В 13-й декаде донского театра впервые принял участие Новошахтинский муниципальный драматический театр. Коллектив показал «Сказку про царя Гороха, молочную реку и трудолюбивого Ванюшку» В. Янсюкевича в постановке главного режиссера театра Светланы Соповой. Артисты из Новошахтинска выступали вне конкурса. Для них главным было участие, а точнее, заявка о своем существовании.
- Наш творческий организм существует с 1954 года. В 59-м году получил звание народного театра. С 92-го г. зарегистрирован как хозрасчетная организация. В 1996-м нас признали как муниципальный театр. По сути мы, конечно же, еще любительский театр. Вернее, театр-студия, которым я руковожу с 1985 года, - говорит Светлана Сопова.
- Как зародилась идея создать театр в городе, лишенном всяких театральных традиций?
- В детстве я посмотрела кинофильм «Сердце Бонивура», который полностью перевернул мое сознание. Я поставила себе цель стать актрисой и 15-летней девчонкой попала в наш драматический кружок. Потом поступила в Краснодарский институт культуры. Позже закончила высшие режиссерские курсы в Москве. Так что к поставленной цели, чтобы в моем городе был настоящий театр, иду давно, может быть, медленно, но последовательно. Мы, например, долго просили помещение для театра и, когда нам выделили разрушенный (бывший) кинотеатр «Шахтер», сразу согласились. С 97-го года восстанавливаем его и реставрируем. Уже сделали отопление. Перекрыли крышу. Произвели перепланировку. Финансово нам помогают глава нашего города и те предприятия, которым это по силам. А на стройке у нас работают наши земляки, то есть строим всем миром. Я уверена, что в таком городе, как наш, театр - это не роскошь, а необходимость. В отличие от Ростова, у нас нет особого выбора, чем жителям занять свой досуг. А семейный отдых вообще отдельная большая проблема. И мы помогаем ее решать. В зрительные залы, где мы выступаем, и в наш театр-студию приходят семьями… Моя дочь участвует в спектаклях с пяти лет. Сын - с шести. Мой муж - главный художник театра. Пишет стихи, участвует в спектаклях как артист. Я же ставлю спектакли и постоянно в них участвую как актриса. В нашей труппе собраны энтузиасты всех возрастов - от школьников до людей старшего поколения.
- А профессиональные артисты есть?
- В силу сложившихся обстоятельств мы играем по 100-120 спектаклей в год. Поэтому я не могу сказать, что они непрофессионалы, хотя специального образования у них нет. Только у двух - культпросветучилище. Жаль, что мы не можем пока реализовать все свои задумки… Все уже наслышаны о проблемах, которыми живет наш город, - шахтеры не получают по 10-11 месяцев заработанное, поэтому мы едем к нашим зрителям сами. Публика же у нас замечательная. Очень отзывчивая. Ждет нас всегда с особым трепетом. Спектакль для нее - как отдушина, которая помогает и объединяет. Со спектаклем «Собор Парижской Богоматери» мы объездили очень много городов области. Получили очень хорошие отзывы. Наши областные театры крайне редко приезжают к нам на гастроли, только Шахтинский театр посещает нас 1-2 раза в год. Так вот, мы на таких малых гастролях имеем единственную возможность зарабатывать деньги, которые и позволяют нам приступать к постановке новой пьесы. Поэтому очень бы хотелось, чтобы нынешняя декада помогла нам тем, чтобы на нас обратили внимание министерство культуры и администрация Ростовской области. Мы не почиваем на лаврах. Нет. Мы все свои недостатки и проблемы знаем и готовы их решать: и проблемы репертуарной политики, и формирования труппы, и профессионального мастерства. Но невозможно одновременно их решать и заниматься вопросами стройки, производства декораций и реквизита для спектаклей, которые мы делаем только своими руками, и повышения актерского мастерства. Хотелось бы, чтобы и наши высокопрофессиональные коллеги из областных театров тоже обратили на нас свои взоры и хотя бы изредка помогали. Как в свое время нам помогал артист театра имени Максима Горького Анатолий Сутягин.
Скажу честно, очень трудно синхронно расти творчески и создавать крышу над головой. Сейчас наш главный «спектакль» - строительство театрального здания - с колосниками, освещением, грим-уборными.., т.е. того места, где можно было бы полноценно работать. А кредо нашего театра мы определили так: театр мечты, театр любви и театр для людей. Во-первых, это уже не только моя мечта, чтобы в нашем городе был свой профессиональный театр. У меня много единомышленников. Театром любви нас назвали представители прессы, журналисты, то пространство, где мы выступали, определили как островок любви и взаимопонимания. Нам это очень ценно. Мы хотим сохранить его как можно дольше. И вокруг нас, и внутри самого коллектива, где все живут как одна большая семья близких по духу любви. Поэтому и театр для людей, где хорошо всем: и актерам, которые реализуют свои самые заветные творческие планы, и зрителям, которые мечтают о лучшей жизни.
- И в эти весенние дни, когда возрождается природа, желаем вам, чтобы все ваши мечты сбылись. А проблемы разрешились.
26 Марта 2002 г.