«« Перейти в раздел "Пресса"
Ключевым остаётся слово «Любовь»!
Новошахтинский театральный фестиваль-2024
«Любовь, что движет солнце и светила» – так, строчкой из «Божественной комедии» Данте, с нынешнего года называется театральный фестиваль о любви,
который уже в восьмой раз прошёл в городе Новошахтинске Ростовской области.
Ежегодный театральный форум в пограничном Новошахтинске, находящемся менее чем в десяти километрах от Луганской народной республики, зародился
в 2016 году. Семь лет подряд фестиваль проходил под названием «Поговорим о любви…», автором концепции которого является театральный критик и
аналитик театра Ольга Сенаторова – генеральный директор Творческо-координационного центра «ТЕАТР-ИНФОРМ».
В интервью «Фестиваль: самооценка, реалии и перспективы», опубликованном в «Музыкальном журнале» за прошлый год, Ольга Сенаторова, размышляя
об основных итогах этих семи лет, подчёркивает, что Новошахтинск в своё время был избран для реализации проекта фестиваля «Поговорим о любви…»
благодаря тому, что руководство театра «восприняло идею нового фестиваля как миссионерскую и доказало, что этот проект остро необходим жителям города
и имеет для них высочайшую социальную значимость». В упомянутом интервью также говорится, что созданный усилиями энтузиастов в самое депрессивное
в стране время (1996 год) Театр в Новошахтинске является духовным маяком, местом силы и культурной доминантой города.
Впечатление «духовного маяка», «места силы» и «культурного маяка» не развенчал и нынешний, восьмой, Новошахтинский театральный форум, прошедший,
как уже было сказано, под новым названием «Любовь, что движет солнце и светила».
Ключевым словом по-прежнему остаётся «Любовь»… И все спектакли конкурсной программы, а это десять названий для взрослой аудитории и четыре – для
детей, так или иначе о любви.
В течение десяти дней, с 17 по 26 мая, фестиваль проходил на сценических площадках пяти городов Ростовской области. Кроме самого Новошахтинска, это
Новочеркасск, Таганрог, Ростов-на-Дону и Шахты. И везде были аншлаги! И везде по сложившейся за эти годы традиции после спектакля зрители с волнением
и радостью делились своими впечатлениями об увиденном.
Фестиваль собрал театральные коллективы шести регионов России: Донецкой народной республики, Республики Адыгея, Москвы, Брянской, Волгоградской и
Ростовской областей.
Заявленной в названии фестиваля теме любви были также посвящены два короткометражных и один анимационный фильмы. Это картина Анны Артамоновой
«Фагот», повествующая о том, как музыка, надежда и любовь помогли героине – девочке-подростку найти и, можно сказать, воскресить тяжело раненного,
пропавшего без вести во время войны на Донбассе отца. Второй короткометражный фильм – «Сыновья Большой Медведицы» Дмитрия Чиркова – о том, как двум
братьям, которых жизнь сделала почти врагами, понять друг друга и примириться помогла любовь матери, по-настоящему оценить которую им удалось только
после её смерти.
Оба кинорежиссёра – выпускники Академии Никиты Михалкова. Их дипломные работы год назад видела в Москве художественный руководитель Новошахтинского
театра Светлана Сопова. «Я не могла допустить, – рассказывает Светлана Николаевна, – чтобы новошахтинцы их не увидели. И пригласила режиссёров к нам
на фестиваль». Разумеется, фильмы были показаны вне конкурсной программы. Анна Артамонова в силу личных обстоятельств не смогла приехать на фестиваль.
Она прислала видеообращение, где рассказала о своей картине, основанной на реальных событиях. К слову, роль девочки – главной героини фильма – исполнила
дочь режиссёра. А Дмитрий Чирков, который привёз на фестиваль ещё и мультипликационную ленту «Сторожевой пёс Верный», провёл творческие встречи со
зрителями не только в Новошахтинске, но и в Ростове-на-Дону.
Главного приза фестиваля – диплома в номинации «Лучший спектакль для взрослой аудитории», – по единодушному решению жюри, удостоена драма
«Шахтёрская дочь» (Донецкий республиканский академический молодежный театр). Драматургической основой спектакля является поэма Анны Ревякиной с таким
же названием, а также её стихи. Спектакль создавался при поддержке президентского фонда культурных инициатив. Режиссёр-постановщик «Шахтёрской дочери»
Максим Жданович за эту работу награждён дипломом имени Ксении Васильевны Торской (номинация «За лучшую режиссёрскую работу»).
