|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Между верой и сомнением, добром и злом

Митя — Дмитрий Нестеров, прокурор — Артем Иванов ©Вера Волошинова
Новошахтинский драматический театр представил спектакль «Братья Карамазовы» в постановке главного режиссера театра Михаила Сопова. Практически все сюжетные линии романа удалось представить в четырехчасовом представлении. Спектакль создан в рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Иван — Максим Старков, Федор Карамазов — Сергей Недилько, Алеша — Сергей Ковалев ©Вера Волошинова
Семейная драма Карамазовых представлена битвой страстей, в основе постановки — инсценировка одного из самых известных произведений Достоевского, над которой Владимир Немирович-Данченко работал два года. Достать текст самой инсценировки оказалось делом трудным: его нет в собрании сочинений одного из основателей МХТ, и лишь недавно одно небольшое российское издательство решило его опубликовать.
Представление героев сюжета начинается выходом женщины в рубище, представляющей героев и кратко и ясно излагающей предшествующие события. Потом в ходе спектакля она становится Лизаветой (этот блестящий переход воплощен Мариной Кожушко), известной городской сумасшедшей, матерью лакея Смердякова. Николай Шарифулин подает зрителю своего Смердякова как человека тишайшего, но в его вкрадчивой манере общения проглядывает с самого начала бесовское начало. И даже странным становится тот факт, что Чертенок (Александр Кононов) является не ему, а брату Ивану (Максим Старков).
Этот представитель нечистой силы, обозначенный в программке Чертенком, на деле — зрелый черт-искуситель, так искусно обволакивающий словами и пластикой среднего Карамазова, что каждая сцена с ним становится настоящим бенефисом артиста, этого недавнего приобретения новошахтинской труппы. Он просто летает над сценой, появляясь в неожиданных местах — то запирая Ивана в замкнутое пространство, созданное движущимися столами (сценограф — Кристина Данилина), то амикошонски приобнимая его и «вешая на уши» искусную лесть. Он являет собой прекрасное воплощение очарования зла, так что сообщение в финале спектакля о том, что Иван так и не оправится от своей душевной болезни, воспринимается как само собой разумеющееся. Отдадим должное сценографу и в том, как мастерски в спектакле сделаны исчезновения героев через натянутые на заднике полосы материи.

Смердяков — Николай Шарифулин ©Вера Волошинова
Но вернемся к Смердякову, через которого в спектакле проходит идея расплаты за свои грехи.
Каким же скользким и внешне, и внутренне предстает этот персонаж, как долго он ждет своего часа, желая отомстить за свои унижения и с какой неистовой страстью (воистине карамазовской, которой так часто не хватает законным сыновьям главы семьи) он рассказывает о расправе с Федором Павловичем (Сергей Недилько), взяв в руки свое орудие — подсвечник.
Самый светлый образ в спектакле — Илюша Снегирев. Его играет Арсений Диденко из студии Центра развития творчества детей и молодежи. Скорее всего, он играет самого себя, но какое в данном случае отличное попадание личности исполнителя в образ этого мальчика, которому Достоевский делегировал всю свою любовь — ту самую, которую ищут все герои произведения Федора Михайловича. И даже своей кончиной он просветляет умы, склоняя битву умов и страстей в спектакле в сторону этого самого прекрасного чувства, выводящем к свету любого человека.
Вера Волошинова, журналист
Сайт "Живой Ростов"
29.10.2025 г.
https://werawolw.ru/?p=33981
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|