Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Наместник дьявола 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Сцена из спектакля

Сцена из спектакля "Шагреневая кожа". Новошахтинский драматический театр, 29.04.2023г.© Эльхан Алекперов 

 

 

Наместник дьявола

 

29 апреля в Новошахтинском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Шагреневая кожа» по роману Оноре де Бальзака. Это дипломная режиссёрская работа Оксаны Второвой, студентки Театрального института имени Бориса Щукина.

Инсценировку написала она же при участии Александра Скулкова. Понятно, что в спектакль, имеющий временные рамки, не смогли войти все линии романа. И спектакль, и инсценировка представляют несомненный интерес ещё и потому, что «Шагреневая кожа» ­– редкий гость на российской сцене.

Почти с финала будущей истории начинается спектакль, жанр которого обозначен как фантастическая драма. Некий молодой человек, скрючившись на столе, в отчаянии пытается растянуть маленький кусочек кожи.

Круглый стол, покрытый зелёным сукном – один из важнейших компонентов сценографии спектакля (художник-постановщик Ирина Михайлова). Чёрный кабинет, слева и справа белые графические очертания парижских крыш. А наверху, на падуге, висят похожие очертания крыш, но перевёрнутые. Мир перевернулся? Или это говорит о двойственности мира?

Позади, на арьерсцене, подиум, разорванный по центру. Порой между его частями вписывается зелёный стол, делая подиум сплошным. И стол, и все декорации перемещаются, ездят. Это две ставки, похожие на ширмы. Каждая из ширм состоит из трёх разновеликих частей. Самая низкая часть – с золотыми обоями. Средняя – с огромным вырезом для зеркала. Когда персонажи становятся за ней, кажется, что это их отражение. А на самой высокой части– орнаменты в стиле модерн, хотя действие бальзаковского романа происходит за пятьдесят лет до возникновения этого стиля. То есть история, которая нам показана, не привязывается к конкретному периоду XIX века. Об этом говорят и разностилевые костюмы персонажей.

Сцена из спектакля

Сцена из спектакля "Шагреневая кожа". Новошахтинский драматический театр, 29.04.2023г.© Эльхан Алекперов 

 


 

После сцены с отчаявшимся главным героем нас возвращают к началу истории. Обедневший маркиз Рафаэль де Валентен (Дмитрий Нестеров) в последней надежде поправить материальное положение идёт в игорный дом, решив поставить на кон все оставшиеся деньги. С особой иронией и даже сарказмом встречают его три посетителя игорного дома: Она (Анастасия Савиных), Бордовый (Антон Ткаченко) и Клетчатый (Александр Трикоз). Идёт игра, после которой Банкомёт (Александр Скулков) предлагает проигравшему Рафаэлю выйти вон. А тут ещё вышеназванная троица, насмехаясь, исполняет под развесёлую музыку танец с острыми, отточенными движениями. Этот «колючий» танец – олицетворение обаяния зла (хореография Татьяны Климовой).

Убитый горем, Рафаэль пытается броситься с моста в Сену. Но передумывает и попадает в лавку Антиквара. Эту роль исполняет тот же артист, что играл Банкомёта – Александр Скулков. И этим продолжается мотив двойственности, перевёртышей, мнимых отражений.

Перед тем, как нашему герою попасть в лавку, происходит долгая церемония переодевания Антиквара. Ему прислуживает троица из игорного дома,напоминающая свиту Воланда из романа Булгакова. Она, Бордовый и Клетчатый медленно снимают красный пиджак с Банкомёта и надевают красный халат с золотым тиснением, поверх –золотое оплечье. Его наряд завершает чёрный средневековый берет.

Антиквар любезно рассказывает Валентену о чудодейственных свойствах шагреневой кожи. Стоит чего-то пожелать, проговорив это вслух, и сразу желаемое исполнится. Но кожа уменьшится в размере, как и оставшиеся дни жизни её владельца.

