С 18 по 23 мая в городе Новошахтинске Ростовской области пройдет театральный фестиваль «Поговорим о любви». По сообщениям организаторов на фестиваль съедутся театральные коллективы из Франции и нескольких городов России: Ростовский академический театр драмы имени М.Горького, Владимирский академический театр драмы, Донской театр драмы и комедии им. В.Ф.Комиссаржевской, Новошахтинский драматический театр. На фестивале выступит и театр «Чеховская студия» Музея-заповедника А.П. Чехова Мелихово. 22 мая он сыграет свою версию знаменитой пьесы Александра Гельмана «Скамейка».
«Однажды в городском парке встретились мужчина и женщина. Он сказал ей неправду, она сказала ему неправду. Неправду они приняли за правду» - так кратко сформулировал суть своей знаменитой пьесы «Скамейка» драматург Алексендр Гельман. И добавил: «Это смешная и горькая история, как Он и Она прошли путь от взаимной лжи к взаимной искренности».
Написал он ее более 35 лет назад, и с тех пор пьеса была переведена на несколько языков и поставлена в сорока странах мира! В разные годы только во Франции она шла на сценах шести театров! Наверное, это произошло потому, что «Скамейка» не замыкается национальными и региональными рамками. И везде: от Квебека до Нарьян-Мара, - всегда были, есть и будут одинокие люди, лишенные любви и даже простого человеческого общения.
Мелиховский театр «Чеховская студия» в прошлом году поставил свою «Скамейку», и сделала это режиссер Татьяна Воронина со своими единомышленниками - замечательными мелиховскими артистами. Но тот, кто знает пьесу, увидев мелиховский спектакль, будет удивлен. На сцене не будет ни парка, ни скамейки, ни сантиментов. А будет стендап кафе с «драйвовыми» ведущими, которые в микрофоны при всем честном народе под классный музон будут выяснять друг с другом отношения и при этом безбожно врать. Но исподволь проникнут в души друг к другу и к зрителям и «подожгут» их. И ты вдруг ощутишь комок в горле... Почему? А потому что все «по честноку»! Ни грамма фальши, наигрыша и показухи. Только обнаженные нервы героев, да и самих актеров тоже...
Персонажи пьесы – два не очень молодых и не очень счастливых человека: «Она» - одинокая, разведенная женщина, безуспешно ищущая себе спутника жизни, «Он» - на первый взгляд, вполне уверенный в себе мужчина, пытающийся найти утешение в мимолетных парковых знакомствах. У них год назад случился кратковременный роман, а теперь они, встретившись и как бы заново познакомившись на скамейке в парке, начинают новый «раунд» своего общения. И вдруг по ходу этой эстрадной бравады в твое сердце исподволь начинает проникать какая-то необъяснимая грусть-тоска и сострадание к этим неустроенным людям. Ты видишь, как с их лиц медленно, но верно сползают равнодушные маски, в глазах появляется тепло и боль, а сотрясения воздуха превращаются в очень «человеческие» и пронзительные слова. Они пытаются пробиться друг к другу через ту стену непонимания и отчуждения, которую сами же и поначалу и воздвигают. Потом опять пытаются ее разрушить и тут же сооружают вновь. И так до бесконечности! Женщина и мужчина продолжают свой словесный «пинг-понг», но между ними уже возникает невидимая «вольтова дуга», и какая-то мощная сила притягивает их друг к другу. И бороться с ней невозможно.
Они пытаются понять и даже простить друг друга, пробуют склеить треснувшую «чашку». Но не получается. И все начинается сызнова. У них не достает сил разрубить «гордиев узел» и расстаться. Но и разрушить стену и честно признаться в том, что они уже не могут жить друг без друга и что-то, наконец, решить, тоже не получается. Вот и бьются эти двое как птицы о стекло, пытаясь вылететь на волю... И когда мелькают призрачные проблески надежды, они вынимают из карманов белые резиновые шарики, надувают их и разбрасывают по сцене. И эти белоснежные «комки надежды», как частички их душ, лежат на сцене в молчаливом ожидании, что их соединят во что-то единое, большое и теплое. Но когда последняя надежда иссякает, Он и Она подбирают с пола эти печальные белые комочки и безжалостно «убивают» их. Она булавкой как будто выкалывает им глаза, а Он могучими «лапами» сворачивает им тоненькие «шейки». Но и после этой «экзекуции» свет в конце тоннеля еще брезжит. Он и Она расходятся в разные стороны, растворяясь в темноте и бормоча слова надежды. Каждый – свои, затаённые...
Одно из главных действующих лиц спектакля - очень точно подобранная музыка, почти непрерывно сопровождающая действие. Причем, она превращается не просто в иллюстрацию и «приправу» к происходящему на сцене действу, но становится абсолютно самостоятельным и ярким его ингредиентом. В дивные мелодии Pink Floyd, David Lang, Dead Brothers, Tiger Lillies, Ólafur Arnalds, Le Petit Chevalier, Björk, Леонида Федорова и других музыкантов органично и тонко вплетаются импровизации саксофониста Владимира Голованова. А песни Земфиры и Ирины Богушевской, которые исполняет актриса, вызывают овации публики.
