|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Под фразой «служить театру» подразумевается не только профессиональная преданность актеров театральной сцене, но и глубокая эмоциональная связь с искусством. Многие из них посвящают всю свою жизнь работе в одном театре, становясь неотъемлемой частью его истории и культуры. В этом контексте актеры воспринимаются как хранители традиций, которые передаются из поколения в поколение, и их искусство становится способом продолжения этого наследия. Таким образом, «служить театру» — это не просто фраза, это философия жизни, в которой сочетаются преданность, жертва и стремление к самоотдаче ради искусства и зрителя. Актеры театра, выставляя свою душу на сцену, передают важные жизненные истины, незабываемый опыт всем причастным к этому волшебному миру.
Оксана Второва - режиссёр, актриса, педагог
Оксана Второва
Сегодня в рамках нашей рубрики «Люди театра» мы встречаемся с актрисой, режиссёром Новошахтинского драматического театра, руководителем театральной студии «Freedom» Оксаной Викторовной Второвой.
- Оксана Викторовна, Ваш творческий путь начался очень рано. Как Вы попали в театр?
- Я думаю, Вас удивит, но газета «Знамя шахтёра» имеет к этому прямое отношение. Итак, в 1993 году моя подруга Таня Архипова прочла в городской газете объявление о том, что в труппу народного театра набирают актеров. И предложила мне пойти с ней на пробы. Так сказать, для поддержки. Я пошла. Тане было 16, мне - 13. Прослушивания были во Дворце культуры шахты имени В.И.Ленина у Светланы Николаевны Соповой. Когда подруга всё закончила, Светлана Николаевна обратилась ко мне: «Ну а Вы?». «А я за компанию», - чуть смутившись, ответила я. «Раз уж пришли, давайте и Вы рассказывайте!». И я прочла стихотворение Расула Гамзатова о матери, которое учила в школе. Следующим заданием для нас был этюд «Утро в курятнике». Нам очень повезло, в коридоре стоял актёр театра Валентин Катков - он-то и помог нам с этюдом. В конце концов взяли нас обеих. С тех пор театр я не покидала.
- Ваша любимая роль?
- Если ты вышел на сцену и отыграл роль, ни разу не вспомнив, что у тебя не приготовлен борщ, не убрано в доме или что тебя ждёт другая важная работа, — это уже любимая роль. Значит, она всецело тебя поглощает. Поверьте, любимых ролей очень много.
- Успешная актриса становится режиссёром. Что подтолкнуло Вас к этому шагу?
- Изначально поступить на факультет «Актёрское мастерство» у меня не получилось, и я поступила в Ростовское училище культуры. Мне повезло учиться у талантливого режиссёра, выпускника ГИТИС Виктора Владимировича Свердлина. Получила специальность «режиссёр культурно-массовых мероприятий». Но главное, что всю жизнь у меня перед глазами была Светлана Николаевна Сопова, я перенимала её опыт. Видела и понимала, как рождается спектакль, идёт процесс постановки: читки, репетиции, работа с художниками, звуком, светом. Это уникальные знания, которые можно приобрести, наверное, только в нашем театре, потому что он открыт изнутри, ты видишь его, ты его часть. То, что я познала, научило меня относиться уважительно к творчеству, чужому труду, позволило сохранить творческое начало, которое зародил во мне наш театр. У меня уже были знания плюс часть опыта режиссёра-массовика. И я решила рискнуть - попробовала поступить на кафедру режиссуры театрального института имени Бориса Щукина. У меня получилось. В этом году я успешно окончила институт и получила диплом.
Александр Скулков и Оксана Второва спектакль "Пиковая дама"
- Как проходила учеба, кто преподавал?
