Актер Ростовского академического молодежного театра, заслуженный артист РФ Николай Ханжаров сыграл главную роль в спектакле Новошахтинского муниципального драматического театра «Поминальная молитва». Поставил спектакль режиссер Игорь Черкашин begin_of_the_skype_highlighting end_of_the_skype_highlighting из Стерлитамака, которого ростовские зрители помнят по спектаклю «Очень простая история».
Эта давняя традиция, которую, правда, последние непростые годы заставили подзабыть. Ростовские актеры ездили играть в спектаклях донских муниципальных театров, если роли которые им там предлагались знаковыми для донской сцены режиссерами, были интересны. Актеры, они такие: представится возможность реализовать какую-то еще не освоенную часть своей души – рванут пешком за 100 верст, не раздумывая.
Дружба Николая Микдатовича с этим театром началась не вчера, да такая дружба, что его моноспектакль «Демон» включен в репертуар этого самого молодого театра области. Сейчас никто и не вспомнит, кому пришла идея пригласить Николая Ханжарова на роль, известной всей России в исполнении Евгения Леонова (театр «Ленком»), и всему Дону - в исполнении народного артиста СССР Михаила Бушнова в спектакле по той же пьесе, но с названием «Скрипач на крыше». Однако приглашение последовало и было принято.
Как происходит перевоплощение артиста? Едет с вами в автобусе вполне крепкий, моложавый человек, мужчина, как характеризовал себя известный персонаж, в самом расцвете сил. А минут через сорок выходит на сцену человек - этот же человек, но лет на 20 старше, да с такой болью в глазах! Основа жизни у этого молочника из Анатовки – любовь: к своим пятерым девочкам, к жене Голде, к односельчанам, которые и погром-то устраивают как-то неловко.
Но самое главное для Тевье-Ханжарова – это его общение со Всевышним. И хочет он примирить происходящее вокруг с написанным в Торе, да не может. А как после этого жить? Вот потому и гаснут к финалу спектакля глаза, может быть, самого большого некогда атанатовского оптимиста. И замолкает он, когда потеряет возможность жить на земле предков. Но какое это молчание!
А чего стоит сцена, в которой сообщает Тевье своей жене о том, что не пойдет его старшая дочь Цейтл за мясника, а станет женой бедного портняжки Мотла. Ее же, Голду, подготовить к такому «счастью нужно. И вот преподносит оторопевшей женщине Тевье-Ханжаров … подсолнух, из которого потом будут они вместе семечки вынимать да пощелкивать, так знакомо поплевывая шелухой. Самый трагичный момент, после которого и возвращаться к жизни не хочется, а надо – финал погрома. Казалось бы, ни молчать, ни говорить нельзя. Тевье и не молчит: из перехваченного горла – нет, не выходят! - выталкиваются слова … русской народной песни. Это не пение – это судорога души, которая не видит смысла в дальнейшем существовании. Это финал действия первого, а второе начинается с лютого холода, во время которого все равно катит по кругу свою телегу этот еврей по крови и складу ума, но такой близкий по духу каждому зрителю в зале.
Таким его сделал Николай Ханжаров. И не зря народный артист СССР, председатель Ростовского отделения СТД Михаил Бушнов, увидев спектакль, назовет эту роль Николая Ханжарова лучшей в его творческой жизни.
Рецензия на спектакль “Поминальная молитва” с другим составом