На куске кожи написано: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу». А не дьяволу ли? Ведь он так изощрённо умеет принимать божью личину! Валентен соглашается, и это похоже на заключение сделки между Фаустом и Мефистофелем. И опять, уже ставший ритуальным, танец дьявольской троицы – те же движения, та же ироническая ухмылка. Но в танце появляются новые па: кто-то закрывает руками глаза, кто-то – уши, а кто-то и рот. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу?

На переднем плане (слева направо): Д. Нестеров (Рафаэль), А. Скулков (Антиквар), 29.04.2023г.© Эльхан Алекперов

На переднем плане (слева направо): Д. Нестеров (Рафаэль), А. Скулков (Антиквар), 29.04.2023г.© Эльхан Алекперов 

 

Одна из составляющих успеха спектакля – это световое оформление (художник по свету Борис Михайлов). Используются и световые занавесы (белые, красные, белые с вкраплением красного), которые вместе с дымовой завесой рождают чувство тревоги. К месту и лазерные лучи. В каждой сцене светом передаётся и настроение картины, и место действия.

После заключения договора с Антикваром Рафаэль де Валентен зажил другой жизнью. «Желаю устроить вакханалию!» – вот она. «Хочу двести тысяч франков дохода!» – пожалуйста. Друзья Растиньяк (Алексей Кожушко) и Эмиль (Алексей Кривенко) вводят его в высшее общество, знакомят со светской львицей, холодной и неприступной графиней Феодорой (Марина Кожушко). «Я желаю быть желанным вами, графиня!» – и опять получилось. Только она Рафаэлю совсем не нужна.

А нужна ему, как мы понимаем, милая, нежная, любящая Полина (Ольга Мошиян), дочь хозяйки меблированных комнат, где проживает Рафаэль. Она поощряет его в написании научного трактата «Теория воли». Только дьявол против. И его трое прислужников, исполняющих свой ритуальный танец после осуществления каждого желания Рафаэля и, соответственно, потери им нескольких лет жизни. Ближе к концу становится ясно, кто такие эти трое. Бордовый и Клетчатый опускаются на четвереньки, а Она ведёт их на поводках. Да это же настоящие псы дьявола!

Мало того, дьявол каким-то образом обращает в свою веру и Полину. В конце она подходит к умирающему в муках Рафаэлю и отработанным движением спецназовца ломает ему шею. А потом уже Полина правит дьявольской тройкой псов, к которой присоединяется и Она.

Тем временем Антиквар передаёт свой красный халат ожившему Рафаэлю. И тот, улыбаясь, смотрит в зал: «Теперь я наместник дьявола!»

Не прошёл Рафаэль испытания шагреневой кожей. Желания его были пустые, поверхностные. Он упустил настоящую любовь, не закончил научного труда. Он хотел только денег, что его и погубило.

Компактная, глубокая авторская инсценировка – фундамент успеха этого спектакля. «Шагреневая кожа» – очевидное достижение Новошахтинского драматического театра! Но спектакль не отпускает режиссёра. Внутренняя работа идёт и, возможно, в будущем мы увидим финал спектакля с новыми, уточнёнными акцентами.

За время обучения в Театральном институте имени Бориса Щукина окреп режиссёрский талант Оксаны Второвой, получив и теоретическую, и практическую огранку. Её режиссёрскую деятельность отличает смелое обращение с драматургическим материалом, умение нацелить постановочный коллектив на работу в команде, азарт в достижении результата, стремление ставить задачи «выше головы». Ожидаю от Оксаны Второвой новых свершений!

 

 

Алексей Климашевский, театральный критик

Журнал "Театральный вестник" №6 2023 г.

О. Мошиян (Полина), Д. Нестеров (Рафаэль), 29.04.2023г.© Эльхан Алекперов

О. Мошиян (Полина), Д. Нестеров (Рафаэль), 29.04.2023г.© Эльхан Алекперов 

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.