 |
 |
«« Перейти в раздел "Пресса"
Премьера — это всегда больше, чем просто спектакль. Зрителям Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М. И. Бушнова знакомо это чувство общего ожидания, когда афиша волнует и седовласого завсегдатая партера, и ребенка, впервые сжимающего в ладони театральный билет. 13 и 14 декабря здесь свершилось очередное магическое действо: на сцене, дышащей историей, ожил «Карлик Нос». Не просто сказка, а сказочная притча. Жанр, обязывающий искать не только счастливый конец, но и горьковатый привкус мудрости.
История о том, что видят глаза сердца

Автором этой трансформации, её архитектором и декоратором в одном лице стал Дмитрий Нардин, выпускник Щукинской мастерской Геннадия Шапошникова. Его дипломный проект — смелый акт тройного самоопределения: инсценировщик, режиссёр, сценограф. Монолог художника, решившего вступить в диалог с классиком. В беседе с режиссёром неизбежно проступает не только логика выбора, но и почти мистическая канва судьбы этой работы.
— Идея родилась из учебной задачи перечислить желанные для постановки тексты, — делится Нардин. — Педагог истории зарубежного театра Елена Александровна Дунаева мудро отметила, что сказка — та почва, где режиссёрский побег может укрепиться. Я вспомнил Вильгельма Гауфа. Его история о метаморфозах, уродстве и внутренней красоте — она не детская, она вневозрастная. Мой выбор стал осознанным желанием.
Но в театре замысла мало — ему нужен дом, сцена, труппа. История обретения Дмитрием Нардиным этого дома звучит как нечто сверхъестественное с неожиданной, светлой развязкой. После череды отказов, стандартных формулировок о расписанном репертуаре он позвонил в Новошахтинск. Разговор с художественным руководителем Светланой Соповой сначала уложился в ту же грустную партитуру. «Я лишь попросил взглянуть на резюме и положил трубку, — вспоминает режиссёр. — И, уже прощаясь с надеждой, взял в руки библиотечный томик Гауфа, чтобы вернуть его. «Время прощаться», — сказал я книге. И в эту секунду, будто читая мои мысли, зазвонил телефон. Голос в трубке сказал: «Приезжайте»».
Новошахтинск для Нардина перестал быть точкой на карте дипломных поисков. «Он стал местом силы, местом начала, — признаётся режиссёр. — С его уникальным коллективом и той самой, не столичной, чистой душой, которая одна только и может поверить в истинное чудо — не сценическое, а человеческое».
Так сказка о некрасивом мальчике, искавшем своё потерянное лицо, привела молодого художника к его первому профессиональному порогу. И теперь их судьбы — Якоба из сказки и режиссёра из реальности — сплелись в общем пространстве под названием «спектакль», где проверяется на прочность не тело, преображенное колдовством, а сам жанр, его способность говорить с залом на языке, который не стареет.
Итак, сказка, нашедшая своего творца и свой дом, готова была встретиться со зрителем. И вот в долгожданной тишине замершего зала случилось то, ради чего собирается театр: занавес раздвинулся. Или, точнее, исчез, потому что мир «Карлика Носа» в Новошахтинском театре не признаёт условностей. Он возникает из темноты и тумана, из тишины, настолько густой, что её, кажется, можно потрогать.
Всё мрачно (художник по свету Борис Михайлов). Мы оказываемся не в уютной древней Германии из сборника сказок, а в холодном городе, куда свет забыл дорогу, где люди давно разучились удивляться. Это ключевая находка Нардина-сценографа: его мир — это пространство утраченной сказки и веры в волшебство. И забытая, отвергнутая магия возвращается в него окольным ядовитым путём сначала в облике усталой красавицы-странницы Сказки (Марина Кожушко), чтобы в следующее мгновение обернуться отвратительной колдуньей (Ирина Григоренко). Её месть — не просто кара за насмешку. Это безжалостный эксперимент: можно ли заставить этих чёрствых, рациональных людей увидеть друг друга не глазами, а сердцем?