«Шахтёрская дочь» Донецкий республиканский академический молодежный театр. Фото Эльхана Алекперова
По словам художественного руководителя Донецкого молодежного театра Владислава Слухаенко, создавая этот спектакль, театр ставил перед собой задачу
рассказать о начале вооружённых столкновений на Донбассе в 2014-2015 годах, напомнить о первых жертвах и первых героях, ставших на защиту своей земли
в условиях блокады и постоянных обстрелов.
Реалии войны при этом переданы через человеческие чувства и переживания, которые они вызывают. По форме спектакль Максима Ждановича «Шахтёрская дочь»,
несмотря на горячую сегодняшнюю тему и постмодернистскую отрывочность сюжета тяготеет к античной трагедии. Большое место в художественной структуре
спектакля занимают музыкальная составляющая (музыкальное оформление Сергей Волженцев), пластика (хореограф Екатерина Морева), а также сценография и
костюмы (художник-постановщик Юлия Ковалёва). Происходящее на сцене достигает высокого эмоционального накала. Вместе с тем создатели спектакля никого
не судят: не обвиняют и не оправдывают. С помощью выразительных театральных приёмов они лишь показывают, что делает с человеком война.
Донецкий молодёжный театр из Макеевки частый гость театрального фестиваля в Новошахтинске. А после масштабного гастрольного тура по стране, организованного
благодаря программе «Большие гастроли», этот театр стал, пожалуй, одним из самых известных в России. В афише театра есть и детские спектакли. Так, на IV
Международном театральном фестивале «Поговорим о любви…» лучшим был признан музыкальный спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе Ульриха Хуба, в основу
которой положен библейский сюжет о Всемирном потопе.
По итогам нынешнего VIII театрального форума в Новошахтинске диплом в номинации «Лучший спектакль для детской аудитории», который носит имя большого друга
фестиваля детского писателя Валерия Шульжика, присуждён сказке «Стойкий оловянный солдатик» по Г.-Х. Андерсену, представленный Московским детским театром
марионеток.
Театр марионеток из Москвы открывал конкурсную программу фестиваля «Любовь, что движет солнце и светила». И, надо признать, задал высокую планку. Сказка
Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» – история о надежде и настоящей любви, как говорится в программке, – была рассказана не только с помощью
различных систем кукол: тростевых, штоковых, перчаточных, марионеток. Были также задействованы и актёры в живом плане.
«Стойкий оловянный солдатик». Московский детский театр марионеток. Фото Виталия Маркина
В качестве главного элемента декорации в спектакле используется старинный резной шкаф, Такой, который описан в другой сказке Андерсена – о Пастушке и
Трубочисте: «Видали ли вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и весь изукрашенный резьбою в виде разных завитушек, цветов
и листьев?»
На полках шкафа располагались все кукольные персонажи сказки, здесь же находился красивый дворец из картона, в дверях которого Солдатик впервые увидел
Танцовщицу.
А начинается действие на авансцене, где происходит поединок Писателя (Андрей Каплунов) и Тролля (Дмитрий Половников). Того самого Тролля, который, как
мы помним, у Андерсена притворяется ветром, смахнувшим Солдатика с подоконника, чтобы он не засматривался на красавицу-плясунью. Солдатик упал с
третьего этажа и остался на мостовой, застряв между камнями. Так начались его приключения.
В спектакле москвичей Тролль не прячется в табакерке, он действует открыто и подчёркнуто нагло, причем в двух ипостасях: как кукла и как актёр. В живом плане
Тролль взаимодействует с Писателем и с Кухаркой, как кукла – с Солдатиком и Танцовщицей.
Тролля страшно раздражает любовь. «Из-за своей влюблённости вы постоянно пересаливаете суп, – выговаривает он Кухарке, – от этого у меня изжога…» И хотя
Троллю удаётся расправиться с влюблёнными, которые не захотели отказаться от своей любви, чтобы спастись, как он им предлагал, победу в этом вечном поединке
Выгоды и Любви одерживает Писатель. Потому что когда огонь в камине потух, наутро вместо расплавившегося Солдатика и сгоревшей Танцовщицы он находит
похожий на сердце комочек, сквозь который пробивается живой свет…
Кроме диплома за лучший спектакль для детской аудитории сказка «Стойкий оловянный солдатик» удостоена приза зрительских симпатий. А режиссёр-постановщик
спектакля Светлана Маркова – диплома в номинации «Лучшая режиссёрская работа».
