|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Кофейное харакири
Казалось бы, какая связь между культурой Японии и моноспектаклем "Запах кофе" в Новошахтинском драматическом театре? Именно об этом я думала всю дорогу домой - в Ростов.
Женщина. Одна в комнате. Что-то говорит, вспоминает, улыбается своим же шуткам и варит кофе мужу. У которого она - восьмая жена. "Первую он прогнал, вторая и пятая исчезли куда-то, третья утонула, четвертая разбилась на машине, шестая покончила с собой. Выбросилась из окна. Седьмая, самая счастливая, — инфаркт". Последняя хорошо варит кофе: две ложки кофе и кусок сахара. Она просто очень хорошо варит этот кофе.
В пьесе Светланы Кочериной по факту одно действующее лицо, по сути - три. Героиня, ее муж и кофе. Кофе присутствует повсюду, он снится ночами, он давно въелся в кожу. Его нет, но без него уже нельзя. " Запах — вот он. А тебя — нет! И любви — нет. И жизни — нет. Одни запахи, запахи…". Запах кофе для нее - это запах отчаяния. Это запах беспрерывной тоски.
Героиня, по собственным словам, превратилась в гейшу. Всегда улыбающийся автомат, который с улыбкой приносит кофе. От которого больше ничего не требуют. Но, самое главное, больше ее и ни о чем не просят. Ее вообще, по сути, не замечают.
Но ведь и гейши могут бунтовать, чтобы вытребовать, выжать, вымолить себе хоть капельку внимания, которую при желании можно трактовать как любовь. И домашняя кроткая жена успешного писателя идет работать санитаркой в ожоговое отделение, посудомойкой, официанткой, разбивает себе колени, приводит в дом любовника. О! На любовника реакция есть. Значит, любит. Наверно... Дверь в кабинет опять закрыта, и попасть туда можно лишь на секунду, когда донесется властный крик: "Наташа, принеси кофе!" . Две ложки кофе и кусок сахара.
И в конце спектакля выпадет этот счастливый случай. Дверь кабинета действительно откроется. Но за ней окажется лишь пустота... Или бренное тело ушедшего из жизни писателя и мужа... Или это дверь в какой-то другой, сияющий мир, где кажется, что это шаг к свободе, а на деле - все к тем же кандалам. Да, она больше не может варить кофе и бесконечно разговаривать с безмолвной дверью. Вот, счастливый час пробил - она свободна. Но жизнь была бы другой, если бы мы могли убежать от самих себя.
Так вот, казалось бы, при чем здесь Япония? Но именно там очень распространена культура самостоятельного ухода из жизни, которую часто интерпретируют как символ невероятной силы воли.
Если ей некому будет варить кофе, ей не останется ничего другого, как сделать себе харакири - не дрогнув. Об Игоре должен же кто-то позаботиться даже там... Это сделает незаметная, кроткая восьмая жена.
Екатерина Серебрякова
http://katr-s.livejournal.com/562144.html 01.11.2012 г.
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|