|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Пришел, поставил, победил
Молодая режиссура в малых городах
В городе Новошахтинске Ростовской области прошла лаборатория "Молодая режиссура и профессиональный театр" под руководством Олега Лоевского. Это уже четвертая по счету лаборатория, и является она одной из ветвей знаменитого проекта Театра Наций, ныне руководимого Евгением Мироновым, - Фестиваль малых городов России. Великие Луки, Рыбинск, Балаково, Новошахтинск - эти города, а вернее, театры этих городов на несколько дней становились местом молодежного режиссерского десанта. Вместе с Лоевским сюда приезжали и критики, московские, петербургские, а также местные. В кратчайшие сроки, как правило, за пять дней, режиссеры ставили со здешними актерами современные пьесы, которые загодя выбирал для себя сам театр. В заключительный день проходил марафон показов, каждый спектакль, а точнее - эскиз к нему (в такие сроки трудно сделать полноценную постановку) обсуждался публикой, журналистами и самими актерами, после чего город решал, что стоит оставлять в репертуаре и, следовательно, доводить до дальнейшего "ума". Сейчас, когда закончила работу пятая лаборатория в городе Прокопьевске, можно окончательно поверить в плодотворность проекта. Хотя его живительные свойства были ясны уже с первой попытки. Для того чтобы понять, как ждут маленький театр и интересующееся им население этих десантов, в какой масштаб вырастает это вроде бы скромное рабочее мероприятие, надо видеть картину собственными глазами. В Новошахтинском драмтеатре в день показа собрались едва ли не все думающие горожане. Подтянулись люди из соседних населенных пунктов, из Ростова-на-Дону приехали театральные деятели и критики. Настоятель монастыря пожаловал. Пришел на вечерний спектакль даже глава местных правоохранительных органов. Артисты же, более половины из которых не имеют специального актерского образования, узнали свой звездный час. Репетировали в олимпийском режиме, на износ, зато с такой счастливой самоотдачей, что запомнят это надолго. С ними ежедневно проводили мастер-классы по сцендвижению (Владимир Малюгин) и сценречи (Наталья Седова). Работа с ученицей Петра Фоменко Еленой Невежиной, с питомцем Сергея Женовача Александром Хухлиным и "кудряшом" Кириллом Вытоптовым стала для них прорывом в новое измерение. Здесь, как, впрочем, и в подавляющем большинстве маленьких театров маленьких городов, еще не играли сочинений ни нашего Ивана Вырыпаева, ни тем более поляка И.Вилквиста. Почти не имели дела с новой пьесой и с новой режиссурой. Хотя играют много: классику, всякие хорошо скроенные пьески. Но сыграть, к примеру, "Иллюзии" Вырыпаева, которые Хухлин со свойственной "женовачам" выучкой разобрал по косточкам, каждому артисту дал "присвоить" некие обстоятельства и некий характер, им еще не доводилось. Фокус в том, что у Вырыпаева, как всегда, нет привычной истории, а есть ряд выморочных представлений о ней, нет финала, но есть откровенное постмодернистское многоточие. Режиссер успел в кратчайшие сроки построить действие на контрасте между вполне узнаваемыми персонажами и абсолютно иллюзорной сутью драматургического текста, и это делает ему, столичному выпускнику, честь. Но когда видишь, как артисты, ничего подобного прежде не нюхавшие, берут и этот объем, и этот стиль, начинаешь всерьез задумываться о том, что живой театр развивается совсем не в категориях центризма, а только там, где делается живое дело. Кирилл Вытоптов ставит "Ночь Гельвера" И.Вилквиста как притчу о границах материнской любви в мире тотальной агрессии, и в три дня на сцене города Новошахтинска рождается стильный эскиз вполне европейского спектакля. С изумительной актрисой Оксаной Агрызковой в роли матери, чьи сценическую свободу и кураж редко встретишь даже на столичных подмостках. А между тем ее основная профессия - учительство. Елена Невежина, старший по режиссерскому опыту и известности "товарищ" работала с тем же драйвом, что и остальные. Ставила пьесу "У ковчега в восемь" У. Хуба как театральную игру с двойным дном, спектакль явно для семейного просмотра, ибо за этой игрой и за внешне легкомысленным сюжетом встают в пьесе вопросы веры, размышления о воле Бога и человеческой инициативе. В Новошахтинске, как и в других шахтерских городах, люди страдают от безработицы. Выручают климат и частные дома, вокруг которых есть, по крайней мере, сады и огороды. Местный базар завален свежей рыбой, на прилавках восседают жирные коты, у которых уже нет сил смотреть на окружающее изобилие снеди. До единственного кинотеатра, который работает два дня в неделю, надо из центра добираться полчаса. Координатор проекта Елена Носова с трудом нашла для нас одну приличную гостиницу, где не надо было бегать в единственный на несколько этажей санузел, расположенный в конце коридора. Драмтеатр, отремонтированный и прилично оборудованный, действительно, без пафосных преувеличений, - духовный центр города и предмет его гордости. Директор и режиссер Светлана Сопова рассказывала, как один мэр в самые тяжкие для страны годы не только не закрыл театр, а поддержал его чем мог, Зато другой ничего не хотел о нем знать. За хрупкими плечами этой смелой женщины - сплошная борьба за Новошахтинскую драму, и нынешняя лаборатория для нее - награда, гордость и радость. По окончании марафона в театре захотели оставить в репертуаре все три спектакля. На обсуждения по окончании каждого из них оставался почти полный зал. Люди благодарили, высказывали соображения, порой до крайности наивные, порой, напротив, весьма дельные и умные. Именно на этих обсуждениях посещало соображение, что вот оно и есть то самое гражданское общество, о котором в столице без умолку трещат, но которого тут нет и в помине. Театр и возникшее в нем живое полезное дело у нас на глазах аккумулировали ту самую духовную энергию, о возможности которой мы уже и забыли. Наталия КАМИНСКАЯ Новошахтинск - Москва
газета КУЛЬТУРА №15 12 мая 2011 г.
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|