«« Перейти в раздел "Пресса"
В Новошахтинском драматическом театре премьерный показ редко обходится без аншлага. Наш театр давно стал центром
культурной жизни новошахтинцев, местом сбора подлинных театралов области. Так было и 8, и 12 июня, когда состоялась
премьера спектакля «Пиковая дама» по повести А.С. Пушкина в постановке режиссёра Михаила Сопова. Спектакль создан в
рамках федерального партийного проекта «Культура малой родины».
"Пиковая дама": Что наша жизнь? Игра!
Мягкий, приглушённый свет придаёт мистичность и таинственность © Виталий Маркин
В фойе в день премьеры можно было встретить не только новошахтинских театралов. Были гости из Ростова-на-Дону, Шахт,
Новочеркасска, Донецка Ростовской области, Донецка (ДНР), Гуково, немало почитателей театра из Зверево - третья часть зала
принадлежала им. Среди зрителей в эти дни были актёры Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра и художественный
руководитель Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской Роман Родницкий, журналист и корреспондент программы
«Вести» телеканала «Россия 1» Вероника Богма и заслуженный работник культуры, журналист, редактор и ведущая программ на каналах
«Россия 1» и «Дон ТР» Любовь Суркова. Приехали на премьеру Наталья Зубкова, руководитель театра чеховского клуба «Классика»
гимназии №118 г. Ростова-на-Дону, и известный театральный режиссёр Дмитрий Юмашев.
Атмосфера праздника не покидала зрителей, ощущалось приятное волнение в ожидании спектакля. Не было привычного для зрителей звонка.
Раздался звук вызывного колокольчика времен XVIII - XIX веков, и в зрительный зал вышел одетый во фрак юноша. «Первый звонок», - сказал
Никита Сергиенко. Никите 14 лет, это его вторая роль в Новошахтинском драматическом театре.
Спектакль начинается с появления на сцене актера в черном фраке и цилиндре. «Мужики спросили меня: «Кто ты?». Я ответил скромно:
«Пушкин», - говорит он и, раздвинув занавес, исчезает. Аплодисменты.
Удивительные люди работают в этом театре! Они безгранично преданы храму искусства и всем сердцем любят его. А ещё они - универсалы!
Так, роль Пушкина сыграл Игорь Пешков, который работает машинистом сцены. И хотя Игорь не актёр, он очень творческая личность.
Творения его умелых рук можно встретить в самом сердце театра, недоступном для зрителя. Где-то утончённая лепнина украшает зеркало,
портрет Антона Павловича Чехова в стиле стрит-арт смотрит на входящих в видеооператорскую. Обработка металла, дерева для декораций -
тоже его работа. И вот теперь - Пушкин! Талантливый человек всегда многогранен. И в Новошахтинском театре россыпь вот таких
людей - бриллиантов.
Перед нами на сцене две металлические конструкции, разделённые на три части натянутым материалом. На сцену поочередно выходят две
девушки. Они делают движение правой рукой к лицу, затем правой ногой в сторону и поворачивают лицо вбок. Ба! Да это же игральные карты!
Настоящие дамы! В спектакле картам отведено особое место. Все актёры-карты двигаются синхронно, используют определённый набор
повторяющихся движений. Хореограф спектакля Татьяна Климова проделала большую работу, чтобы карты ожили.
Персонажи как бы рождаются на сцене, они на секунды замирают и вновь продолжают говорить, действовать, знакомя зрителя с пьесой.
Особое место отведено свету (художник по свету Борис Михайлов). Приглушённый и мягкий, он создаёт эффект свечей, которые использовали
во времена Пушкина, придавая происходящему на сцене некую мистичность и таинственность.
Со школьной скамьи нам известно содержание этого удивительного произведения Александра Сергеевича. Молодой человек Германн присутствует
на карточной игре, но сам не решается играть, а всего лишь наблюдает. Внимательно слушая рассказы других игроков, он узнаёт от одного их
них, Томского, историю, услышанную тем от бабушки-графини. По легенде, бабушка знала тайну трех карт: если их выложить в определенном
порядке, можно обеспечить выигрыш. С этого момента жизнь Германна оказывается во власти карточной игры.
