|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Светлана ЯНШИНА
«Знамя шахтера» 19 октября 2005 года на странице 3
Потрясение... Так одним словом можно передать впечатления, которые остались у многих зрителей после просмотра премьерного спектакля «День без даты» по мотивам произведений Н.В.Гоголя, поставленного Игорем Древалевым на сцене Новошахтинского муниципального драматического театра. И без преувеличения можно сказать, что постановка этого спектакля — событие в театральной жизни всей России. А нам, новошахтинцам, просто повезло первыми увидеть это произведение театрального искусства.
Более двух часов на сцене творится какая-то чертовщина. В первых картинах спектакля речь идет о самом Николае Васильевиче Гоголе, о его завещании, отпевании и похоронах. Чиновник, приехавший разбираться в обстоятельствах смерти писателя, в ожидании пономаря, призванного читать над усопшим молитвы, разбирает его немногочисленные бумаги. И вдруг - гром, молния и из гроба поднимается... Панночка из гоголевского «Вия », которая требует, чтобы чиновник (он же пан философ) читал над нею молитвы. Панночка переносит чиновника в Петербург, где он встречается с Акакием Акакиевичем Башмачкиным («Шинель ») и другими персонажами «Петербургских повестей », переживает вместе с ними одиночество, состояние неприкаянности и своей ненужности, чиновничий и бандитский произвол, трагедию маленького человека. Отсюда начинается его путь душевных страданий и лишений. Поиски выхода из сумасшедшего, несправедливого мира, который он не приемлет, приводят чиновника к персонажам «Мертвых душ » Собакевичу, Ноздреву, Манилову, Плюшкину, Коробочке. Везде он задает один вопрос: где дорога, ведущая к выходу из этого безнадежного мира? И выясняется, что избавиться от невыносимых телесных и сердечных мук, которые сделали жизнь чиновника невыносимой, можно, только отказавшись от души, или если кто-то возьмет на себя его страдания и горечь. Души чиновник лишиться отказался, а от мук душевных его спасла Панночка, которая, взяв на себя его горечь, погибла, потому и завещала чиновнику читать над своим телом молитвы.
Затем зрителя как бы возвращают в первое действие. Заходит квартальный сообщить, что для отпевания усопшего прибыл пономарь, но обнаруживает полусумасшедшего чиновника и вдруг исчезнувшее тело покойника. Чиновник, взявший на себя горечь усопшего Гоголя, испытывает жгучие страдания одинокой измученной души, сердце его не выносит непосильной боли и муки.
Вот так схематично выглядит сюжет пьесы Игоря Древалева. Но его спектакль по-гоголевски сложен и многопланов, потому что каждое произведение писателя имеет минимум два-три плана и требует серьезной работы мысли. Игорю Древалеву, с одной стороны, удалось в одном спектакле объединить мысли, переживания, идеи писателя, с другой — он попытался понять, откуда загадочность и странности натуры самого Гоголя, что привело его к душевной болезни и странному, по мнению его современников, поведению в конце жизни.
Перед актерами нашего драматического театра стояла сложнейшая задача - донести все это до зрителя. И им это удалось. В первую очередь нужно отметить игру Сергея Недилько. Созданный им Акакий Башмачкин настолько органично вписался в стилистику, в сценографию, музыкальное оформление спектакля, что, при всей условности этого образа, такими правдивыми были его поведение и переживания, что потрясение и сопереживание, которые вызвал актер, и спустя время остались яркими.
Украшением нашего драмтеатра назвал режиссер Игорь Древалев актрису Олесю Агрызкову, подчеркнув после премьеры, что ее Коробочка сыграна на профессиональном уровне, хотя и четыре другие роли, которые она создала в этом спектакле (баба, Петух, Петрович, девица), получились яркими, интересными, имеющими свои краски. Здесь стоит отметать, что сценарист и режиссер Игорь Древалев отошел от созданных Гоголем образов Плюшкина и Коробочки. Плюшкин (Сергей Недилько) не старый, бездушный, отупевший скряга. Он богат, прилично одет и знает цену не только золоту, но и человеческой душе. Он как бы подталкивает чиновника на путь, ведущий его к Коробочке. У Олеси Агрызковой Коробочка — внешне бесстрастная, неторопливая — полна черной колдовской силы. Она, как паук, ловит в свои сети человеческие души. И ее реплика о том, что, зачем тебе, отец мой, душа, ведь другие могут без нее жить, и ты сможешь — звучит, как приговор чиновнику.