«Птица Феникс возвращается домой». Брянский областной театр юного зрителя». Фото Виталия Маркина
Завершился первый день фестиваля «Любовь, что движет солнце и светила» не менее сказочно. «Фантазию в трёх перелётах» о мифической птице Феникс
по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович представил Брянский областной театр юного зрителя. Спектакль «Птица Феникс возвращается домой»
в постановке молодого московского режиссёра Евгения Закирова, ученика Сергея Женовача, родился из эскиза, созданного в рамках экспериментальной
лаборатории современной пьесы.
На фестивале в Новошахтинске брянская «Птица Феникс» удостоена двух наград: диплома в номинации «Лучший актёрский дуэт», а также специального диплома
«За лучшее режиссёрское решение», учредил который выходящий в Ростове-на-Дону всероссийский журнал «Театральный вестник». Приз за лучший актёрский
дуэт получили актёры Наталья Джакиенова за роль Кошки Тоси и Александр Исаев – за роль Птицы Феникс по имени Феликс.
Сегодняшний театр балансирует не только на стыке искусств. Размытыми и невнятными зачастую оказываются также и традиционные нормы этики и морали.
Заложенные в спектакле «Птица Феникс возвращается домой» Брянского театра юного зрителя смыслы, несмотря на фантастический сюжет и выдуманных
персонажей, сформулированы в соответствии с непреходящими общечеловеческими ценностями. Спектакль заставляет задуматься об обманчивости славы,
а также о том, какое это испытание – долгая жизнь, когда теряешь близких и любимых.
«Птица Феникс» Ярославы Пулинович не единственная современная пьеса в программе VIII Новошахтинского фестиваля. Таганрогский ордена «Знак Почёта» театр
им. А.П. Чехова представил на конкурс сентиментальную комедию «Джек» Виктора Ольшанского. В качестве эпиграфа к спектаклю режиссёр-постановщик, а это
заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и заслуженный артист Российской Федерации Рашид Загитуллин, предпослал фразу, приписываемую
американскому сенатору Джорджу Весту: «Собаки – это последние ангелы, которые остались с людьми на Земле».
"Джек". Таганрогский ордена "Знак почёта" театр им. А.П. Чехова. Фото Эльхана Алекперова
Джек – так зовут обожаемого пса, королевского пуделя чёрного окраса девяти лет, объявления о пропаже которого расклеивает по всему городу девочка-подросток
Люба. Горе Любы настолько велико, что она способна покончить с жизнью, потому что, как ей кажется, Джек – единственное существо на свете, кто её понимает.
И вот его больше нет. На самом деле мама Любы тоже всё понимает, это она придумывает, как спасти дочь от отчаянного поступка.
Пенсионера Виктора Михайловича Нащокина, которого мамы Любы уговорила исполнить роль будто бы превратившегося в человека пуделя, без преувеличения,
блистательно играет заслуженный артист России Сергей Герт – художественный руководитель Таганрогского театра им. А.П. Чехова, заслуженный деятель искусств
Российской Федерации. За эту работу по итогам фестиваля Сергей Герт удостоен диплома «Лучшая мужская роль», который носит имя народного артиста СССР
Михаила Ильича Бушнова.
Отечественная классика на фестивале в этом году была представлена двумя спектаклями по пьесам А.Н. Островского, спектаклем по «Повестям Белкина»
А.С. Пушкина и бессмертной комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Но обо всем по порядку. Первый спектакль по А.Н. Островскому – «Гроза» в постановке главного режиссёра Новошахтинского театра Михаила Сопова. Действие
режиссёр перенёс в цирк. Не вполне ясно, цирк приехал в Калинов на гастроли или он постоянно функционирует в городе на Волге. В ходе спектакля это оказывается
не столь уж важно. Через цирковое амплуа раскрывается характер каждого персонажа и его судьба. Цирковая атрибутика и костюмы (художник-постановщик
Юрий Сопов, удостоенный по итогам фестиваля диплома «За лучшую сценографию») создают атмосферу праздника, на фоне чего ярче виден трагизм внутренних
взаимоотношений между персонажами. Жанр спектакля, к слову, определён как трагедия, хотя пьеса Островского «Гроза» – драма.
