«« Перейти в раздел "Пресса"
Задыхаясь от несвободы

© Эльхан Алекперов
На XXII Областном театральном фестивале-конкурсе «Мельпомена» Новошахтинский драматический театр имени народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова представил спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсия Лорки (режиссёр Оксана Второва).
Действие спектакля происходит в доме овдовевшей Бернарды Альбы (Ирина Григоренко). Автор обозначает жанр пьесы как «драма из жизни женщин в испанских селениях». А режиссёр переводит эту бытовую драму в трагедию. Начинается действие в день похорон мужа Бернарды. А завершается смертью одной из её дочерей.
Жёсткая, властная мать истово следуя традициям, объявляет о 8-летнем трауре, в течение которого её дочери не имеют права выйти замуж. Особняком стоит Ангустиас (Ольга Демидова) – дочь от первого брака Бернарды. Поскольку у неё был другой отец, ей замужество позволяется. Тем более что возраст у неё критический – уже под сорок. А другим сёстрам: Аделе (Анастасия Хаустова), Мартирио (Анастасия Савиных), Амелии (Кристина Казарова) и Магдалене (Екатерина Ренард) – от двадцати до тридцати лет.

А. Хаустова (Адела)© Эльхан Алекперов
Так и живут пять сестёр в доме у матери, как в тюрьме, задыхаясь от несвободы. Шьют простыни и подзоры себе на приданое, вышивают, пьют лимонад. Простые бытовые действия… Получается почти по Чехову: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». У сестёр счастье никак не сложится. И режиссёр показывает нам ожидание женского счастья в страстных танцах (хореограф Татьяна Климова).

© Эльхан Алекперов
Удачна находка режиссёра – воспоминания сестёр о счастливом детстве. Время от времени на сцену выбегает лёгкая, воздушная стайка девочек в белых платьицах. Они веселятся, смеются…
Сценография спектакля (художник Ирина Михайлова) раскрывает суть происходящего, работает на замысел режиссёра. «Чёрный кабинет», белые графические контуры арок. Надарочное пространство заполнено изломанными ветками, складывающимися в паутину. Арки опираются на непрочное основание – колонны выполнены из свисающих верёвок. Всё говорит о том, что конструкция дома Бернарды шаткая, неустойчивая. Художник по свету Борис Михайлов дополняет работу сценографа, создавая особую атмосферу: затхлость замкнутого помещения, напряжённость происходящего. По ходу действия верёвки спутываются, становясь не колоннами, а верёвками виселицы.

Стоит А. Хаустова (Адела), сидят слева направо: И. Григоренко (Бернарда), К. Казарова (Амелия) © Эльхан Алекперов
Напряжённость, тревога создаётся и музыкальным лейтмотивом спектакля – это песня «La Llorona»(Ла Йорона). Песня плакальщицы –персонажа латиноамериканского фольклора. Это персонаж трагический – призрак матери, оплакивающей своих погибших детей.
В спектакле Бернарда демонстративно скорбит по умершему мужу, при этом не сочувствуя страданию пока ещё живой дочери Аделы. Бунтарки Аделы, которая танцует в курятнике, сняв траур и надев зелёное платье. Послушна матери одна Ангустиас. У неё есть жених – Пепе Римлянин, скоро свадьба. Остальные сёстры завидуют, а Мартирио, желая насолить, крадёт фотографию её жениха. Но дальше всех идёт Адела – отбивает у неё Пепе.
Ближе к концу спектакля несколько раз слышатся громкие звуки – то ли стук лошадиных копыт, то ли щёлканье кастаньет. Таким образом режиссёр усиливает ощущение ожидания и тревоги. Напряжение возрастает, но Пепе Римлянин так и не появится на сцене, мы увидим лишь его руку в рукаве белой рубашки с кружевным манжетом. Раздаётся выстрел. Это за кулисами Бернарда стреляет в Пепе из ружья. Адела, думая, что он погиб, кончает жизнь самоубийством.

Слева направо: И. Григоренко (Бернарда), М. Кожушко (Понсия) © Эльхан Алекперов
Все герои спектакля несвободны. И даже сама Бернарда, которая живёт в рамках демонстрации правил, от чего страдают её дочери. Несвободна физически и запертая в комнате сумасшедшая мать Бернарды – Мария Хосефа (Людмила Меймухина). Но ей свободу дарит собственное безумие.
Разряжают действие две служанки, которые находятся на обочине сюжета. Первая Служанка (Александра Шилова) – забавная пофигистка, её существование на сцене состоит из ряда комических номеров. Но внутренне свободна лишь вторая – Понсия (Марина Кожушко). Когда-то она была подругой Бернарды, а теперь вынуждена прислуживать ей.
Красавица Адела больше не хочет подчиняться неволе. Она освобождается – гибнет. Это единственная свобода, которая ей доступна. И это трагедия. Трагедия из жизни женщин в испанских селениях... Только ли в испанских?
Алексей Климашевский, театральный критик
журнал "Театральный вестник" №5 2025г.
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|