Последние
премьеры:
   Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  Дон Кихот. Премьера!  А зори здесь тихие...Премьера!  Пиковая дама  Солярис  Русалочка  Варвара-Краса, длинная коса Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Еще раз про любовь 

«« Перейти в раздел "Пресса"

 

Еще раз про любовь

IX Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила" (Ростовская область)

Во второй половине мая в Новошахтинске, что в Ростовской области, уже в девятый раз прошел IX Международный театральный фестиваль, который теперь носит название «Любовь, что движет солнце и светила». За девять фестивальных дней было дано восемнадцать спектаклей. Дважды в день фестивальная публика заполняла уютные и гостеприимные залы в Новошахтинске, Ростове-на-Дону, Волгодонске и Таганроге. Да, театры из других городов Ростовской области в рамках фестиваля играли спектакли на своих сценах. Некоторые спектакли начинались в девять часов вечера, и залы были полны благодарной и тонко понимающей благожелательной публикой.

 

Открывал фестиваль Калмыцкий государственный театр кукол «Джангар» из Элисты. Они давали «Онегина» по мотивам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Двух с половиной часовой спектакль гости из Калмыкии решили в жанре трагифарса. Несколько ставок в светлых тонах составляют практически всю декорацию спектакля. Просто и одновременно легко. Как и сам Пушкин, собственно. Перестановки быстрые и невероятно красивые, стремительные, как перо Александра Сергеевича. Пространство сцены и костюмы монохромны. Начинается спектакль с намеренного отстранения. Онегин (артист Алексей Гриценко) поначалу холоден и безучастен. Зрители как бы читают первые строки романа вместе с Онегиным и поначалу не понимают, как относиться к героям, и кто же, собственно, герой спектакля. За счет плавного эмоционального подключения становится довольно быстро понятно, в чем заключается история. Конечно, роман знают практически все, но перед нами не роман, а спектакль, самостоятельное произведение, поданное глазами авторов постановки (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РК Алексей Сарангов, художник-постановщик Сергей Федоричев). Эмоциональная амплитуда в «Онегине» очень большая. И, разумеется, – спектакль о любви, а чувства молодых людей сильны и искренни. Много юмора, иронии, тонко подмеченных деталей. Например, когда Татьяна (актриса Бадма Сангаджиева) влюбляется («пора пришла,// Она влюбилась»), она не может рукой найти, с какой стороны расположено сердце. Понятно, что от любви люди теряют разум, контроль над собой. Или, например, Татьяна не смеет начать письмо к Онегину, тогда театральный хор помогает ей и первые строки произносит за нее. Хороша пара Ленский – Ольга (актеры Игорь Шургинов и Маргарита Модерау). Няня (заслуженная артистка РК Эльза Сельвина) – мудрая и много повидавшая на своем веку женщина. Вообще, надо сказать, смешение кукол и живых артистов органично, открытое вождение кукол погружает зрителей в мир условностей довольно убедительно. Поскольку значительное время место действия в спектакле – деревня, то здесь уместен и лубок, и приближение к природе. Круглые конструкции наверху (солярный круг) и внизу (земля), шарманка с круговоротом и вечной сменяемостью и вместе с тем неизменностью сущего. Татьяну, девушку, выросшую в деревне, везут в Москву на «ярмарку невест», и костюмы москвичей в ее глазах «расцветают» – на них и купола церквей, и яркие узоры. А поскольку Москва – город торговый, то какая же торговля без скоморохов? Так спектакль становится «театральным», театром в театре. С любовью, правда, хуже, ведь сердцу не прикажешь. Лицо жениха какое-то безликое, усредненное, совершенно без эмоций. И тут на сцене появляются две ставки со схематичным изображением князя N, человека, у которого нет даже имени, да и Татьяна также теперь человек - маска. Пушкинский «Евгений Онегин» театром из Элисты присвоен и дан зрителю живо, узнаваемо и подробно. 

