Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Девять дней одного года 

«« Перейти в раздел "Пресса"

 

 

 

Девять дней одного года

 

 В Новошахтинске завершился VII Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви».

В рамках сетевой статьи не столько уместен анализ каждого спектакля, сколько разговор о тенденциях развития сегодняшнего театра. 15 фестивальных спектаклей давали возможность эти тенденции проследить. Невозможно здесь отметить и всех лауреатов. Рискну назвать лишь нескольких артистов, чьи роли, на мой вкус, были самыми интересными.

В подобных фестивалях, как правило, принимают участие и солидные академические театры, и театры небольших городов, живущие не такой громкой жизнью. Их сотни в нашей стране, и они тоже нуждаются и в подобных смотрах, и в профессиональном общении. И то, что не все они участвуют в престижных фестивалях, вовсе не свидетельствует об их низком творческом реноме. Напротив, провинциальный театр богат талантливыми людьми.

То, что в седьмой раз организатором фестиваля становится театр, стремление которого к фестивальной жизни многократно превышает его возможности, делает ему честь. У его коллектива во главе с художественным руководителем Светланой Соповой был по существу нескончаемый рабочий день, где каждый из артистов и сотрудников имел количество обязанностей, которые осилить могут только энтузиасты. И следует подчеркнуть общекультурный и гуманистический смысл фестиваля в маленьком пограничном городе – ему высокая цена.

На донскую землю на девять фестивальных дней приехали театры из белорусского Витебска, из донецких Макеевки и Мариуполя, города Долгопрудного Московской области, из Владимира, Смоленска, Самары, Ульяновска, воронежского Борисоглебска. Наш край представляли Ростов, Шахты и, естественно, хозяин фестиваля Новошахтинск.

 

Не все могут короли.

Спектакль «Чума на оба ваши дома» ©Людмила Фрейдлин

Спектакль «Чума на оба ваши дома» ©Людмила Фрейдлин

 

Афишу его составляли (при полном отсутствии молодых авторов) образцы мировой драматургии и классика советских времен. Как же они увидены глазами современных режиссеров? Всегда ли был ясен мотив, по которому избран именно этот драматургический материал? Игорь Голубев (Смоленский камерный театр) представил послесловие Григория Горина к «Ромео и Джульетте» – «Чума на оба ваши дома». В программке крупно написано «дом» с упоминанием семейств Монтекки и Капулетти, но дома ни у кого нет. Металлические клетки и есть среда обитания людей, враждующих от века. И в этом густом, неостывающем растворе ненависти чудом возникает свободное, ликующее чувство, презревшее все запреты. Артем Семяшев играет главного героя Антонио с подлинным артистизмом и изяществом, нисколько не педалируя репризного текста. Антонио побеждает врагов виртуозным мышлением, волей, непробиваемой иронией, но, к сожалению, таким героям победа засчитывается после смерти.

Спектакль «Женитьба Бальзаминова» ©Людмила Фрейдлин

Спектакль «Женитьба Бальзаминова» ©Людмила Фрейдлин

 

Смоленский театр взял рекордное число дипломов – девять и гран-при за спектакль! Правда, привез он на фестиваль не один, а три спектакля: еще «Женитьбу Бальзаминова» по пьесе А.Н. Островского в режиссуре Петра Орлова и сказку «Колобок» в постановке Андрея Аббасова. Нелепые приключения вечно сонного Миши Бальзаминова представлены в буйном жанровом соединении лубка, трюковой комедии и фантасмагории. Тут, за заборами, где вся жизнь и проходит, вообще сонное царство: и матушка жениха не прочь поваляться в постели, и к финалу все персонажи, вместе с собаками (в этих отвязных ролях на радость публике выходят актеры в ушанках и расстегнутых пальто), рядком укладываются на подушки. Псов в имении целая свора, лезут везде, а начинают второе действие, выбегая в зал, напоминая своими эскападами театр Полунина. Короче, несколько заигрались. Но в финале благостный закадровый голосок читает евангельский текст, и внезапно зазвучавшие христианские мотивы наводят зрителей на мысль о том, что как бы смешны не были люди, их стремление к счастливой жизни законно (хоть и каждый человек счастье понимает по-своему). «Колобку» предшествовала колоссальная исследовательская работа: поиск архивных записей, общение с народными сказителями, поселковыми жителями. В итоге создатели спектакля вдохнули новую жизнь в старую сказку, в которой актеры играют с явным удовольствием и куражом.

