместный труд творческого коллектива вылился в победу в номинации «За слаженную работу актёрского ансамбля».
Диплом получили артисты театра Михаил Добробабин, Елена Сергеева и Наталья Скорченко.
Очень порадовал Таганрогский камерный театр, который, не будучи даже муниципальным, создал свой очередной интересный спектакль – «Мойры Богудонии». Изначально драматург К. Фёдоров писал свою пьесу об одном из районов Санкт-Петербурга. Однако коллективу театра удалось адаптировать текст и смыслы произведения к таганрогской Богудонии. И когда автор, побывав на месте, проникся колоритом уникального района приморского города, то без раздумий дал добро на постановку.
Актёры виртуозно работают с очень необычными куклами – и по конструкции, и по возможностям. Они забавны и выразительны, а драматические артисты удивительно ловки и умелы в работе с ними. Поэтому жюри конкурса присудило спектаклю «Мойры Богудонии» диплом в номинации «За смелую творческую фантазию и мастерство».
Но особенно хочется подчеркнуть тот факт, что спектакль был поставлен на средства гранта, полученного от Союза театральных деятелей за предыдущую работу. То есть люди, презрев собственные житейские нужды, вложили деньги в новую работу, которой они, без сомнения, живут и дышат.
Вот таким получился театральный фестиваль-конкурс «МЕЛЬПОМЕНА-2022» - очень эмоционально окрашенным, ярким, высокопрофессиональным и каким-то особенно задушевным.
Теперь будем ждать следующего…
Алексей КЛИМАШЕВСКИЙ
Фестиваль «МЕЛЬПОМЕНА-2022» глазами члена его жюри (nvgazeta.ru)