 

Калмыцкий государственный театр кукол «Джангар». А.С. Пушкин «Онегин». Фото Виталия Маркина

1.                      Калмыцкий государственный театр кукол «Джангар». А.С. Пушкин «Онегин». Фото Виталия Маркина

 

Следующий спектакль состоялся вечером того же дня. Владимирский академический театр драмы – частый гость на многих фестивалях, в том числе и здесь его знают и ждут. «Я – русский солдат» в постановке режиссера из Вологды Якова Рубина – моноспектакль актера Роберта Непогода по повести Бориса Васильева «В списках не значился» рассказывает о важности человеческой жизни, о стойкости защитника Родины, которого силою обстоятельств еще даже не успели внести в список воинской части. Девятнадцатилетний выпускник военного училища Николай Плужников только прибыл в часть, и тут же наступила война. О героизме солдата, защищающего людей и свою землю от захватчиков, рассказывает этот спектакль. Герой спектакля постепенно облекается в кольчугу, тем самым постановочная группа спектакля подчеркивает историческую и духовную связь солдат Великой Отечественной с воинами древней Руси. И русский солдат здесь – не национальность (страну защищали не только русские), а принадлежность к русской земле, русскому гражданству в широком смысле слова. Остается добавить, что монодрама была написана Ольгой Гуниной.

Хозяева фестиваля, Новошахтинский драматический театр им. М.И. Бушнова, дал на фестивале два спектакля. Один из них для взрослой публики, другой – для детей. Первый из двух, «Солярис», поставлен по мотивам одновременно романа Станислава Лема и фильма Андрея Тарковского. И хотя фильм и книга различаются довольно сильно, в спектакле остались темы и идеи обоих произведений. Вместе с тем автор инсценировки и исполнительница роли Хари Анастасия Хаустова и режиссер-постановщик Михаил Сопов вынесли в смыслообразующие составляющие спектакля тему любви и человечности. Есть ли какой-то прокоттехнического прогресса, если в расчет не берется любовь? Любовь не только мужчины к женщине, хотя здесь это главное, но и человеколюбие, милосердие и сострадание к ближнему. Спектаклей в жанре фантастики выпускалось и сейчас выпускается не так много, но если главная ценность в мире – человек, то разве важно, какими словами и какими приемами театр доносит это до зрителя? 

 

Новошахтинский драматический театр им. М.И. Бушнова. А. Хаустова по мотивам одноименного романа С. Лема и фильма А. Тарковского «Солярис». Фото Виталия Маркина

 

1.                       Новошахтинский драматический театр им. М.И. Бушнова. А. Хаустова по мотивам одноименного романа С. Лема и фильма А. Тарковского «Солярис». Фото Виталия            Маркина

 

Спектакль «Золушка» довольно продолжительный, дольше двух часов, с антрактом. Были опасения, как дети выдержат довольно большое сценическое время. Опасения оказались напрасными. Грамотно и забавно рассказанная история Золушки (ее играет актриса Кристина Казарова, режиссер-постановщик Ксения Торская, художник-постановщик Юрий Сопов) пришлась по душе маленьким зрителям. На сцене восемнадцать актеров, а действующих лиц еще больше. Мыши помогают Золушке, сочувствуют ей. При королевском дворе есть Придворный шут (артист Михаил Сопов), который своими остроумными и зачастую ехидными комментариями к происходящему показывает зрителям, кто есть кто на самом деле, а кто только выдает себя за то, чем он на самом деле не является, но хочет быть. Дочери Мачехи (Оксана Второва) Гортензия и Жавотта (Екатерина Ренард и Анастасия Савиных) не только злые, они показаны подробнее. Они и злые, конечно, но и ограниченные и завистливые особы. Они хотят замуж, а что не совсем честным способом добывают себе жениха, так здесь виновато воспитание и отсутствие каких-либо нравственных устоев. Режиссер тонко понимает фабулу сказки (автор пьесы Тамара Габбе) и играет со словами, благо пьеса позволяет это, например: «совершенно… летний, совершенно… зимний». Забавно, согласитесь. И подобной игры в спектакле довольно много. Вообще оба спектакля хозяев на фестивале выглядели весьма достойно и заслужили похвалу.

Если говорить о спектаклях для детей, то на фестивале еще были детские постановки. Так, например, театр «Чеховский клуб «Классика» гимназии №118 из Ростова-на-Дону, где играют дети и подростки, дал на фестивале «Тень» Евгения Шварца. Ребята неплохо оснащены по-актерски, несмотря на юный возраст, многое умеют и знают, понимают, что играют. Режиссеры спектакля Наталья Зубкова и Екатерина Швецова много сил вкладывают в любимое детище. Конечно, для того чтобы стать настоящими профессионалами, молодежи нужно много учиться, но уже сейчас можно отметить явный талант многих, и, прежде всего, Андрея Гринюка (роль Тени) и порадоваться, что у театрального Ростова есть будущее.

