«« Перейти в раздел "Пресса"
Зачем отнимать у человека мечту

Пьеса Михаила Булгакова «Дон Кихот», написанная в свое время для Вахтанговского театра, на донских сценах не появлялась. Некоторые завсегдатаи-театралы вспомнят постановку произведения Евгения Шварца, описывающую житие рыцаря Печального Образа на сцене Ростовского ТЮЗа в 1976 году в постановке Юрия Еремина. Однако взгляды двух замечательных драматургов на историю, рассказанную Сервантесом, отличаются друг от друга. Видение жизни рыцаря Печального Образа в трактовке Булгакова взялась воплотить на сцене Новошахтинского драматического театра режиссер Оксана Второва.
Дон Кихот (Николай Шарифулин) предстает перед зрителем романтиком, который стремится преобразить окружающий мир согласно идеалам добра и справедливости. Это рыцарь-поэт, по-своему воспринимающий деревенскую действительность, с чем не могут согласиться его домашние и соседи, а также обитатели постоялого двора.
Интересно выражает эту проблему через одежду персонажей художник спектакля Ирина Михайлова: представители обычного мира одеты в костюмы серо-коричневые (словно из старого фильма в духе гризайля). А белая рубаха Алонсо Кихано и его блестящие латы, а также белая одежда Санчо Пансы выделяют этих героев из толпы деревенских обитателей. Когда же появляются персонажи из сказочного мира Дон Кихота, то они и вовсе предстают в ярких нарядах.
Романтик Дон Кихот — вовсе не сумасшедший, на что явно намекает смирительная рубашка, которую пытаются натянуть на него домочадцы. У Николая Шарифулина и Оксаны Второвой он человек с душой, которая не может смириться с несправедливостью, хотя смотрится это иногда весьма забавно — недаром же мы имеем дело с таким жанром, как трагикомедия. Также забавно и трогательно смотрятся поставленные на ролики фигуры Росинанта и ослика его оруженосца.
Путешествие на Луну, которое предлагает ему совершить Герцог, вовсе не убивает его душу, настроенную на высокий лад. Его убивает разрушение мечты, которое совершает бакалавр Сансон (Максим Старков), — разумеется, из лучших побуждений. Но даже циник Герцог (Игорь Лысенко) и его окружение понимают сотворенное Сансоном и изгоняют его из дворца.
Замечательно в спектакле придуманы крылья мельницы, принимаемой Дон Кихотом за великанов, с которыми он вступает в бой. Это сплетенные вместе веревочные лестницы, на темном фоне задника действительно воспринимаются как деревянные сооружения.
Стоит сказать и о том, как преображается Дон Кихот в финале второго действия. Он предстает перед нами прошедшим через многие испытания мудрым человеком, которому больше не стоит жить: ведь мечту, которая поддерживала его в этой, надо думать, весьма серой и неприглядной жизни, у него отняли.
Однако театр не оставляет своего героя: в финале все исполнители окружают своих Рыцаря печального образа и Санчо Пансу и поют песню, которую зрители поддерживают аплодисментами.
Спектакль поставлен благодаря поддержке федерального партийного проекта «Культура малой Родины»
Вера Волошинова, журналист
11.07.2025
Сайт "Живой Ростов" https://werawolw.ru/?p=33529#more-33529
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|