«« Перейти в раздел "Пресса"
13 и 14 апреля в Новошахтинске состоялись гастроли Мариупольского республиканского академического ордена «Знак Почета» русского
драматического театра. Новошахтинск стал седьмым и завершающим городом гастрольного тура. Но наши зрители уже знакомы с мариупольцами:
в 2023 году на VII Международном фестивале «Поговорим о любви…» новошахтинцы увидели пьесу «Человек, который платит». В этот раз были
показаны два спектакля - для взрослых «Любовь?! С большим риском?!» и для малышей «Оловянный солдатик». И снова аншлаг!
Зрители с актёрами на сцене
Мариупольский театр: «Мы возьмём всё самое лучшее из старого и, опираясь на традиции русского театра,
пойдём в новое"
Спектакль «Любовь?! С большим риском?!» поставлен по мотивам произведения Марка Камолетти «Боинг-Боинг», которое попало в Книгу рекордов
Гиннесса как французская пьеса, наиболее часто исполняемая в мире. «Видели, знаем!» - скажет искушенный театрал и, уверяю вас, ошибётся.
Такого точно не видели! Спектакль удивительный по своей энергетике, наполненный молодым задором и неиссякаемой жаждой жизни и любви.
Он заставлял зал не просто улыбаться, а смеяться самозабвенно, искренне и временами гомерически. Комедия-буфф! Режиссер Сергей Мусиенко
смог внести в спектакль русский взгляд, это особенно пришлось по душе новошахтинским зрителям. В финале зал аплодировал стоя, выражая
признательность театру не только за игру, но и за то, что люди на сцене, пережившие ад бомбёжек, потери и лишения, смогли не потерять главное –
любовь к жизни.
После спектаклей мне удалось поговорить с генеральным директором Мариупольского театра Игорем Петровичем Солониным, а позже - и с главным
режиссёром Сергеем Николаевичем Мусиенко.
Игорь Петрович Солонин
- Игорь Петрович, с момента восстановления труппы театра это не первые ваши гастроли по России. Скажите, как принимали труппу и как
сами актеры отзываются о зрителях и городах гастрольного тура?
- Принимают нас везде очень тепло и уважительно. В первые наши гастроли, когда мы выходили на приветствие перед спектаклем, люди вставали.
До слёз! Практически все театры организовывали нам экскурсии по своим городам, ощущалась поддержка театрального братства. Такое отношение
придавало нам сил. Мариуполь был освобождён в апреле 2022 года, 10 сентября того же года открылся наш театр. За три первых месяца мы показали
два премьерных спектакля: «Золотой цыплёнок» и «Водевили» по А.П. Чехову. Своего театрального дома у нас пока нет — знаменитый Мариупольский
театр разрушен. Правительство Донецкой Народной Республики выделило нам здание бывшей филармонии, и мы там сейчас располагаемся.
- На какой стадии находятся работы по реконструкции театра и кто их ведет, кто помогает?
- Реконструкция почти разрушенного здания – сложное дело. Долго готовилась проектная документация. И вот после подписания планировочного,
интерьерного решений начались строительные работы. Опыта нам, конечно, не хватало, но помог театр Наций во главе с Евгением Витальевичем
Мироновым. Он является нашим куратором вместе с театром имени Евгения Вахтангова. Кураторы закреплены за нашим театром Министерством
культуры Российской Федерации. Они взяли на себя львиную долю технических решений, общались вместе с нами с проектировщиками. Мы очень
им благодарны. Евгений Витальевич поддерживает нас с первых дней освобождения города. Часть нашей труппы, пережившая военные действия
в городе, встречалась с ним на кирпичах разрушенной сцены нашего театра еще в июне 2022 года. С тех пор всё театральное братство оказывает
ам огромную помощь. Передали оборудование на сумму свыше 10 млн. рублей. На данный момент уже готовы подвальные помещения, выгнан
первый этаж и началось строительство второго. Строительство ведёт компания «Модуль-центр». Проектный срок окончания строительства - декабрь
2024 года, а срок насыщения - первое полугодие 2025 года. И мы очень надеемся, что театральный сезон начнем уже в обновлённом нашем доме.
- С какими трудностями вам приходится сталкиваться на данном этапе?
- Самая главная сложность - недостаток актёров, в основном из-за отсутствия жилья. Раньше у театра была небольшая жилищная база - пять комнат в
общежитии. Пока восстанавливается жилищный фонд, об улучшении этой ситуации речь не идет.
- Игорь Петрович, Вы считаете театр новым или старым?
- Мы буквально недавно дискутировали на эту тему с главным режиссером и главным художником. И всё же это новый театр. Мы возьмём всё самое
лучшее из старого и, опираясь на традиции русского театра, пойдём в новое.