«Король Лир». (Новошахтинский драматический театр)©Людмила Фрейдлин

«Король Лир». (Новошахтинский драматический театр)©Людмила Фрейдлин  

 

Михаил Сопов (Новошахтинский драматический театр) поставил трагедию У. Шекспира «Король Лир» как хоррор (жанр ужаса) о «конце времен». Его предрекают, но мы его реально видим: злодейство за злодейством, и мазохизм, и натуралистичность (искушение которой было напрасным). Но сколь поразительным оказалось решение сцены, в которой сраженные в схватке герцог Корнуэльский и его слуга синхронно поднимаются, берут в руки шпаги и уходят вместе. Оказывается, жизнь и смерть – одного состава, они неразрывны, и это откровение бередит душу. Режиссер напрямую рифмует события в королевстве с реальными войнами разных эпох (эту задачу выполняет видеоарт). Прием, прямо скажем, прогнозируемый; что называется, близко лежит, но в целесообразности ему не откажешь. Ключевой фигурой в этом спектакле оказался Глостер, сыгранный Сергеем Недилько с благородным достоинством, беспафосно и строго. И очень убедительна фигура Эдмонда (Дмитрий Нестеров), человека пресыщенного, циничного, увлеченного мастера интриг.

 

Жить, «чтоб мыслить и страдать».

Спектакль по пьесе Дональда Ли Кобурна «Игра в джин»©Людмила Фрейдлин

Спектакль по пьесе Дональда Ли Кобурна «Игра в джин»©Людмила Фрейдлин 

 

Восторженно принятые публикой артисты Витебского национального драматического театра им. Якуба Коласа Анжелика Барковская и Петр Ламан – действительно, подлинные мастера. В спектакле по пьесе Дональда Ли Кобурна «Игра в джин» мы видим двух не очень счастливых людей – Фонсию и Уэллера, оказавшихся в приюте, но жизнь еще играет в них и желает длиться. Режиссер Андрей Жигура выводит всю историю в космос, в некую реку жизни, которая на экране бликует, загадочно омывает дом в несколько этажей и возвращается в свои берега, уступая законное место облакам в небесах. В самом начале Фонсия стоит у реки, как перед вечностью, и позже станет понятна драма ее жизни и сознание того, что прошлое не удается изменить никому.

 

Актеры играли на белорусском языке, но вряд ли кто-нибудь в зале нуждался в переводе. Разве что звучавшая побелорусски пушкинская «Элегия» не сразу узнана, но кто помнит ее в оригинале, тот поймет, что строка «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», хоть и возникает в устах Уэллера весьма неожиданно, все же произнесена в этой истории не напрасно.

 

«Чайка» в постановке Борисоглебского театра им. НГ. Чернышевского полна загадок.,© Людмила Фрейдлин

«Чайка» в постановке Борисоглебского театра им. НГ. Чернышевского полна загадок.,© Людмила Фрейдлин

 

Режиссер Борисоглебского театра им. Н.Г. Чернышевского Юрий Ардашев (он же и сценограф спектакля) своим решением увеличил число загадок и без того самой загадочной пьесы А.П. Чехова «Чайка». Колдовское озеро лишено своих чар, ибо создано кругом пустых бутылок. В один момент доктор Дорн поднимает одну из бутылок и использует по прямому назначению. Над этой стеклотарой висит паутина. Надо полагать, все персонажи драматично увязли в ней. Макет имения, развернутого во втором действии внутренним убранством к зрителям, тоже не прост: здесь миниатюрной копией повторяется оформление основной сцены, и возникает эффект шагреневой кожи.

