Московский режиссер Александр Хухлин про "театр одинокого домоседа", диких уток, диванных лягушек, расширяющийся мир и работу в Новошахтинском драматическом театре.
Интервью с режиссером-постановщиком спектакля "Лягушка-путешественница".
В: - Какие выразительные средства Вы использовали, чтобы дети поняли концепцию спектакля?
О: - Основной ключ к работе и принцип, который мы нашли еще несколько лет назад, когда делали лаборатории - находить в такой истории точку пересечения восприятия детей и взрослых. Не делать историю, разжеванную для детей и не делать спектакль со взрослыми шутками, чтобы они тоже посмеялись над какими-то нюансами. А вот найти точку, где восприятие детей и взрослых встречается и пересекается, и театральный язык и сами темы, которые в истории возникают и попадают и в тех и в других. И тогда история приобретает какой-то объём и по смыслу и по театральному языку. Здесь возникает еще одна тонкая грань, как найти такие выразительные средства, чтобы в них прочитывалась реальность, личные истории каждого из участников, потому что этот спектакль мне нравится тем, что он возникает из каких-то личных отношений, из личных трудностей каждого из нас. Вот с артистами мы долго искали, что для каждого обозначает этот полёт, готовы ли мы рискнуть и куда-то рвануть с этими дикими утками, или все таки посидеть в своем уютном уголке, подальше от риска и проблем?
Мне кажется на сцене каждый артист для себя этот вопрос решает лично и подключает к этому решению зрительный зал. Поэтому здесь выразительными средствами является воображаемый театр. У нас главный герой - одинокий дядька, которому за 50, жизнь которого прошла мимо, который вдруг ощущает, что он в каком-то "сумрачном лесу", в болоте, а у него в руках детский мячик. То ли он свое детство вспомнил и ему стало вдруг очень одиноко.
У нас получился театр "одинокого домоседа" с реальными предметами - торшером, газетами, маленьким мячиком, который его так взволновал. Он подумал: "Сижу на кухне, одинокий, такая "диванная лягушка", жизнь прошла мимо". И захотелось ему куда-то рвануть, какого-то полета. И он в своем воображении, с воображаемыми соседями, отправляется в воображаемый полет, где соседи превращаются в лягушек, и в уток, и они поднимаются в небо. И его внутренний конфликт раскрывается современностью. С одной стороны это история из реальных вещей и реальных воспоминаний, а с другой стороны она фантастическая. И мне кажется это хорошо, что для детей это своего рода подсказка, чтобы разбудить их воображение. Что из реальных предметов и реальных шариков можно сочинить целый мир, и в этот мир провалиться с головой. И этот мир что-то в тебе поменяет, что-то в тебе откроет. Как и в нашем домоседе, ведь он сочинил целый мир, забылся, провалился, ударился, упал из этого мира, снова очнулся на своей кухне, испытал еще острее, что он остался совсем один. А потом вдруг к нему приходит мысль, что он придумал целую историю, и это так классно было, когда работает воображение. И у него в конце происходит смена отношения к себе, и он говорит: "А ведь это всё Я придумал". И возможно,потом он напишет картину, снимет фильм, или запишет эту историю, но мы понимаем,что эта история в корне поменяла его жизнь. И в финале все взрываются этим восторгом сочинительства. И это удовольствие сочинительства может изменить жизнь каждого из нас.
В: - Вы ставили перед актерами готовую задачу или какие-то моменты решали совместно?
О: - У меня сейчас оказалось очень мало времени, и мы за три недели начали работу с тренингов и этюдов. Они очень многое сделали сами. У меня было понимание, что эта история про каждого из нас, про одиночество. Но у нас должна была возникнуть воображаемая группа, и это все возникало на глазах меня и артистов в процессе проб и ошибок. Они работали конечно с необыкновенной отдачей, выкладываясь на все сто пятьдесят. И эта история вдруг оказалась и для меня во многом неожиданной, и по смыслу и по своей форме.
В: - Что для Вас значит работа в провинции?
О: - Вы знаете, в последнее время карта работы все время расширяется. В прошлом году я поработал в Америке, много работал и у нас в провинции, работал в театре Пушкина в Красноярске. У меня есть ощущение, как вот у этой лягушки, очень много параллелей со спектаклем, что мир расширяется. И опять же возникает вопрос: У кого какое болото?
Вот что, провинция - это болото, малый город - это болото, или столица - это болото? И конечно же, болото - оно внутри каждого человека, можно и в городе сидеть в болоте, и здесь, а можно куда-то полететь. Я уверен, что провинциалность - это состояние человека, а не географическая широта. Мы поэтому в названии спектакля сделали, кроме названия. две группы цифр координат города Новошахтинска. Потому что очень хочется, чтобы эта история была про каждого из нас, и в то же время выдуманная, фантастическая история...
Справка:
Хухлин Алекасндр Владиславович
Образование
МГУКИ, Москва, режиссерский факультет (1998-2003)
РАТИ-ГИТИС, Москва, режиссерский факультет, мастерская проф. С. В Женовача (2005-2010)
Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" , 2011 г.
Лауреат премии «Золотой лист-2009» в номинации «За создание лучшего актерского ансамбля» в спектакле «Лев Толстой. Сцены» 2008, участник мастерской «Молодая режиссура и профессиональный театр» Первого международного фестиваля-форума «Пространство режиссуры» (Пермь) 2008, участник Творческой лаборатории РАМТа «Молодые режиссеры — детям»
В Новошахтинском драматическом театре поставил спектакли: "Иллюзии" И.Вырыпаев (2011г.), "Панночка" Н.Садур (2012 г.), "Лягушка-путешественница" В.Гаршин (2017 г.)