Шесть премьер в этом сезоне в Новошахтинском драмтеатре — это, как говорится, не «кот начхал»: само это количество уже заслуживает уважения. Но последняя предновогодняя премьера — особенная. Это «Фауст» Гете — и попробуйте вспомнить, когда это произведение появлялось на сцене драматического (не оперного!) театра.
Отрывок в переводе «солнца русской поэзии» имел место быть в Шахтинском театре, когда несколько лет назад режиссер Михаил Изюмский поставил там «Маленькие трагедии» — вот и все. А тут не просто Гете, но и симбиоз (во втором действии) отрывков из произведений авторов, среди которых Марло, Манн и другие известные в мировой литературе имена, а также легенды, связанные с именем доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за возврат удовольствий молодости.
Нынешний Фауст (Вадим Шишкин) — вовсе не за удовольствия молодости подписывает известный контракт кровью. Действие вообще начинается в кабинете психоаналитика — такова профессия Фауста в этом спектакле. Правда, сбивает с толку колба на столе, которая «отсылает» к Гете, у которого действие стартует в кабинете алхимика. Ну, да ладно, психоаналитик так психоаналитик (правда, Фрейда тогда еще и в проекте не существовало), а, стало быть, предстоит зрителю путешествие в мир подсознания — а здесь может существовать что угодно.
Ну, к примеру, Мефистофель предстает в образе весьма обольстительной женщины в красном плаще и в полусапожках на высоченных каблуках (Кристина Казарова). Впрочем, почему бы дьяволом не оказаться и таковым (ну, прямо-таки первым встречным), если речь идет о пустоте внутри человека, его тотальном одиночестве… Пока актриса идет больше по внешней стороне образа, и ей еще предстоит накопить личностный потенциал для этой роли. Предстоит также разобраться в отношениях этого персонажа со Всевышним, так как этот вопрос так и остается неясным. Но заявка сделана — и более чем серьезная. Нельзя не отметить и перевоплощение Мефистофеля в прохожего пьяницу (Александр Скулков), который (тот самый первый встречный!), конечно же, таковым быть мгновенно перестает. Его сцены с Мартой (Марина Кожушко) — прекрасно продемонстрированный образец взаимодействия соблазнителя и очень желающей соблазниться женщины.
И, наконец, Маргарита. Екатерина Скрыпник замечательно передает метания своей героини, которую, как магнитом, тянет к незнакомцу. Сцена сумасшествия в тюрьме очень убедительна и лишь подтверждает, что смерть может прийти только после любви, ибо без любви она теряет смысл. Именно поэтому дьявол и проигрывает в финале спектакля, попросту не обнаруживая в своем «гроссбухе» подписанного кровью Фауста договора.
Возможно, кому-то сцены с Еленой Троянской и королевой покажутся необходимыми, но для автора этих строк они ничего нового в сравнении с первым действием не добавили к образу главного героя.
Большую роль в спектакле играет световая партитура, выстроенная художником по свету Борисом Михайловым. Без нее бы не было столь физически воссоздана атмосфера многочисленных сцен — от мрачной темницы до девичьей светелки и кабинета психоаналитика.
Спектакль «Фауст» грандиозен по замыслу и задевает он зрителей серьезно: каждому дано в постановке найти свои «больные точки». И если сегодня в библиотеках Новошахтинска выстроится очередь за «Фаустом» Гете, можно считать, что с поставленной перед собой задачей режиссер справился.
Вера Волошинова. "Живой Ростов".