Героиню пьесы на Новошахтинском фестивале сыграет заслуженная артистка России Наталья Беляева, которая, будучи по своей человеческой природе женщиной сильной и при всей своей женственности, нежности и шарме порой даже жесткой, не пытается разжалобить ни зрителей, ни партнера, ни саму себя. Ее героиня, которую зовут Вера, скрывает подобно айсбергу 9\10 своих чувств и помыслов внутри, не допуская никого до сокровенных уголков своей души. Она привыкла так жить и общаться. Наверное, ей когда-то преподали хороший «урок», и она усвоила на всю жизнь: чуть раскроешься, тебя тут же «сожрут с потрохами» или наплюют в душу. Вера Натальи Беляевой тянется к своему вновь обретенному знакомому, но жизнь научила ее не доверять «подлым и коварным» мужикам. Поэтому и она в ответ на его ложь лукавит и плутует. И только в ее глазах на фоне внешней «стендап бравады» ты видишь нерастраченную нежность и боль этой женщины. Но ты ощущаешь в них и едва заметный холодок отчуждения, который неровен час может поглотить ее душу целиком, но которому она пытается противостоять. Описать взгляд героини Натальи Беляевой в тот момент, когда плачет мужчина, невозможно.
Эта женщина сама не привыкла плакать, поэтому его слезы вызывают в ней и оторопь, и жалость, и сострадание к этому несчастному, слабому, неприкаянному мужичку-лгунишке «Николаю-Алексею-Феде», который по воле «судьбы-индейки» встретился на ее пути. Наталья, отвечая на мой вопрос о сути этой пьесы, сказала: «Мы видим двух не вполне счастливых людей, которые пытаются в своей жизни что-то такое сообразить, чтобы...не было так невыносимо больно жить». Но, проживая вместе с героиней эту боль, Наталья как бы оставляет зрителям надежду: а может быть, все же что-то склеится, может быть, он придет к ней?! И зрители обоих полов, хлюпая носами и вытирая слезы, искренне желают, чтобы так и произошло.
Героя сыграет один из ведущих артистов Театра «Чеховская студия» Сергей Кирюшкин. Его мощный, импозантный, уверенный в себе «мужичок-ходок» поначалу хорохорится, «гарцует», пытаясь околдовать очередную «жертву». Но вскоре становится ясно, что он тоже зажат и закомплексован, несмотря на свою мужскую стать и шарм. И его тоже изрядно побила жизнь. Он - такой же раненый, как и она - готов полюбить, и, может быть, даже пойти с ней на край света (т.е. переселиться в ее маленькую квартиру). Но по давней привычке не перестает врать и потом запутывается в своем вранье, как пойманный в сетку зверь. Хотя врет он ей «с три короба» вовсе не по причине своей хитрости или коварства. Просто не в его правилах раскрываться перед женщинами. Видимо, однажды, обжегшись на молоке, он теперь дует на воду. Вот и выдумывает небылицы, пытаясь спрятаться от реальности за частоколом своей лжи. Кроме всего прочего, в нем, как и в каждом слабом мужике, сидит гоголевский Подколесин.
Такому легче прыгнуть в окно, чем решиться на какие-то изменения в судьбе. Казалось бы, все предельно ясно: на одной чаше весов – тоскливая жизнь с «холерой-женой», а на другой – прекрасная, нежная, любящая женщина, носящая необыкновенное имя Вера. Надо только найти в себе силы переступить черту. Но не получается. Кишка тонка. И, когда уже не хватает слов, он плачет. Но разве в «стендап кафе» позволительно плакать по-настоящему?! Конечно, нет! И артист берет грим и вместо слез рисует на своем лице скорбные разноцветные полоски, которые рвут душу зрителя почище иных рыданий и стенаний... О своем герое Сергей Кирюшкин говорит: «Это абсолютно заблудившийся, растерзанный, растоптанный человек, который уничтожил себя свой любовью. В начале пьесы мы его видим на каком-то невероятном градусе самоуничтожения. Непонятно, откуда он пришел в этот парк и зачем пришел. Понятна лишь его боль и то, что с ним происходит катастрофа. Он сам себя загнал в какие-то жесткие рамки, в которые каждый из нас себя загоняет. И, казалось бы, ничего не значащая встреча с Верой дает ему шанс, лучик света в той «канализационной трубе», куда он попал».
Когда-то я прочитал горькую фразу о том, что мы все боимся любить. Сидим в своей скорлупе, мучаемся, но потревожить свой покой никому не позволяем. Пьеса «Скамейка» - и об это тоже. Но все-таки она, прежде всего, о торжестве любви. Замечательный режиссер мелиховского спектакля Татьяна Воронина говорит: «Думаю, что пьеса никогда не устареет. Жизнь состоит и всегда будет состоять из: «Он», «Она» и отношений между ними. Всем очень трудно: мы бродим по аллеям жизни в поисках счастья или решения своих проблем...».
Хочется надеяться, что герои «Скамейки» не устанут бродить по аллеям жизни в поисках своего счастья. И что их «аллеи», в конце концов, пересекутся. И счастье обязательно к ним придет.
Павел Подкладов