 

Хотелось бы немаловажного уточнения: талантлив ли кто-то из главных героев, или никто, или все? Каждое из этих соображений внесло бы коррективы в постановочный замысел. А с чего это вдруг Костя целится из ружья в Нину? Спасибо, что отказался от своего намерения, иначе мы бы не имели удовольствия видеть второе действие. Опрощен Тригорин, который прямиком с рыбалки, босиком, в рубашке навыпуск присаживается на скамейку к Нине с важным для обоих разговором. Аркадина тут совсем забылась, если, пытаясь удержать любовника, начинает раздеваться. Она ведь берет его напористостью и лестью, а не тем, что он уже готов искать в другой женщине. Много вопросов, в том числе и к легкомысленному уходу Аркадиной в финале…

Трагифарс Владимирского драматического театра «451 градус по Фаренгейту» ©Людмила Фрейдлин

Трагифарс Владимирского драматического театра «451 градус по Фаренгейту» ©Людмила Фрейдлин 

 

Сложную пьесу: «Отец» Флориана Зеллера – выбрал Донецкий республиканский молодежный театр (г. Макеевка). По решению отдельных сцен (режиссер Александр Лебедев) видно, что работали серьезно и кропотливо, но общий замысел все же невнятен. А вот антиутопический трагифарс Владимирского драматического театра «451 градус по Фаренгейту» по роману Рэя Бредбери имеет, прежде всего, сильный сценографический образ (художник Борис Шлямин). Он поддержан и световой партитурой, и видеоартом. Режиссер Андрей Любимов перенес действие в наши дни. Современный город на экране, а на сцене – по существу военное положение: пожарные отлавливают жителей с книгами, чтобы сжечь рассадник свободомыслия, а заодно и владельцев книг. Сцены жестокой охоты прослаиваются телевизионными news и программами шоумена, с восторгом объявляющего подробности зверств. Телевизионный ажиотаж сопровождает любое событие, и шоумен становится одной из главных общественных фигур. Финальное обрушение гигантских полок с книгами читается как крушение цивилизации, гибель духовного богатства, накопленного веками. И как столп режима – Битти, бестрепетный, давящий все живое с неотвратимой жестокостью машины. Юрий Круценко играет его как демона зла, которому чуждо все человеческое.


 

Любовь была настоящая, а голуби – не совсем… 

Свою версию «Варшавской мелодии» Леонида Зорина предложил Самарский театр для детей и молодежи «Мастерская» (режиссер Леонтий Бородулин). К сожалению, там не совсем продуманная сценография (например, неизвестно зачем существующая ширма). Непонятно, в какой момент юная строптивая командирша становится порывистой и кокетливой, когда меняются отношения Гели и Виктора? У актера во втором действии возможно заметить только внешние признаки возраста, хотя сыгранная им горчайшая ирония отчасти спасает положение. Финал, к сожалению, начисто лишен катарсиса. Но есть в спектакле необычайно привлекательные моменты: например, сопряжение времен, позволяющее герою и сидеть на концерте в консерватории, и слушать пластинку в своей квартире спустя годы. Замечательно использование уличного фонаря как пограничного столба в сцене первой встречи героев. Их разделяют какие-то сантиметры, а в действительности – целые миры…

 

 «Человек, который платит»:зрителю предложили серьезную историю.©Людмила Фрейдлин

 «Человек, который платит»:зрителю предложили серьезную историю.©Людмила Фрейдлин 

 

Грустной комедией назвал жанр своего спектакля «Человек, который платит» по пьесе Ива Жамиака Мариупольский республиканский русский драматический театр. Я бы не очень настаивала на комедийном жанре: спектакль, поставленный Ларисой Колесник, начинается с проникновенного «Адажио» Альбинони, непревзойденного хита эпохи барокко. Эта экспозиция с траурной мелодией – знак того, что дальше зрителя вовсе не развлекать собираются, а предложат серьезную историю. А то, что в драме есть и смешные стороны, только подчеркивает ее жизненность. Актеры так и играют эту невероятную историю о человеке (в роли авантюриста Амилькара – харизматичный Александр Арутюнян), который решил потешить себя иллюзией, купив на роль жены и дочери людей, которых прежде не знал, но все пошло не так. При дефиците душевности, тепла и любви история приняла серьезные очертания, и придуманная конструкция рухнула.

