|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Светлана ЯНШИНА «Знамя шахтера»
ПРЕМЬЕРНЫЙ спектакль «Билокси–блюз» по пьесе Н. Саймона, поставленный на сцене Новошахтинского муниципального драматического театра, вызвал жаркие споры. Одни зрители приняли его горячо, другие категорически заявили, что пришли посмотреть высокое искусство, а столкнулись с грубостью и пошлостью. Не принявшие спектакль спрашивали, мол, неужели нужно тащить на сцену западную постановку, неужели нет нормальных, интересных русских пьес?
Наверное, они по–своему правы. Но разве в западной драматургии не говорится об общечеловеческих ценностях? Возможно, они находят непривычные нам сценическое воплощение, драматургический язык, но разве нам непонятен тот высокий смысл, который вложен в сценарий?
Но спектакль «Билокси–блюз» даже не об этом. При всей многослойности тем и идей сквозь него проходит стержневая идея: каждый человек обязан в любой ситуации сохранить Достоинство и Милосердие. А еще это спектакль о том, что человек свою суть и внутренний стержень обнаруживает и проявляет только в нерядовых ситуациях или обстоятельствах.
В данной пьесе такую ситуацию в армейской жизни пятерых молодых американцев создал сержант Туми, которого сыграл заместитель директора Новошахтинского филиала РГУ Григорий Иванов. Именно в этой ситуации проявились чувство собственного достоинства и милосердие у Арнольда Эпштейна, которого психологически точно сыграл дебютант Павел Долгополов. Именно Эпштейн своим примером помогает понять остальным четверым солдатам, что сила не на стороне человека с пистолетом у твоего виска, а в твердости твоего духа.
Агрессивные армия и государство штампуют дисциплинированных, бездумных, безголовых роботов. Такие, как Арнольд Эпштейн, вызывают ярость и ненависть своей непостижимостью не только у вояк, убежденных в том, что дисциплина и приставленный к спине штык движут армию вперед, но и у простого обывателя. Но именно Эпштейны — планка духовного роста, которую многим хочется достичь. А еще спектакль о том, что не стоит смотреть на внешнюю шелуху, за которой человек прячет свою чистую душу.
И вообще спектакль совсем не об американской армии и не о 1943 годе. А о сегодняшнем дне армии и вообще о новобранцах, которых готовят, как пушечное мясо, которому не полагается иметь мозги, о противоестественности и бесчеловечности войны.
И все эти мысли заключены в истории о пяти американских юношах, которые попали на фронт в 1943 году под командование сержанта Туми и которую сыграли на сцене студенты Новошахтинского филиала РГУ. Если учитывать, что они не имели ранее даже слабого представления об актерской технике и над спектаклем работали всего полтора месяца, то можно сказать, что дебют их был блестящим. Очень ярким сумел сделать образ Роя Сэлриджа Валерий Смык. Живой, суетливый, прижимистый, хитроватый и недалекий Сэлридж вполне пригоден на роль преемника сержанта Туми. Неплохие актерские данные у Руслана Кондрашева. Дональд Карни — интеллигентный, порядочный, симпатичный парень. И мнение Юджина Джерома, которое он в своем дневнике высказал о Карни, к счастью, было ошибочным. К Дональду не нужно было обращаться за помощью, он первым вставал на защиту Эпштейна. Симпатичным получился недалекий, простодушный увалень Джозеф Виковский у Сергея Маркова. Армейский опыт чувствовался в игре Григория Иванова (сержант Туми).
Кстати, военная подготовка, которую продемонстрировали на сцене ребята, — это его рук дело. На Юджине Джероме (как и сержанте Туми) лежала основная смысловая нагрузка спектакля. И с ней неплохо справился Михаил Сопов. Это единственный не новичок на сцене. И по актерской технике он выделялся. Хотя и по его игре можно высказать массу замечаний, образ получился трогательным, искренним. Хороша была Е. Сильченко в роли Ровены.
Ну, а режиссеру спектакля Станиславу Мальцеву нужно посвятить отдельное место. Режиссерски спектакль выстроен безупречно. Точны подбор актеров, их расстановка на сцене, динамика движений. Проста до гениальности сценография. На сцене — ничего, кроме двухъярусных армейских кроватей, но они трансформируются то в вагонны поезда, то в казарменное помещение, то в решетчатые беседки. По игре наших юношей–студентов не скажешь, что они дебютанты сцены: прекрасный посыл звука, умение двигаться на сцене, выразительность жестов, умение донести смысл текста до зрителя.
Можно отметить и массу недостатков и слабых сцен. Одна из самых слабых — сцена прощания Джерома и Дези. В ней нет внутреннего духовного посыла, не очень верится в сильное чувство этих двух юных существ. Не отточена последняя сцена, где Джером рассказывает о дальнейшей судьбе своих бывших сослуживцев. Не расставлены акценты и нет чувства сопереживания.
Пока еще чувствуется у всех актеров боязнь забыть текст. Можно перечислять промахи каждого актера, но главное, что в зал со сцены шла такая энергетика чистоты, искренности, что порой у зрителей появлялся ком в горле. И это в театре главное.
На страницу спектакля »
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|