«Гроза». Новошахтинский драматический театр. Фото Виталия Маркина
Представительной внешности дама Марфа Игнатьевна Кабанова (Оксана Второва) и её компаньон Дикой (Александр Скулков) владельцы цирка. Мечтающий
о перпетум-мобиле Кулигин (Валерий Золотухин) разрабатывает сложные цирковые трюки. Кудряш (Александр Трикоз) – силач-тяжелоатлет. А вот Тихон
(Алексей Кожушко) – то ли печальный клоун, то ли фокусник. Скорее, и то и другое. Ему приходится лавировать между матерью, которую он боится, и женой,
в глазах которой ему хочется быть добрым и современным. За роль Тихона Алексею Кожушко жюри присудило диплом «Лучшая мужская роль второго плана».
Свой монолог: «Отчего люди не летают так, как птицы?» – Катерина произносит, готовясь к акробатическому номеру под куполом цирка. Ей-то хорошо знакомо
ощущение полёта, потому что в цирке она воздушная гимнастка. Актриса Анастасия Хаустова, исполнительница роли Катерины, сумела тонко передать переходы
чувств и настроений своей героини, за что была удостоена диплома имени народного артиста СССР Михаила Бушнова в номинации «За лучшую женскую роль».
В первых сценах спектакля мы видим Катерину в семье. Она терпит унижение от свекрови, укоряющей её за то, что она недостаточно почтительна к мужу.
В цирке она участвует в представлении, где её связывают по рукам и ногам, как бы опутывают верёвкой. Манипуляцией руководит изобретатель Кулигин. Сцена
меняется, и Катерина оказывается свободной от веревок, однако в пиджаке Бориса. Борис, пожалуй, единственный из действующих лиц, кто не участвует в
представлении. Он просто наблюдатель, зритель. И то, что его пиджак оказывается на Катерине чудесным образом в результате циркового трюка, тоже показательно.
Этот эпизод тоже как бы предсказывает дальнейшее поведение Бориса, который в и в жизни остаётся, по сути, зрителем. Когда с возвращением Тихона тайна их любви
с Катериной раскрыта, по воле дяди он уезжает из города. А Катерина остаётся одна искупать грех…
Второй спектакль по А.Н. Островскому «Несколько дней из жизни Жадова» – современное прочтение пьесы «Доходное место»
(режиссёр-постановщик Светлана Лысенкова) – привёз на фестиваль в Новошахтинск учебный театр Ростовского филиала Всероссийского государственного института
кинематографии им. С.А. Герасимова (мастерская заслуженной артистки России Т.В. Акуловой). На курсе всего трое мужчин. Им были поручены роли Вышневского,
Жадова и Белогубова. Действие происходит в нескольких условных пространствах. Одно из них – танцкласс, который ведёт мать Полины и Юленьки, бедная вдова Кукушкина.
В качестве партнёров для танцев появляются и оба будущих жениха. Спектакль захватывает не только актуальностью содержания, что, конечно, всегда поражает в классике,
но и уровнем исполнения, яркой эмоциональностью. Впечатление, что будущие актёры действительно всё это пережили.
По единодушному решению жюри, студенческий спектакль награждён дипломом в номинации «Лучший актёрский ансамбль». А общественно-политическая газета
«Знамя шахтёра», учредив к фестивалю специальный диплом «За современное и социально активное звучание», наградила им именно спектакль
«Несколько дней из жизни Жадова» по пьесе «Доходное место» А.Н. Островского.
«Метель». Ростовский-на-Дону академический молодёжный театр. Фото Эльхана Алекперова
Отмечаемой в этом году 225-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина на фестивале «Любовь, что движет солнце и светила» на фестивале был посвящён
спектакль по повестям «Метель» и «Станционный смотритель» под общим названием «Метель» Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра.
Поставил спектакль главный режиссёр театра Михаил Заец.
Стильный, модный по форме, спектакль «Метель» подкупает бережным отношением к пушкинскому оригиналу. «Метель» здесь не только действующее лицо
одного из рассказов Пушкина, но и своего рода художественный символ России с её бесконечной зимой и обильными снегами. С большим мастерством
выстроены пластические сцены, за что награды была удостоена балетмейстер спектакля Людмила Чигишева. Дипломом «За лучшее световое решение»
отмечена высокопрофессиональная работа художника по свету Евгения Козина. А заслуженный артист России Юрий Филатов, сыгравший обоих отцов:
Гаврилу Гаврилыча – отца Маши из рассказа «Метель», а также отца Дуни – станционного смотрителя Вырина – награждён дипломом имени народного артиста
СССР Михаила Бушнова «Лучшая мужская роль».