И эксперимент этот начинается… прямо в зрительном зале — с первых минут действие выплёскивается за рампу: торговцы с рынка проходят по проходам партера, Сказка разговаривает с залом, глядя в глаза первым рядам, а герои ищут поддержки у юных зрителей. Сказка не хочет оставаться на подмостках, она настаивает на том, чтобы её прожили вместе — здесь и сейчас.
Первым подопытным становится дерзкий мальчишка Якоб (Сергей Ковалёв). Актер создаёт не просто образ карикатурного урода — его герой, пройдя через годы унижений, сохраняет в глубине души огонёк того самого дерзкого мальчишки. Его метаморфоза, физическая и духовная, показана с удивительной тактичностью и психологической точностью. Мы видим, как горделивая осанка сменяется сутулой покорностью, а живой взгляд тускнеет, пряча боль. И тем пронзительнее момент, когда это же сердце, почти разучившееся верить, открывается для другого изгоя — гусыни Мими (Екатерина Ренард/Анастасия Хаустова в разных составах).
Если Сергей Ковалев ведёт за собой лирическую линию, то фейерверк гротеска и хлёсткой сатиры дарит Оксана Второва в роли Начальника герцогской кухни. В её герое — вся суть напыщенного, чванливого и истеричного двора. Каждый жест, каждый вопль, надменный взгляд — законченное произведение. Она не играет мужчину, она играет саму идею раздутого чванства и делает это с таким неистовым комическим талантом, что зал взрывает хохотом.
Во время спектакля в зале тишина, никаких посторонних разговоров. Именно эта тишина — главное свидетельство успеха спектакля. В неё втягиваются и дети, затаив дыхание следящие за перипетиями судьбы Якоба, и взрослые, улавливающие острые, порой до слёз смешные отсылки к современности.
Визуальный и музыкальный ряды становятся полноправными соавторами повествования. Видеопроекции (видеохудожник Виталий Маркин) не декоративны, а психологичны: они — сгустки страха, памяти, волшебства. А классическая музыка (звукорежиссер Антон Мальцев) выполняет роль тонкого камертона, задающего эмоциональный строй каждой сцене, то тревожный, то щемяще-нежный. Она стала тем волшебным ключом, который открывает дверь в сказку для зрителей любого возраста, ведёт за собой: тревожит в моменты опасности и смягчается в сценах, где речь идёт о дружбе и любви. Эта знакомая с детства музыка — как мостик, который соединяет старую, мудрую историю Гауфа с нашим днём. Она напоминает: вот она, та самая сказка, которую вы, возможно, читали в детстве. И как здорово, что теперь её можно увидеть и услышать вместе со своими детьми!

Главный посыл — искать добро внутри, а не снаружи — дошёл до сердца каждого. Дети искренне переживали за Якоба и спасённую им гусыню Мими. В финале, когда зло было побеждено, а доброе сердце обрело свой настоящий облик, в зале воцарилось ощущение чуда. И когда грянули аплодисменты и из зала донеслось многоголосое «браво!», стало ясно — спектакль удался на все сто. Детей не обманешь. Их непосредственная реакция — лучшая награда. В этот вечер в Новошахтинском театре случилось именно то, о чём говорится в самой сказке: «Вновь открыли своё сердце для чуда, и чудо не заставило себя долго ждать».
...И вот финальные поклоны, в свете софитов на сцену выбегает главный архитектор этого чуда — режиссёр Дмитрий Нардин. Эти овации — не только дань таланту актёров и самоотдаче постановочной команды. Это аплодисменты его личному пути. В них слышится поддержка тех, кто оставался за его спиной: педагогов, сокурсников, друзей, семьи — всех, кто вёл и верил. В Новошахтинске знают, что в театр каждый приходит своей, порой неожиданной дорогой. И для Нардина эта дорога была точно проложена свыше.
Пусть же это творческое крещение, яркий старт откроют перед ним его талантом широкую светлую дорогу. Большое спасибо Вам, режиссёр!
Наталья Караваева, журналист
Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №97
19.12.2025
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|