Огромные массивные ворота, и на них висит невысокий щупленький человек, распятый, как Христос. Прошло девять лет. А эта картина до сих пор не потускнела в моей памяти. Вероятно, потому что Юрий Васильевич Сопов очень ярко сыграл чабана Ахмеда в многосерийном фильме «Хуторянин» режиссера Виктора Мережко, вышедшем на телеэкран в 2011 году.
Кино как новый опыт
В Новошахтинском драматическом театре Юрий Васильевич Сопов - главный художник, по своей основной профессии, и один из ведущих артистов. На его счету много ярких ролей. В «Хуторянине» он сыграл маленького, бесправного, забитого «чурека», понимающего, насколько его судьба зависит от настроения нынешних хозяев жизни. Как Юрию Васильевичу удалось это передать мимикой, походкой, готовностью и опаской, с которыми он неуклюже бежал, когда ему бандиты приказали подойти к ним! Одно слово - артист!
Позже и другие артисты Новошахтинского драматического театра стали сниматься в телесериалах. В сериале «Местные новости» нынешний главный режиссер и артист Михаил Сопов играл дизайнера Пашу, в одном из эпизодов в этом сериале играла и Ольга Сопова. А потом лица наших актеров все чаще стали появляться на телеэкране.
По-моему, в оптимизации расходования средств на съемку художественного кино есть определенный плюс. Режиссеры, вынужденные экономить государственные деньги, стали чаще снимать свои фильмы в естественных декорациях провинции и брать на эпизодические роли актеров местных театров.
По инициативе Союза театральных деятелей России проводятся кастинги и создается база данных, где хранятся видеоролики, профессиональные фото и сведения об артистах разных театров. Актеры нашего драматического театра активно участвуют в кастингах, кинопробах, и их охотно берут в эпизоды и на роли второго плана. Например, главный режиссер и ведущий актер нашего театра Михаил Сопов снялся в достаточно значительной роли тайного агента Ярослава в телесериале «Смотритель маяка», где играл вместе с популярными артистами Егором Бероевым и Максимом Дроздом. Все, кто следит за творчеством Михаила, высоко оценили его работу.
В фильме Сергея Крутина «Зеленый фургон» снималась целая группа новошахтинских актеров: Эльхан Алекперов, Александр Скулков, Вадим Шишкин, Игорь Лысенко, Юрий Сопов, Анатолий Матешов.
Врезался в память образ директора магазина Ашота Арутюновича Бодрицкого, созданный Эльханом Алекперовым. Южный национальный колорит и темперамент, чисто восточная хитринка, харизма - и перед нами очень яркий и предприимчивый мошенник.
У Анатолия Матешова получился запоминающийся образ киоскера, связного, передающего секретную информацию. По сценарию в фильме должно было быть несколько киоскеров. После первых же дублей режиссер пришел к выводу, что достаточно одного Анатолия Матешова.
У Александра Скулкова первой ролью была роль инкассатора в фильме «Зеленый фургон Совсем другая история». У Игоря Лысенко - роль водителя.
Охотно снимают режиссеры и Ольгу Сопову. Мы видели ее в сериалах «Кухня» (серия «Борьба за отель», администратор). Она снималась в сериалах «Ростов», «Ищейка», «Смотритель маяка», недавно снималась в Крыму в новом сериале, которому еще не дали официального названия. Особенно запомнилась Оля Сопова в сериале «Смотритель маяка», где она непосредственностью и чистотой своей героини покорила сердца даже Егора Бероева, Максима Дрозда и других актеров и обратила внимание продюсера, которая теперь рекомендует ее режиссерам, начинающим работать над новыми фильмами.
Александра Сопова рассказала, что актеры Новошахтинского драматического театра с удовольствием снимаются в кино на киностудии в городе Геленджике. У Александры за плечами две роли в сериалах «Под напряжением» (Мама героини Ани) и «Спасская» (Маргарита).
Конечно же, съемки в сериалах позволяют выжить нашим театральным семьям. Зарплаты в театре маленькие, а работать приходится иногда по 20 часов. В кино другие выплаты. Но наши ребята и в кино отдают себя так же, как на родной сцене.
Самый большой список ролей у Анатолия Матешова, он не может даже сразу их вспомнить и перечислить. Он снялся в фильмах «Черное море», «Французская кулинария», «Чики», «Челночницы», «Ростов-папа», «Куба далеко». Но свою эпизодическую роль в популярном в свое время фильме о Будулае («Возвращение Будулая») запомнил хорошо. Он играл извозчика, который увозил Будулая.
Кино или театр?
Как сами артисты нашего театра оценивают опыт работы на съемочных площадках? Чем отличается работа на камеру при софитах и на сцене?
Александр Скулков (сегодня в его личной кинокопилке пять ролей) говорит:
- Моей первой ролью был инкассатор в сериале «Зеленый фургон». Роль крошечная. Он выходит из машины и его тут же убивают бандиты.