 

Московский государственный детский театр марионеток. Русская народная сказка «По щучьему велению». Фото Виталия Маркина

Московский государственный детский театр марионеток. Русская народная сказка «По щучьему велению». Фото Виталия Маркина 

 

Спектакль «По щучьему велению» Московского государственного детского театра марионеток, уже виденный мной в Пензе на фестивале «Золотая рыбка» и описанный на страницах «Страстного бульвара, 10» (номер 3-273/2024). Поэтому, чтобы не повторяться, подробно писать спектакль не буду. Отмечу лишь, что здесь хорошее пространственное решение, актеры водят кукол высокопрофессионально, у каждой из них – свой характер, свой образ. В спектакле играют и живые актеры, и марионетки, и планшетные куклы, и, что самое главное для детского спектакля, в нем много юмора. Например, слезы Царевны Несмеяны используются очень рационально, другие герои заготовляют рассол для грибочков, для огурчиков, для капусты квашеной. Слез много – для всего хватит.

«Царевна-лягушка», спектакль Ростовского государственного театра кукол им. В.С. Былкова, игрался на своей сцене. Большой, почти двухчасовой спектакль дети смотрели с интересом. Здесь также смешение кукол и актеров дало дополнительную живость спектаклю. Артисты, как могли, оправдывали поступки своих героев. Например, средний брат Митрофан выстрелил не так удачно, как Степан, потому что в момент выстрела из лука тот его подтолкнул. Братья – конкуренты, и это кажется оправданным. Сюжет развивается согласно сказке. В спектакле есть все, и Баба Яга, которая помогает Ивану, главному герою, и Кощей, и даже те, кого нет в самой сказке. Например, Щук – муж Щуки. Вообще шесть актеров играют двадцать одного персонажа. Много? Для театра кукол обычное дело. Сказка красочная и веселая (режиссер-постановщик и автор пьесы Олег Радченко, художник-постановщик Людмила Топольскова). 

 

Театр юного зрителя г. Нижнекамска. А.С. Пушкин «Жил старик со своею старухой». Фото Виталия Маркина

Театр юного зрителя г. Нижнекамска. А.С. Пушкин «Жил старик со своею старухой». Фото Виталия Маркина 

 

Театр юного зрителя из Нижнекамска привез на фестиваль два спектакля. Первый – «Жил старик со своею старухой». Это сказка – путешествие для всей семьи по мотивам произведения А.С. Пушкина. Озорная, веселая и непредсказуемая (в театре важно не столько «что?», сколько «как?») сказка, где ни за что не угадаешь, что произойдет дальше, в следующую секунду. Здесь портрет Александра Сергеевича и книгу его сказок достают веревкой (неводом?) откуда-то из морских пучин. Старик (Павел Минибаев) доверчив до детскости, он сохранил в себе способность удивляться бесконечному многообразию мира, любит Старуху (Татьяна Непряхина) несмотря на ее алчность, но сам, будучи человеком с бесконечно большой душой, не замечает ее недостатков и только удивляется ее поступкам, не держа зла ни на кого. Старик даже не может есть рыбу: сочувствуя ей, он видит в рыбе такое же живое существо, как и он сам, а значит его понимание мира как живого страдающего существа оправдано. Он как большой ребенок, любит игрушки, и для него мотоцикл – средство достижения свободы. Символично в спектакле звучит бессмертное «Нам дворцов заманчивые своды// Не заменят никогда свободы». Здесь чайки, обыкновенные морские чайки, а их семь, каждая имеет свой характер и привычки. Как в хорошей сказке, превращения бесконечны: столы могут стать медузами, например. Появление морских обитателей тоже удивляет. Здесь и Морской конек, и Краб, и Осьминог, и Черепаха – мир прекрасен и удивителен. Золотая рыбка тоже разная,и появляется она в разном и каждый раз непредсказуемом обличье. Меняются обстоятельства – меняется рыбка. Подкупает в спектакле то, что он сделан не по принципу: как бы попроще. Режиссер Тимур Кулов относится к детской публике как к равным себе зрителям. Дети – такие же люди, только маленькие. Художник-постановщик этого зрелищного спектакля Римма Фархутдинова.