- Давайте поговорим о сотрудничестве с российскими режиссёрами. Они едут к Вам?
- В большой степени обходимся своими силами, но мы понимаем, что нужны новые режиссёры, новые вливания, новая кровь для репертуара. Сейчас
ведём переговоры с Донецким государственным академическим музыкально-драматическим театром имени М.М. Бровуна о сотрудничестве с
режиссёром Юрием Юсуповым. Мы выиграли грант на постановку пьесы «Бедность не порок» Н.А. Островского и пригласили режиссёра из
Санкт-Петербурга, уроженца Мариуполя Алексея Утюганова. А сейчас Ника Александровна Косенкова у нас ставит «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.
- Вы возглавляете Мариупольский театр уже два года. Чем для Вас лично стал Мариуполь?
- Я родился в Донецке, и для меня Мариуполь - это тоже родина. Донецкая область - это родина, каждый город знаком и любим. В Славянск я ездил в
пионерлагерь, в Краматорске работал на заводе, в Красноармейске тоже бывал по работе, в Курахово ездили отдыхать, и так почти о каждом городе
могу сказать. Так что я дома. А дома и стены помогают.
Сергей Николаевич Мусиенко
Теплый разговор получился и с главным режиссёром театра Сергеем Николаевичем Мусиенко.
- Сергей Николаевич, как давно Вы работаете в Мариупольском театре, каков Ваш творческий путь?
- В театре я с 1993 года - более 30 лет. Родом из Черкасской области, мать — русская, из Тамбова, отец – украинец, из Черкасска. Работал актером и
в Белоруссии, и в Казахстане, потом в Мариуполе, параллельно ставил спектакли. А в 2022-м, уже после освобождения Мариуполя, мы собрались
возле разрушенного театра - всего пять человек, и с этого началась наша труппа, стали созваниваться, собирать людей и работать.
- Как Вы пережили кошмар боевых действий, который практически стёр с лица земли Мариуполь?
- Всё, конечно, печально. Из города мы с семьей не выезжали. Вся труппа также не покидала Мариуполь. Пережитое сказалось на всех, морально это
тяжело. Я был в Анголе, но эту войну ни с чем не сравнить - столько ненависти в ней! Мы постоянно переезжали: когда стали бомбить наши районы,
поехали к дочери, стали бомбить район, где жила дочь, - поехали на дачу, там было спокойнее. Вовсю шли бои возле Азовастали, бомбежки. Когда
ехали на дачу, в машине нас было восемь человек. Знаете, едем, а ощущение, что мы в каком-то экшене: пламя, взрывы слева, справа, всё горит. А я
думаю: если мы сейчас колесо пробьём, то всё, здесь и останемся навсегда. Вот так ехали и все читали молитву «Отче наш», с криками, со слезами.
Это, наверное, самая ужасная картинка, отпечатавшаяся в моей памяти.
- Сегодня мы смотрели на сцене не просто пьесу - комедию. Каково ставить комедии после пережитого ужаса?
- Вы знаете, Мариуполь устал от трагедий. Хочется немного забыться и от души посмеяться. Об этом также просили солдаты, которые частые гости
наших спектаклей. Солдатам тоже нужно переключение на что-то другое - из того мира, где нет войны.
- Приоткройте завесу над Вашими творческими планами.
- Их много: и сыграть, и поставить. С 2014 года на Украине было наложено табу на русский язык, стал осуществляться переход на украинский.
Всё творчество как бы сжалось в комок. Ведь в украинской драматургии таких профессиональных авторов-то и нет. Новые люди, которые писали пьесы,
выдавали чистый ширпотреб, а мы должны были это ставить. А театр-то русский, население-то русское, и на пьесы на украинском языке ходило мало
зрителей. А сейчас открылись, так сказать, врата, и такое поле непаханое, и работы непочатый край, и это хочется поставить, и то.
Открытие Мариупольского театра состоялось 8 ноября 1887 года постановкой гоголевского «Ревизора», в которой владелец театра Василий Шаповалов,
антрепренер, режиссер, артист, большой энтузиаст и подвижник театрального дела, с большим успехом сыграл Городничего. И нам очень хочется, чтобы
новое открытие нашего театра началось именно с этой пьесы.
- Сергей Николаевич, Игорь Петрович, мы желаем вам и актерам Мариупольского театра скорейшего обретения обновлённого дома. И всем нам желаем
долгожданного победного мира. Надеюсь увидеться в Мариуполе на премьере «Ревизора». Такое событие театралы нашего города точно не пропустят.
- Спасибо новошахтинцам за тёплый приём и громкие овации.
Наталья Караваева, журналист
Газета "Знамя шахтёра" № 31 от 19-20 апреля 2024 года
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|