В Новошахтинском драматическом театре в седьмой раз — накануне дня рожденья Антона Павловича — сыграли чеховский «Вишневый сад», который поставил на этой сцене режиссер Роман Родницкий. И это один из немногих «Вишневых садов» из многочисленных увиденных, где четко и ясно выстроено и представлено зрителю и понимание пьесы, и времени, в котором живут ее герои.
Удивительное дело — до сих пор практически ни в одной из постановок так четко не была представлена эпоха действия пьесы. Ну, да, были в большом количестве на сценах актрисы в платьях «а ля модерн», мебель в чехлах, да только этим все визуальные и прочие признаки эпохи и заканчивались. А ведь на дворе царствовало время модерна, стиля, активно проникающего во всех сферы жизни плюс завоевание синематографом привязанности абсолютного большинства населения России. И можно понять режиссера, который «набавил» десяток лет для обострения ситуации, хотя и в начале ХХ века было понятно, что «вишневым садам» места в наступающих прагматичных временах нет.
Спектакль и начинается с мелькания пустых кадров на огромном экране, в рамках которого стоят ожидающие приезда Раневской обитатели имения. Большой радости на их лицах нет, только напряженное ожидание, а потом — разговоры. При этом для каждого совсем не обязательно, чтобы его услышал собеседник: главное — выговориться, а не найти понимание у другого. А что это, как не материализованное абсурдное состояние, тот самый театр, родоначальником которого на мировых сценах и считают Антона Чехова.
Эпицентром такого состояния становится сцена общения Раневской (Наталья Маслова) и Пети (Михаил Сопов), здесь общение вообще начинается через дощатый портал (передвижение таких порталов, формирующих места действия — основа сценографии спектакля, автор — Юрий Сопов). Каждый на высоком нерве опять говорит о своем, при этом становится понятным, что в данном случае не Петя перед женщиной, а тот «парижский воздыхатель», телеграммы от которого она рвет с такой страстью. И «внезапное» обнаружение перед собой другого лица приводит Раневскую к срыву, в ходе которого и рождаются непонятные в других спектаклях слова героини о том, что «в 27 лет пора бы уже иметь любовницу».
Костюмы в спектакле выполнены в черно-белом варианте — а какими они еще могут быть при лихорадочной, но пустой жизни скоростью в 24 кадра в секунду?!…. И в эти черно-белые тона отлично вписывается черный бушлат подвыпившего Прохожего (Артем Иванов). Это ему Раневская отдает золотой из своего кошелька, а путник оказывается… матросом, после получения монеты отправляющийся вовсе не в ту сторону, куда собирался. И как-то странно обнаружить, что на его бескозырке не написано название самого известного русского корабля в ХХ веке, но намек понятен, в чьи руки в ближайшем времени уйдет не только золотой Раневской, но и все остальное.
Режиссер явно не испытывает симпатии ни к одному из героев пьесы Чехова (если вспомнить — как и сам автор).
Прагматичен до жесткости Лопахин (Александр Скулков), настолько погруженный в свои дела, что и слов не находящий для предложения Варе (Александра Сопова). Абсолютно «над миром» существует Любовь Раневская, поначалу даже пощечину отвесившая Лопахину за предложение о разбивке сада на дачные участки и имеющая намерения в Париже «прожить» бабушкины деньги, присланные на покупку сада.
Беспомощен говорливый Гаев (Анатолий Матешов), настоящая иллюстрация к книге «Былое и думы», стоящей в знаменитом книжном шкафу. В демагогию постоянно превращаются слова о высоком и Пети, вечного студента и «облезлого барина».
Трогателен лишь мальчик, олицетворение погибшего много лет назад в имении сына Раневской, который и остается в опустевшем доме вместе с Фирсом (Сергей Недилько).
А еще поразили весьма оживленные, но оставившие в покое свои гаджеты на время спектакля старшеклассники новошахтинской школы № 14, ни проронившие во время представления ни слова.
Появление пьесы с таким названием на сцене Новошахтинского драматического стоит считать закономерным: несколько лет назад, отмечая всем миром Международный День театра, актеры всех донских храмов Мельпомены заложили вишневый сад на пустыре рядом со зданием театра в этом городе. Это случилось именно в Новошахтинске потому, что ни один из директоров тех самых донских театров не захотел принимать у себя столь беспокойную компанию. Тогда Светлана Сопова, возглавляющая самый небогатый муниципальный театр Дона, пригласила всех к себе. Ну, не мог поступить по-другому этот славный человечек в юбилейный чеховский год!
А сад, между прочим, не только цветет каждую весну, но и дает плоды.
Вера Волошинова – корреспондент отдела «Общество» информационного холдинга «ДОН_МЕДИА».
Живой Ростов http://werawolw.ru/?p=17292