Наконец, тема русской классики была продолжена спектаклем по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», представил который Чеховский клуб «Классика» из
118-й гимназии Ростова-на-Дону.
Об этом гимназическом театре следует сказать особо. Создан он в 2010 году. Руководит театром учитель литературы Наталья Николаевна Зубкова. И хотя
главной целью любительского театра, как правило, является не столько создание произведения искусства, сколько развитие творческих способностей и
совершенствование личностных качеств артистов, спектакли гимназического театра не первый год включают в программу Новошахтинского театрального форума.
Их не стыдно показать в рамках профессионального фестиваля, хотя оцениваются они, конечно, вне конкурса. За «Горе от ума» Чеховский клуб «Классика» и его
руководитель отмечены специальными дипломами жюри и призом зрительских симпатий.
Очень интересную работу – моноспектакль «Безумная история пианиста», который был награждён специальным дипломом жюри «За изящное сценическое
воплощение авторского замысла», – представил на фестиваль «Любовь, что движет солнце и светила» заслуженный артист Украины Александр Арутюнян – артист
Мариупольского республиканского академического ордена «Знак Почёта» русского драматического театра. Поставил спектакль режиссёр из Санкт-Петербурга Алексей
Утеганов, он же автор сценографии. Литературной основой является произведение Алессандро Барикко «1900-й». По жанру моноспектакль где-то на стыке
художественного чтения, театра и кино. Александр Арутюнян обладает магическим обаянием много пережившего человека. И это качество помогает ему в творчестве.
Не случайно именно он исполнил заглавную роль в прошлом году на VII Международном фестивале в спектакле Новошахтинского драматического театра «Король Лир».
И последнее. Впервые в этом году на театральном форуме в Новошахтинске участвовали два музыкальных театра. Волгоградский музыкально-драматический казачий
театр и Камерный музыкальный театр Республики Адыгея им. А.А. Ханаху.
Волгоградцы показали романтическую комедию по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота» (режиссёр-постановщик и автор сценографии Олег Скивко). А театр из
Адыгеи привёз на фестиваль музыкальную комедию по пьесе У. Шекспира «Много шуму из ничего» в постановке художественного руководителя театра – заслуженного
деятеля искусств России и Республики Адыгея Юнуса Сулейманова.
Труппа Волгоградского театра преимущественно молодёжная, а в Камерном театре из Адыгеи много возрастных артистов. Однако и те, и другие порадовали новошахтинцев
высоким уровнем вокальной подготовки.
Оба музыкальных спектакля были с большой теплотой приняты зрителями и награждены дипломами и специальными призами жюри.
«Покровские ворота». Волгоградский музыкально-драматический казачий театр. Фото Эльхана Алекперова
Дипломом в номинации «Лучшая женская роль второго плана» отмечена актриса Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Ольга Червакова
за роль Маргариты Павловны в спектакле «Покровские ворота». А художник-модельер Карина Пигасова за костюмы к спектаклю «Много шуму из ничего»
(Камерный музыкальный Театр Республики Адыгея им. А.А. Ханаху) удостоена диплома в номинации «Лучшие костюмы».
В детской части конкурсной программы награды распределились следующим образом: как уже было сказано, лучшим признан «Стойкий оловянный солдатик»
Московского детского театра марионеток. Спектакль-сказку «Золушка по пьесе Е. Шварца представил на фестиваль Таганрогский театр им. А.П. Чехова.
Спектакль добротный, красиво оформленный, хотя и вполне традиционный. Впрочем, именно такие спектакли как раз и нравятся детям. Не случайно после
просмотра юные зрители особенно активно участвовали в разговоре о любви. Хороши в «Золушке» сцены королевского бала (постановка танцев Татьяны Бойко).
Из актёрских работ запомнились Король – Роман Пылаев и Мачеха – Ольга Билинская. Роль Мачехи жюри отметило дипломом
«Лучшая женская роль второго плана».
Очень красивая сказка Шахтинского драматического театра «Аленький цветочек» по пьесе И. Канауховой и Л. Браусевич отмечена «За лучшую сценографию
и костюмы» (художник-постановщик Зураб Мачитадзе). А исполнительница роли Няни актриса Светлана Гаврилова удостоена диплома в номинации
«Лучшая женская роль второго плана».
Светлана Романенко
Фото предоставлены организаторами VIII Международного театрального фестиваля «Любовь, что движет солнце и светила».
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|