 

«Кадриль» Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова.©Людмила Фрейдлин

«Кадриль» Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова.©Людмила Фрейдлин

 

Два спектакля по пьесам Владимира Гуркина: «Любовь и голуби» Шахтинского драматического театра в постановке Романа Родницкого и «Кадриль» Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова в постановке Евгения Ланцова – отличаются слаженностью труппы, ансамблевой игрой, органичным существованием в обстоятельствах деревенской жизни, веселым мастерством, позволяющим быть на сцене и смешными, и трогательными. Жаль только, что шахтинцы не придумали ничего более оригинального, чем висящие на нитках муляжи голубей, сразу снизив масштаб Васи-голубятника. А в ульяновском спектакле молодая охотница за чужими кирпичами (мало того, что явно из другого «типажного ряда») обращается к мужикам: «дядя Саня», «дядя Коля», а они к ней – «Макеевна». В песнях же, органичных в анекдотичной истории и вызывающих ностальгию по советским временам, торчит инородной иголкой баллада о молодом жульмане. Исполнитель Коля, хоть и крутой мужик, но бывший моряк, вряд ли имеющий склонность к тюремной лирике.

 

 

Что нужно для фестивального счастья?

 

«Волшебная лампа Аладдина»© Людмила Фрейдлин

«Волшебная лампа Аладдина»© Людмила Фрейдлин

 

Для детей, кроме «Колобка», в афише фестиваля – живописная «Волшебная лампа Аладдина» Веры Анненковой в режиссуре Михаила Сопова и спектакль «Город мечты. Век ХХI» по пьесе Евгения Вильтовского в режиссуре Антона Преснова. Это непростая попытка в сказочной форме рассказать детям о достижениях века, и Долгопрудненский театр «Город» Московской области с очевидными просветительскими задачами, естественно, ищет и особые театральные формы для их воплощения.

 

Особое место (сверх программы) занял на фестивале театр Чеховского клуба «Классика» Ростовской гимназии № 118, который связан с новошахтинцами давними партнерскими отношениями. «Женитьба» по пьесе Н.В.Гоголя в постановке Натальи Зубковой заслужила такого же обстоятельного разговора, как и спектакли профессиональных трупп.

©Людмила Фрейдлин

Одно событие фестиваля родилось экспромтом: член жюри, председатель Камчатского отделения Союза театральных деятелей России Алексей Высторопец подписал с генеральным директором Мариупольского театра Игорем Солониным соглашение о сотрудничестве. Мариупольцы со спектаклем «Человек, который платит» приедут в Петропавловск-Камчатский – и это только начало проекта. Мы все, члены жюри, были свидетелями уникальной инициативы – снимок прилагается, ©Людмила Фрейдлин

А публика, ежедневно, а то и дважды в день заполнявшая зрительный зал, получала театральный витамин щедрыми порциями. Что еще нужно для полного фестивального счастья?

 

Фрейдлин Людмила Львовна.
Член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России, исследователь театра. 20 лет возглавляла секцию критики Ростовской организации СТД.  Работала в жюри областных фестивалей, российского фестиваля «Комплимент» в Новочеркасске, российского фестиваля «Пролог» в Москве, международного фестиваля «Русское слово, русская душа» в Париже. Публиковалась в региональных и российских газетах и журналах, является автором двух книг о донских театрах.
Людмила Фрейдлин

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.