Спектакль того же театра «Ромео и Джульетта» по трагедии У. Шекспира сделан намного более традиционно и предсказуемо добротно. Режиссер-постановщик Камиль Гатауллин и художник-постановщик заслуженный работник культуры РФ Людмила Семячкова поместили героев спектакля примерно в то же время, какое описано Шекспиром. На сцене – массивная конструкция с помостом и огромными колесами. Так повозка превращается в трибуну для важных заявлений уставшего от вечной вражды семей Монтекки и Капулетти Князя (Наиль Мубаракшин) или в символ неотвратимости рока. С первой же смертью в этой трагедии появляется молодая и красивая Королева Мэб (Татьяна Каюмова). Наверное, так и выглядит смерть. Одновременно пугающая, отталкивающая и манящая. Ромео и Джульетта (Павел Матвеев и Ксения Ценева) – влюбленные юные создания, добровольно идущие на смерть ради любви. Органична Кормилица (Татьяна Непряхина). Интересно придумана сцена с цветком у Лоренцо. Цветок, символ жизни, но у него ядовито-зеленые листья. Так одно и то же растение может нести и жизнь, и смерть, вопрос только в пропорциях. Спектакль красив своей пластикой, неплохо сделаны бои (педагог по сценическому бою Павел Соколовский). Интересно решена сцена, когда Ромео убивает Тибальта в спину. Тут не до благородных поступков: Ромео взбешен покушением на Меркуцио. Заканчивается спектакль красивым танцем мертвых Ромео и Джульетты, когда в склепе остается только их обувь.

Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа (Республика Беларусь, г. Витебск) играл спектакль по мотивам творчества народного поэта Беларуси Якуба Коласа «Дети. Версты». Основная тема спектакля – род, родня Кобеты (Раиса Грибович), стремление героиней сохранить семью, детей в самом трагическом за всю историю человечества XX веке. Метафора жизни – железная дорога. Железная – значит максимально нечеловеческая, неживая. Если есть дорога со станциями, значит, есть и тот, кто ее обслуживает – Станционный смотритель (обладатель медали Франциска Скорины Геннадий Гайдук). В спектакле время течет нелинейно, современность переплетется с воспоминаниями давно ушедшего, но не забытого. Костюмы всех героев сделаны изо льна, тем самым авторы подчеркивают духовную связь персонажей с природой (сценография и костюмы Андрея Жигура). Какая-то непосредственность и чистота, сохраненная в сложнейших условиях существования, дорогого стоит. Жанр спектакля из драмы переходит в деревенскую комедию и обратно, потому что без шутки жизнь становится невыносимой. Иногда стихи Коласа читаются спокойно, иногда от отчаяния, и это оправдано. Только так, в разных жизненных ситуациях, и проверяется их подлинность. Спектакль идет на белорусском языке, но понятно русскоязычным зрителям абсолютно все, поскольку тема близка любому человеку на земле. Режиссер-постановщик Инес Амами поставила очень душевный и наполненный человеческими эмоциями спектакль.

Донецкий республиканский академический молодежный театр – частый гость и на этом, и на многих других фестивалях. В эти же дни театр играл на сцене Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева на фестивале «Молодежь. Театр. Фест» спектакль «Шахтерская дочь», здесь же трое актеров давали «Люти» известного белорусского драматурга Алексея Дударева. Мелодрама, поставленная как мелодрама и существующая по ее законам, почти сказочным – залог половины успеха у публики. А если действие начинается в Новогоднюю ночь, то это и выглядит именно как новогодняя сказка, когда возможно все или почти все. Так, Она (Оксана Ясинская) получает то, на что, может быть, уже давно не надеялась – большую любовь (Он – Евгений Романенко) при помощи обаятельного бандита Вована (Вячеслав Лозовский). Она живет в своем мирке много лет и нежданно-негаданно находит счастье в виде не совсем, может быть, складного одинокого мужчины, нуждающемся в тихом семейном гнездышке не меньше ее. Поставил спектакль Евгений Романенко.