- В «Щуке» мне повезло: мой преподаватель Сергей Иванович Яшин подходил мне и психофизически, и по темпераменту. Институт дал более глубокие познания профессии, основы и детали, научил мыслить событийным рядом, работать с материалом, заниматься самоанализом. Для меня открылись новые пласты в литературе, истории театров, сценографии, эстетике. А ещё «Щука» — это особая атмосфера, пропитанная интеллектом, талантом и юмором. Когда поступала, я была уже бывалый воин, бояться мне нечего, за плечами колоссальный опыт. И вот я, такая уверенная в себе, захожу и вижу известных педагогов, во главе которых Михаил Борисович Борисов, с такой барской осанкой, типаж, как будто сошедший с полотен русских портретистов. И я теряюсь, у меня перед глазами пелена, всё в замедленном действии, двигаться не могу. Я сдала все экзамены, и мне остался маленький диалог с педагогами, которые набирают классы. Я стою и молчу. И тут Борисов громко так говорит: «Выйдите! Мы еще не готовы». Пятясь назад, выхожу. И через минуту: «Заходите!». Я понимаю, что не могу туда пойти, у меня какой-то животный страх. И меня кто-то берет и вталкивает в дверь. Ну и дальше - милая беседа, с юмором, живыми шутками, и я принята. Борисов так и остался в моей памяти вот таким могучим, ярким, красивым барином. Очень жаль, что он так рано ушел. Преподаватели института оставили в моей жизни яркий след. Постулат российского режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РФ и моего преподавателя Сергея Ивановича Яшина «Главное - правильно разложить костёр, а огонь ударит с неба!» стал и моим жизненным постулатом. Вдохновение приходит только в том случае, когда ты упорно работаешь и думаешь. Так и иду по дороге жизни.
- Оксана Викторовна, почему для дипломного спектакля Вы выбрали «Шагреневую кожу» Оноре де Бальзака?
- Всегда есть какой-то материал, который тебя когда-то задел и не просто сидит в твоей голове, а будоражит. Так случилось, что я стала очевидцем событий 8 августа 2008 года. В день, когда началась русско-грузинская война, я отдыхала в отеле «Самшитовая роща». Номер на девятом этаже, выключили свет, воду, появились вооруженные люди. Нас всех попросили спуститься и собраться внизу. Начались какие-то суета и волнение, кто-то паниковал. Но персонал действовал очень профессионально и уверенно, нас успокоили, зажгли свечи, накормили. И в этот момент на столике в библиотеке я заметила книгу Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Буквы плясали в пламени свечи и погружали меня совершенно в другой мир, другую эпоху, уводили от военных событий, заставляли умолкнуть стрельбу в моем воображении. Возникшая тогда любовь к этому произведению спустя годы вылилась в спектакль на сцене Новошахтинского драматического театра.
- Что для Вас значит студия «Freedom» и как она родилась?
- Давайте лучше начнем с самого начала. Я работала с театральной студией Всероссийского общества слепых в городе Новошахтинске «Многоточие». Студия потеряла дом, и мы все лихорадочно искали место для репетиций. Помог отдел культуры, и нас взяли в городской Дом культуры. Директор ГДК попросила меня помочь в постановке новогоднего представления. Актёры - парикмахеры, швеи, водители, студенты из техникума, танцоры из группы «Милитари». И был еще один удивительный человек - Владлен Провоторов, хореограф. Я не знала, что делать с такой разношерстной группой. Но, вопреки всему, новогодний утренник получился прекрасным: громкие аплодисменты и восторженные взгляды не только детей, но и взрослых. И дальше стали пробовать этим составом ставить спектакли. Взяли пьесу в одном действии «DawnWay» Ольги Богаевой, драматург определила жанр как дорогу вниз без остановок. Наш новый коллектив ставил эту пьесу вместе с некоторыми участниками студии «Многоточие». Мы собирались показать наше творение в Волгодонске на «Театральной весне», начинаем заполнять бумаги для участия и сталкиваемся с тем, что у нас нет названия. Все начали говорить, что у нас свободный выбор и мы сможем взять любое название. И Владлен так тихо говорит: свобода - «Freedom». Вот так 1 января 2012 года родилась театральная студия «Freedom». И покатилось, покатилось дальше: наборы, выпуски, работа, жизнь, театр... Студия — это моё место силы.
Оксана Второва и Алексей Кожушко в спектакле "Волки и овцы"
- Можно уже сказать, что Вы частый гость программ о культуре областного телевидения, Вас узнают, о Вас пишут, Вами восхищаются. Звездная болезнь есть в Вашем личном диагнозе?
- Я себя «звёздой» не считаю, хотя в последнее время, действительно, много выступала на ТВ. Нет, этого диагноза в истории моей болезни нет, - смеется режиссёр Второва.
- О чем мечтается, Оксана Викторовна?
- Моя голова всё время занята какими-то идеями. Это самостоятельный процесс. Но она тут же решает проблемы, находит выходы, если есть препятствия, и стремится к воплощению этих идей. Я думаю, это и есть мечты. Но они рождаются, живут и воплощаются, тем самым составляя мою жизнь. Мечты — это моя жизнь, и они обо всем сразу.
- Самая большая любовь в Вашей жизни?
- Театр. Без него нет меня.
Наталья Караваева, журналист
Общественно-политиечская газета "Знамя шахтёра" №68 от 4-5 сентября 2024 г.
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|