Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: За три дня и три ночи в Новошахтинском драматическом театре родилось три спектакля 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Изображение Газета НАШЕ ВРЕМЯ  22 апреля 2011 года №132-134

Марина Каминская
Творчество — вот, что занимает меня больше всего. Творчество в широком смысле и разных сферах. Не важно, каким делом занимаешься: играешь на сцене, выращиваешь цветы или печешь торты, — когда это вдохновенно, то привлекает и радует. А пишу я для любознательных. Стараюсь не навязывать свою точку зрения и не строить из себя четвертую власть. А также любую другую.

За три дня и три ночи
В Новошахтинском драматическом театре родилось три спектакля


Изображение

Кто не слышал про предпремьерный аврал, когда в последнюю ночь что-то там доделывается и переделывается в костюмах, реквизите, декорациях? То, что происходило на прошлой неделе в Новошахтинском драмтеатре, тоже можно было бы назвать авралом. Но это был, пожалуй, самый необычный аврал за всю историю донского театрального искусства.

Во-первых, это был аврал по расписанию. Во-вторых, устроил его государственный Театр Наций (с благословения российского Министерства культуры). В-третьих, такой аврал еще нужно заслужить.

Официальное название этого аврала — семинар-лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры. Семинар-лаборатория экспериментирует. Эксперимент заключается в том, что в театры малых городов России пребывает «творческий десант»: молодые режиссеры, театральные педагоги. За три репетиционных дня они делают постановки по современным пьесам и выносят их на суд зрителей, но не как готовые спектакли, а как эскизы. Что на этом «полотне» требуется еще прописать, какие краски добавить — обсуждается потом вместе со зрителями.

— Эта идея родилась благодаря встрече осенью прошлого года президента Дмитрия Медведева с видными деятелями отечественного театрального искусства, — говорит художественный руководитель Новошахтинского драмтеатра Светлана Сопова. — Вопрос существования и развития театров малых городов стоит в России очень остро. Президент проявил внимание к этой проблеме, сказал, что замечает, как увлеченно говорят люди в таких городах о своем театре. Ведь эти театры значат в их жизни столько, что порой их можно сравнить с градообразующими предприятиями.

Среди участников этой встречи был выдающийся актер, руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Поддержку театров малых российских городов Театр Наций считает одним из своих приоритетных направлений и много чего полезного и важного делает в этой связи. После той встречи с президентом возникла идея нового проекта в помощь таким театрам. Первые в стране спектакли-эскизы в рамках этого проекта появились в Великих Луках, Рыбинске и Балаково. Мы — четвертые.

Участие Новошахтинского театра в таком эксперименте Светлана Сопова считает счастливым случаем. Произошел он раньше — когда в театре раздался звонок известного театрального критика, одного из экспертов национальной премии «Золотая маска» Олега Лоевского. Он прочел о творческих исканиях новошахтинцев в одном из журналов, очень удивился, почему этот театр еще не попадал в поле его зрения, и решил приехать в Новошахтинск, чтобы убедиться, так ли интересен тот театр, как о нем пишут.

Ну и?.. То, что уже в качестве руководителя семинара-лаборатории Лоевский вновь приехал в Новошахтинск и провел здесь этот эксперимент, красноречиво свидетельствует о том, как он оценил достижения и творческий потенциал новошахтинской труппы.

Конечно, спектакль за три дня и три ночи — это художественное преувеличение. Но небольшое. Все началось с того, что в театр прислали свыше трех десятков современных пьес (это принципиальный момент: познакомить провинцию с образцами современной российской и зарубежной драматургии) и предложили выбрать три. С этими тремя недели за три до первой репетиции познакомились московские режиссеры, которым предстояло работать в Новошахтинске. А вот сами репетиции и вправду заняли дня три, да к тому же перемежались с тренингами по сценическому движению и сценической речи.


Изображение

Что из всего этого вышло и почему такой короткий срок (обычно на репетиции отводится месяц-полтора).

По поводу срока: есть такая теория, что интенсивные репетиции, которые проходят в кратчайшие сроки, позволяют актерам преодолеть сложившиеся у них штампы. Едва ли это бесспорно, однако в Новошахтинске эксперимент удался. И неискушенная публика, и искушенная — работники других донских театров — были приятно удивлены: спектакли-эскизы продолжительностью не более часа и захватывали, и волновали.

Народный артист СССР Михаил Бушнов воздействие эксперимента на новошахтинских актеров сравнил с мощной витаминной инъекцией. Его ростовские коллеги говорили в кулуарах: «Нам бы такой семинар! Почему такие пьесы не идут в наших театрах?».

С дальним прицелом, чтобы обогатить репертуар, новошахтинцы выбрали для эксперимента остроумную пьесу для подростков Ульриха Хуба «У ковчега, в восемь» (о поисках Бога в себе и великой силе дружбы — через переосмысление истории Всемирного потопа), трагедию Ильмара Вилквиста «Ночь Гельвера» и драму Ивана Вырыпаева «Иллюзии».

После спектакля зрителям предложили решить судьбу спектаклей-эскизов голосованием разноцветными карточками. Вариантов было три: а) считать эскиз завершенной картиной, б) забыть увиденное, как страшный сон, в) продолжить работу над постановкой. Последний победил во всех трех случаях с большим перевесом.

И что же дальше? Чтобы завершить работу, нужны дополнительные средства. Где взять? И кто будет завершать? Режиссеры эскизных работ, хоть и молодые, но востребованные: Елена Невежина, Кирилл Вытоптов, новоиспеченный лауреат «Золотой маски» Александр Хухлин — сегодня они ставят спектакли на престижнейших сценах страны…

Есть надежда, что работа над лучшими спектаклями-эскизами сможет продолжиться благодаря системе грантов. Этот вопрос обсуждается в верхах. Но хорошо, если бы новошахтинцам помогли уже сегодня и на областном уровне. И тогда спектакль «У ковчега, в восемь» (реж. Е. Невежина) мог бы стать одной из самых заметных постановок донского театра последних лет для детей и подростков. Очень мобильной к тому же, удобной для работы на выезде.

И еще. Напомним, что здание, в котором располагается Новошахтинский драмтеатр, прежде было кинотеатром. Его ремонт и переустройство не смогли решить всех проблем, связанных с первоначальной непрофильной планировкой, дефицитом площадей. Недавно буквально в нескольких десятках шагов от театра построили жилой дом с цокольным этажом. Этот этаж пока не занят, в одной из просторных его комнат и проходили экспериментальные репетиции.

Какие мечты в связи с этим появились у театра и его горячих поклонников, которых в Новошахтинске немало, — догадаться нетрудно. Кто поможет? Коллектив-то вон какой перспективный.


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.