«« Перейти в раздел "Пресса"
Открылась бездна…
На XXI Областном театральном фестивале-конкурсе «Мельпомена» Новошахтинский драматический театр показал драму Александра
Николаевича Островского «Гроза», обозначив жанр спектакля как трагедия. При этом режиссёр Михаил Сопов перенёс место действия
в цирк-шапито.
А. Хаустова (Катерина), М. Старков (Борис) © Арина Егорова
В середине XIX века, а год написания «Грозы» 1860-й, уже размылись границы этих двух жанров – драмы и трагедии. Ранее драма изображала
частную жизнь человека и его конфликт с обществом, а трагедия отличалась масштабностью столкновения личности с противостоящими ей
силами, неизбежно ведущего к гибели героя. В тот период в драматургии наметились тенденции выявления трагизма в жизни обычных людей,
а не только тех, кто занимал высокое положение: полководцев, монархов… И трагедия стала приобретать несвойственные ей черты –
исследование быта, углублённое внимание к деталям – и фактически трансформировалась в драму.
Но катарсис в финале «Грозы», как и должно быть в трагедии, новошахтинские зрители испытали. Зал потрясла сцена, когда Тихон
(Алексей Кожушко) выносит на руках погибшую Катерину и говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Это
что ж за жизнь такая, в которой живые завидуют мёртвым?
Милая и нежная, как цветок, Катерина (Анастасия Хаустова) не бросилась в Волгу, а утонулана наших глазах в огромном цирковом аквариуме.
Мне невольно вспомнился фильм Тома Тыквера «Парфюмер»…
Так в чём же сходство цирка с небольшим городом Калиновым? Думаю, и в ограниченном, замкнутом пространстве, из которого не вырваться, и
в жёсткой иерархии, согласно которой следует жить. И в невозможности принять чужака. А чужак этот – Борис (Максим Старков).
На нём светлый пиджак и галстук-бабочка. Недаром Островский в списке действующих лиц делает сноску: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».
А в спектакле – все одеты по-цирковому. Чужак он и в пьесе, и в спектакле.
А. Савиных (Варвара), А. Трикоз (Кудряш) © Арина Егорова
На сцене –цирк-шапито изнутри (художник Юрий Сопов). В центре небольшая арена. Катерина – воздушная гимнастка.Мы видим, как она
разминается, готовится к выступлению. А когда её лёгкая фигурка в нежном светлом платье возникает наверху на помосте, то создаётся
впечатление, что артистка парит в воздухе на гимнастической трапеции.
Кудряш (Александр Трикоз) – силовой акробат, Шапкин (Александр Богдан) – гимнаст на ходулях… Есть ещё и персонажи, отсутствующие у
Островского. Так цирковой антураж дополняет Женщина-змея (Вероника Уханова), часто появляясь на сцене и изумляя зрителей невероятной
гибкостью тела. Важен и Убогий (Кирилл Кожушко) – то ли мальчик, то ли лилипут, одетый в костюм Арлекина, с лицом, скрытым белой маской.
Время от времени он проходит по сцене, издавая громкие, страшные звуки и тряся поднятыми кулаками. Убогий, что с него взять… Но нет, он
готовит публику к трагической развязке.
Есть и служанка Глаша (Кристина Казарова) в костюме персонажа commedia dell’arte, говорящая с итальянским акцентом, и полусумасшедшая
клоунесса Феклуша (Людмила Меймухина). Есть и Барыня (Ольга Клименко) – гадалка, предсказывающая будущее. Она, как и Убогий,
подготавливает нас к катастрофе.
О. Второва (Кабаниха), А. Кожушко (Тихон) © Арина Егорова
А вот и директор цирка – Кабаниха.Эту роль блистательно исполняет Оксана Второва. Цирк – её дом, её вотчина. Властная, не терпящая
иного мнения, женившая сына, но ревнующая его к молодой жене.
Сначала вызывает улыбку появление кума Кабанихи – дрессировщика Дикого (Александр Скулков). Обаятельный, элегантный, с хлыстом
и нафабренными усами… Но потом начинаешь понимать, что он дрессирует и людей тоже. Это жадный, жестокий манипулятор.
Умница Кулигин (Валерий Золотухин) – механик при цирке.Честный, совестливый бессребреник, обладающий чувством собственного
достоинства. Именно в его уста вложил Островский строки из оды Михаила Васильевича Ломоносова «Вечернее размышление».
Они,напечатанные в театральной программке, стали эпиграфом к спектаклю:
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна».
Слева направо: А. Скулков (Дикой), В. Золотухин (Кулигин) © Арина Егорова
Что же это за бездна? Любовь? Да, любовью наполнен весь спектакль. И до чего она разная! Тихон любит Катерину, но это любовь человека
с подавленной волей, не способного на активные действия. Не в силах бороться за свою любовь и Борис. Да и любовь ли это? Может быть,
просто увлечение – мимолётное и быстротечное? А вот Катерина любит глубоко, да так, что это чувство у неё сильнее жизни. Чем не бездна?
Любит и Кабаниха. Она болезненно любит сына,но эта любовь разрушает его счастье. Страстно любят друг друга Варвара и Кудряш. Вот они-то
способны бороться за свою любовь и вырываются из «тёмного царства».
Но этот спектакль не только о любви, он и о смерти. Не просто так Варвара (Анастасия Савиных) в середине действия напевает наивную детскую
считалочку в жанре Danse macabre(пляска смерти). И не просто так ближе к финалу участники спектакля потихоньку начинают разбирать
цирк-шапито, оставляя голые конструкции на чёрном фоне. И видятся эти конструкции как руины. Руины цирка, руины жизни, руины любви…
Недаром в финале белое платье Катерины сменяется чёрным, траурным.
Спектакль получился, перенос действия в цирк убедил, и, казалось бы, сто раз виденная хрестоматийная «Гроза» засверкала новыми
неожиданными гранями. Сошлось всё: и образная сценография, и стилизованные под цирковые костюмы,и потрясающие
видеопроекции (Виталий Маркин), и ненавязчивая хореография (Татьяна Климова), и оригинальное световое решение (Борис Михайлов).
И конечно, игра актёров, поверивших своему режиссёру!
Постановка спектакля «Гроза» была осуществлена при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины».
Алексей Климашевский, театральный критик
Театральный вестник №5 2024 г.
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|