Крымский государственный театр юного зрителя привез в Новошахтинск спектакль по двум пьесам А.П. Чехова, «Медведь» и «Предложение», и назвал этот спектакль «Рецепт любви». Две разных комедии связывают няни – цанни, которые и по хозяйству управляются, и сюжет спектакля поправляют, когда нужно. В «Медведе» Елена Ивановна Попова (Вильгельмина Меттель) напоказ вздыхает о покойном муже, любуется на его портрет, где он изображен не один, а с любимым конем, но довольно быстро уступает домоганиям Григория Степановича Смирнова (Лауреат Государственной премии Республики Крым Владимир Миллер). Лука, лакей Поповой, кажется, много в жизни видел и не удивляется уже ничему (Роман Рыжов). В «Предложении» все предсказуемо – споры о Воловьих Лужках и о достоинствах собак уступают теме любви. Наталья Степановна (Елена Петрова) давно томится в девичестве, а тут подвернулся интересный сосед Иван Васильевич Ломов (заслуженный артист Республики Крым Сергей Новиков). Степан Степанович, отец Натальи Степановны (заслуженный деятель искусств Республики Крым, Лауреат государственной премии Республики Крым Андрей Пермяков), рад сбыть с рук любимую дочь, как кажется, первому попавшемуся потенциальному жениху. Жанр водевиля дает возможность актерам играть, не опасаясь переступить черту психологизма.Сам Чехов зло смеется над недалекими и даже совсем неумными героями, не жалея красок и оценок. А театральная публика меж тем получает удовольствие от происходящего на сцене.

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр кроме спектакля «Коммуналка» привез на фестиваль концерт «Служить Отчизне», авторскую программу директора театра Андрея Зуева. Сам Андрей Егеньевич не только выносил и воплотил идею концерта, но и много пел, иногда соло, иногда вместе с другими актерами, песен военной поры и написанных позже, вплоть до наших дней. А вечером театр дал спектакль по рассказам Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко и Надежды Тэффи.

Рассказы эти объединяет не только примерно одна эпоха (начало XX века и первые примерно десять лет после революции), но и юмор, не всегда добрый, но всегда саркастический и точный по наблюдениям за человеческой природой. Как писал Михаил Булгаков: «люди как люди…В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их». Спектакль ровно об этих людях, несчастных, забавных, смешных. Им выпало жить во время слома эпох, и они выживают, как могут. Под прицелом у авторов – мещанство в самом худшем значении этого слова. На сцене – двери, много дверей. Человек лишен личного пространства и оттого ведет себя так, как ведет. «Бытие определяет сознание», –  эта фраза К. Маркса не лишена смысла, как бы к ней ни относиться. Калейдоскопом меняются персонажи в спектакле режиссера-постановщика Павла Лаговского.

Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П. Чехова должен был играть на фестивале «Каренины. Лабиринты памяти» в инсценировке А. Фекета и О. Головковой, но буквально в день спектакля выяснилось, что заболела исполнительница роли Анны Карениной. Театр – искусство живое, за что и любим зрителями не одну тысячу лет. Бывает всякое. Пришлось срочно заменять спектакль. Таганрожцы дали «Хануму» В. Константинова и Б. Рацера. В этой музыкальной комедии возможно почти все. Актеры не играют по системе Станиславского, они играют свое отношение к персонажам. Веселье, гротеск, юмор на протяжении двух с лишним часов не утомили. Переиграть в «Хануме» сложно, остается получать удовольствие от комикования как способа сценического приема. Этот музыкальный спектакль закончился так, как и должна заканчиваться музыкальная комедия – счастливым финалом.

Удивительно, что почти таким же счастливым финалом закончился спектакль «Каренины. Лабиринты памяти», который члены жюри смотрели на видео. Сережа, сын Карениных, вырос, но с трудом избавляется от детских травм. Развод родителей – не самые лучшие воспоминания детства в любые времена. Время действия спектакля обозначено, но весьма приблизительно. Детство Сережи (Артем Мироненко) проходит в примерно описываемое Толстым время, его взрослый период (Александр Воскресенский) – в наше. Психотерапевт (Ирина Володина) пытается разобраться и перевести память Сергея в другую оптику, отпустить детские обиды, простить родителей. Между Алексеем Карениным (заслуженный артист РФ Сергей Герт) и Анной (Анастасия Карпенко) нет любви. Точнее, Каренин любит Анну, по-своему, но любит, а Анна холодна к мужу, да и к Вронскому (Виктор Журавлев) тоже, как и Вронский к ней. Хотя, может быть, все это не так – мы смотрим на эту историю глазами ребенка, а что такое любовь, он в силу возраста понимать еще не может. Единственное, на чем сосредоточен ребенок – на осознании того, что родителям явно не до него. Сережа из кубиков складывает слово «семья», то, чего ему безумно хочется, и чего у него нет. Даже смерть матери для Сережи не так трагична, как в романе. У детей отсутствует само это понятие, поэтому так красиво выглядит смерть Анны под колесами поезда – на сцене красные красивые сердечки. В финале спектакля в воображении Сергея семья собирается за столом. Все живы. Смерти нет. С отцом происходит диалог о всепрощении. И Сергей находит свое семейное счастье с Психотерапевтом. Он разглядел в ней женщину. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»,– так начинается роман Льва Николаевича. Той же самой мыслью заканчивается спектакль.