Самая сложная роль — у Михаила Сопова. Ему, двадцатилетнему молодому человеку предстояло перевоплотиться в самого Гоголя, пережить и передать нам всю глубину его страданий. Для этого нужно в совершенстве владеть актерской профессией или самому прочувствовать что-либо подобное. Но природный актерский дар, поиск, постоянная работа над ролью помогли ему держать общий достаточно высокий уровень игры. И временами зрители испытывали горькие чувства и сожаление о том, что чистые душой, талантливые, порядочные люди в России всегда оказываются лишними. Вообще приходит мысль о том, что в России место только бездушным, беспринципным гражданам, а избавиться от душевных мук можно, только отгородившись от всего мира.
«День без даты » отличается от других спектаклей, идущих на сцене нашего театра, тем, что в нем большинство актеров играют несколько ролей. Зрители не могли не заметить, как творчески выросли актеры Евгений Титомиров (Дорош, сумасшедший, служащий, злодей, Манилов), Алексей Кривенко (роли Спирида, Ковалева, потерявшего собственный нос, служащего злодея, особенно он хорош в роли Ноздрева), Григорий Иванов (Явтух, надзиратель, Собакевич), Валерий Клевцов (квартальный, будочник, Костанжогло), Ольга Сопова, (девушка, Лицо, Манилова), Александра Русая (Панночка).
Нельзя не отметить замечательную сценографию спектакля главного художника театра Юрия Сопова и золотых рук его и И.Акулининой, А.До Дорониной, М.Третьяковой, Е.Отруцкой, С.Недилько, Н.Третьяковой, В.Акулинина, В. Папушина. Мы слышали замечательную, создающую сильный эмоциональный фон, музыку, рожденную Игорем Древалевым. В спектакле много мистики, аллегории, символики, условностей. Это и полумаски на лицах актеров, и маленькие макеты зданий — символы Петербурга, коробки и сундуки, которые тащат по сцене персонажи пьесы и другое. Но при этом спектакль потрясающе правдив и имеет огромное эмоциональное воздействие на зрителей. И что важно — особенно он современен, то есть, — о нас, нашей сути, нашей боли, наших сегодняшних проблемах.
Обычно у настоящих любителей и ценителей классической литературы и театра словосочетание «по мотивам произведений » вызывает острый внутренний протест, опасение, что любимый писатель будет пошло переосмыслен, домыслен, перевран. Спектакль «День без даты » по мотивам произведений Н.В. Гоголя пронизан гоголевским духом, его мистицизмом, юмором, сарказмом, духовными терзаниями, болью за забитого, бесправного русского человека и гордостью за его талантливость, терпение, жизнестойкость, горячей любовью к России, болью за нее, тревогой за ее будущее.
Уходя из зрительного зала после таких спектаклей, уносишь с собой массу впечатлений и обреченность на дальнейшее многочасовое «переваривание » не только своих впечатлений, но и серьезных философских мыслей, многие из которых в свое время не были восприняты. И еще — сожаление о том, что легкомысленно относился к Гоголю и давно его читал. А одна из главных мыслей спектакля, прозвучавшая в монологе чиновника, была, как молитва, как крик души, как назидание всем нам.
«Часто в одном и том же с нами доме изнывает человек, сокрушенный весь тяжким игом нужды и ею порожденного сурового внутреннего горя, которого вся участь, может быть, зависела от нашего пристального на него взгляда, — но взгляда мы на него не обратили... Ради самого Христа, умоляю не пренебрегать разговорами с теми, которые молчаливы и неразговорчивы, которые скорбят тихо... »
От имени зрителей благодарю весь коллектив театра, создавший вместе с Игорем Древалевым этот глубокий, эстетичный, будоражащий чувства и мысли спектакль.
На страницу спектакля »
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|