Но попотел Александр на съемках немало.
В дублях эпизода, когда он падал как подкошенный после бандитского выстрела, нужно было каждый раз падать так же, как первый раз, чтобы и ноги в определенном положении оставались, и руки - иначе монтаж станет невозможным. Для съемок кино характерна скорость: нет многочасовых репетиций. Тебе дали текст перед выходом на съемочную площадку, нужно его быстро запомнить и сразу же встать перед камерами. И дублей может быть десятки.
Скулков снялся в сериалах «По законам военного времени-3», «Ищейка», «Зеленый фургон».
Сейчас в производстве находится сериал под рабочим названием «Капкан для монстра», где снимается целая группа новошахтинских актеров.
Большинство новошахтинских актеров предпочитает театр. Но в кино сняться возможности не упускают - это хороший профессиональный опыт.
Анатолий Матешов говорит, что киносъемки - это тяжелый и травмоопасный труд. Сам он получил серьезную травму ноги в ходе съемок в сериале «Зеленый фургон». Помните момент, когда киоскер падает с крыши, увлекаемый вниз героиней фильма? Было снято много дублей. В одном из них Анатолий Владимирович подвернул ногу и упал, съемки довели до конца, перевязав ему ногу, но потом травму пришлось долго лечить.
Михаил Сопов очень дорожит ролью тайного агента Ярослава. Но иногда было очень нелегко работать перед камерой в сериале «Смотритель маяка». Запомнился один съемочный день. Съемки шли на маяке. Стояла аномальная жара. Очень мешали приклеенные усы. Они запотевали, отклеивались, их приходилось часто протирать спиртом, и они начали на глазах белеть. Становилось еще жарче. Михаил очень спешил домой на вечерний спектакль. Ему пошли навстречу - предложили проговорить и записать нужный текст, потом сняли с него пиджак и отпустили на спектакль. Роль за Михаила «доигрывал» его пиджак.
Иногда артисту приходится сталкиваться с такими моментами сценария, которые претят его принципам, убеждениям, нормам морали. И нужно делать выбор. Александра Сопова, как человек чистый и целомудренный, отказывается играть в слишком откровенных (как она говорит - «за гранью») сценах. В сериале «Спасская» она играет шикарную богатую даму. И когда по сценарию полагалось играть в каюте такую - за гранью - сцену, она была в расстройстве. Но ей сказали, что сериал запланирован к показу на первом канале, где такое не приветствуется, Александра успокоилась. И когда на крупном плане ее партнер целовал обнаженную коленку, ей было весело.
Почему греет душу театр?
Как подчеркивали наши артисты, театр - это живое дело. Нет двух одинаковых спектаклей. Здесь невозможно сделать второй, третий дубль, чтобы скрыть чью-то оплошность. Если кто-то забыл текст или не вовремя вышел на сцену, нужно срочно спасать ситуацию. Заядлые театралы сразу видят, как сказал А.Скулков, «наши косяки», но и они благосклонно оценивают актерскую смекалку и находчивость. И еще - театр дает невероятный адреналин. Живая сиюминутная реакция зрителей вливает потрясающую энергию в актера.
Но кино тоже влечет
Опыт работы в кино показал, что многие знаменитые артисты - совсем не небожители, как думает большинство их поклонников. Они простые, доброжелательные люди, с ними комфортно работать на съемках, они помогают войти в образ, подсказывают, что лучше сделать в этот момент, создают вместе с режиссером и оператором теплую, комфортную обстановку. Максим Дрозд, Егор Бероев («Смотритель маяка»), Дмитрий Харатьян, с которым наши артисты снимались в «Зеленом фургоне», произвели на них хорошее впечатление. Со многими профессиональными артистами кино сложились дружеские отношения.
Ольга Сопова обожает Новошахтинский театр, которому служит верой и правдой четверть века (с пяти лет) и в котором сыграла более 50 ролей. Но теперь все же склоняется к выбору в пользу кино. Мечтает сняться в главной роли в вестерне или фантастическом фильме. И уже прыгает с парашютом, осваивает стрельбу из оружия, конный спорт, гоняет на мотоцикле по льду. А еще ей хочется поработать в Голливуде. Пожелаем сбыться ее мечте!
У Михаила Сопова тоже есть определенный интерес к кино, хотя театр ближе его сердцу. Он мечтает в качестве режиссера снять художественный фильм. Михаил Юрьевич считает, что театр сегодня не вправе отставать от кино, а должен совершенствоваться, быть не менее интересным и прогрессивным, зрелищным. Вероятно, поэтому в спектаклях нашего театра все активнее используется киноэкран, применяются спецэффекты, интересные эксперименты со сценическим светом. Особенно это хорошо применено в его спектакле «Алиса в стране чудес».