 

Волгодонский молодежный драматический театр. Р. Барышев «Тарковский. Запечатленное время». Фото Эльхана Алекперова

Волгодонский молодежный драматический театр. Р. Барышев «Тарковский. Запечатленное время». Фото Эльхана Алекперова

 

Волгодонский молодежный драматический театр, самый молодой театр-участник фестиваля, дал документальный спектакль «Тарковский. Запечатленное время». Спектакль продолжительный по времени (три часа двадцать минут), биографический, да еще о Тарковском, режиссере-интеллектуале. Что удивительно, и в небольшом городе собирается публика на сложный спектакль. Время действия очерчено вполне конкретно и вместе с тем общо: все начинается со смерти Андрея Тарковского, а затем мы проживаем его жизнь, такую короткую и одновременно невероятно насыщенную. Итак: похороны гения. Сразу же режиссер спектакля дает зрителю важную мысль: мы не принадлежим себе, точнее, наше тело нам не принадлежит даже после смерти. Начинается дележка, выяснение отношений, кому везти тело, куда, в чем, вся эта недостойная кутерьма после смерти, мелкие хлопоты. Режиссер, он же, по-видимому, художник Родион Барышев, загружает сцену видео с видом северных морей, тем самым показывая холодную равнодушную природу (читай: Вселенную), которой до людей нет дела. Урбанистические бездушные картинки. Никто никому по большому счету не нужен. В приемнике поет Высоцкий, который жил и творил примерно в одно время с Андреем Арсеньевичем и так же внезапно ушел из жизни. Перекличка двух гениев, так похожих при всей несхожести. Это двойничество будет разлито по всему спектаклю. Дом Тарковского в Юрьевце, одновременно и похожий, и непохожий. Артист Игорь Таранов, играющий Тарковского, тоже временами очень похож, а иногда совсем не похож на своего героя. Через весь спектакль главной темой проступает ностальгия. Как в голове, на сцене смешиваются разные события позднего Тарковского и маленького Андрея (Семен Чикунов). Горячая любовь не только к местам, где человек некогда жил, но и ко всему, к мельчайшим деталям биографии, на первый взгляд, самым незначащим. Все это равно дорого Андрею Арсеньевичу. И творчество, равное жизни, а иногда ее превосходящее. В воображаемом разговоре с Пастернаком Тарковский задает вопрос: «Сколько я еще сниму фильмов?». Не «сколько проживу лет», заметим. И получив ответ: «Четыре», удивляется: «Так мало?». Те люди, кто когда-то были в жизни великого режиссера, остаются у него в сердце навсегда. Андрей разговаривает с отцом, и это не назовешь воображением или сном. Ностальгия преследует гениального Тарковского всю жизнь. Он вспоминает Юрьевец, маленький городок на Волге, где он прожил несколько лет в детстве и от которого сейчас мало что осталось. Сестру Марину. При всей кажущейся трагичности спектакль наполнен юмором. Здесь есть и отсылка к сегодняшнему дню, хороший хулиганский текст об экономии итальянцами энергоносителей, «потому что в Европе с ними плохо».

Еще несколько важных мыслей спектакля: вера – это знание, полученное при помощи любви. Выражение «кино не для всех» – что это значит? И бывает ли кино для всех? При всей своей ранимости Андрей Тарковский ведет себя на съемочной площадке жестоко, расстреливая ассистентов, артистов, и не поймешь, в воображении ли это происходит или на самом деле. Искусство для него и есть сама жизнь. Или даже так: искусство важнее жизни. Рентгеновский снимок в конце жизни Тарковского (умер он, напомню, от онкозаболевания) выглядит как кинопленка.

 

Фестиваль прошел быстро, девять дней пролетели как один миг. Самое важное для маленького Новошахтинска – это то, что публике показывают разный театр, различные театральные школы и приемы. Поэтому, как бы поздно не заканчивались спектакли (некоторые в половину двенадцатого ночи), зрители не спешили домой, а делились эмоциями об увиденном. Театр в этом городе занимается замечательным делом. Наверное, старая формула «театр разумных развлечений» применима и поныне.

 

Александр Воронов, театровед, театральный критик

Журнал «Страстной бульвар,10» №10-280/2025

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.