В спектакле Германн как будто выдернут из вселенной Пушкина. Режиссёр максимально придерживается интонации автора, сохраняет
пушкинский слог. Молодой человек внутренне одержим тщеславием и безумной идеей мистического обогащения. Но и божественное чувство
любви прокралось в его сердце. Добро и зло - две сущности человека. Так что же победит? Покажет финал. В роли Германна дебютировал
актёр Новошахтинского драмтеатра Николай Шарифулин. И сразу оглушительный успех! Роль ему, бесспорно, удалась, и зритель это по
достоинству оценил. Вторая основная фигура спектакля, точнее, две исполнительницы одной роли -Дамы Пик - Людмила Мей-мухина и
Оксана Второва вызвали особый отклик зрителя игрой и профессионализмом.
Германн (Николай Шарифуллин) © Виталий Маркин
Спектакль сам по себе - сущность живая. И при каждом новом просмотре замечаешь: что-то меняется. Интонации, внутренняя энергетика
актеров, атмосфера в зале, настрой на просмотр, даже погода - всё имеет значение. А уж два состава - это поистине два разных спектакля.
Так произошло и с «Пиковой дамой» в Новошахтинском драматическом театре. Людмила Меймухина представила зрителю героиню
самовлюблённую, чёрствую, с внутренним протестом против всего молодого и красивого. Дама Пик Оксаны Второвой поглощена открытым
глумлением над молодостью, красотой, чувственностью. Её век, увы, подходит к концу, она слишком задержалась на этом свете. Окружающие
не в силах скрыть своё ожидание кончины графини, и графиня не прощает им этого отношения. А ведь когда-то она была ошеломительно
хороша, мы так и представляем за ней шлейф воспоминаний о любовниках, ухажёрах, воздыхателях и светских волокитах. И немудрено!
Молодая графиня (Настя Савиных), облаченная в чёрные богатые убранства, которые так прекрасно подчёркивают молодость и цвет её кожи,
очаровала самого графа Сен-Жермена (Игорь Лысенко). А Сен-Жермен - это та загадочная, мистическая личность, которая и является связующим
звеном между нумерологией, кабалистикой, мистикой, оккультизмом, потусторонним и тремя картами, секрет которых он выдал прекрасной
Анне, ставшей впоследствии Дамой Пик.
Слегка подзатянутое начало с оригинальными пушкинскими текстами, представляющее нам героев и раскрывающее фабулу спектакля,
сменяется динамикой и яркими событиями его второй части.
Особо хотелось бы отметить работу композитора Ивана Никулина. Музыкальное сопровождение спектакля талантливо и ярко. В
«Пиковой даме» используются романсы на стихи А.С. Пушкина - «Цветок» и «Слеза», немецкие колыбельные и фрагмент из оперы
П.И. Чайковского «Пиковая дама».
Молодая графиня Анна Федотовна (Анастасия Савиных), граф Сен-Жермен (Игорь Лысенко) © Виталий Маркин
Декорации спектакля создавались по-разному. Одни - мастерством видеографа театра Виталия Маркина, как дом графини снаружи и изнутри,
полностью воссозданный видеорядом. А вот муляжи, сконструированные художником спектакля Юрием Соповым, получили жизнь благодаря
двум умельцам театра - Игорю Пешкову, сыгравшему Пушкина в спектакле, и Владимиру Ладе. Это и Исаакиевский собор, и Медный всадник,
и Эрмитаж, и другие здания Санкт-Петербурга, где разворачиваются события. Подсвеченные изнутри, на полутёмной сцене они казались
настоящими архитектурными достопримечательностями города Петра. И Германн, поглощённый порочным желанием обладания секретом
графини, неприкаянно бродил по улицам Петербурга. Восхитительно!
Постановку «Пиковой дамы» Пушкина режиссером Михаилом Соповым на сцене Новошахтинского драматического театра зрители признали
удачной. Зал рукоплескал Михаилу и актерскому ансамблю. В конце концов, что наша жизнь? Вполне возможно, что игра!
Старая графиня (Людмила Меймухина), Томский П.А. (Александр Скулков) © Виталий Маркин
Наталья Караваева, журналист
Общественно-политиечская газета "Знамя шахтёра" №49 от 29.06.2024 г.
#Новошахтинский_драматический_театр #Пиковаядама #премьераспектакля
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|