«« Перейти в раздел "Летопись театра"
06.08.2013
СЛОВО О ЛЕШЕ СЕРГЕЕВЕ
Вот уж не думала, что так скоро снова придется выступить в печальном жанре некролога. Еще не остыла память о Леониде Ивановиче Шатохине (едва 40 дней прошли) и о Владимире Борисовиче Чигишеве, который хоть и ушел из жизни в далекой Казани, но в Ростове 20 лет отработал, и он, конечно, навсегда наш. И вот новая потеря.
Значительное лицо, главный режиссер Шахтинского драматического театра Алексей Владимирович Сергеев. А для большинства людей – Леша. И для меня тоже, потому что, во-первых, я помню его молодым артистом, а во-вторых, он не только до старости не дожил, а до нее ему еще пахать бы и пахать.
В пьесе советских времен «Человек со стороны» И.Дворецкого главный персонаж произносит такую фразу: «Хороший человек – это не профессия». И вот выяснилось, что много толковых, цепких, неробких, а порядочных и честных как-то меньше. То есть хороший человек – самая дефицитная на сегодня профессия, и Леша Сергеев именно таким и был: открытым, искренним, деликатным. Всё, что было в его силах и что позволяли обстоятельства, для театра делал. А обстоятельства нынче для муниципальных театров – врагу не пожелаешь. Хроническое безденежье, которому конца и края не видно. Спектакль надо ставить за три копейки, а то и вовсе без копейки. Требование художественной полноценности при этом, естественно, не отменяется. Выживать надо неизвестно каким путем. У меня всегда было ощущение, что шахтинский театр способен на большее: и когда удачный спектакль собирал публику, и когда актерские бенефисы устраивались, и когда первоапрельские «капустники» со стихами Леши Сергеева (и его участием) радовали зрителей…
Есть у Е. Евтушенко стихотворение с такими строчками:
Так мала в этом веке пока что
человеческой жизни цена!
Под крылами голубки Пикассо
продолжается всюду война.
-----------------------------------
Мы воюем с песками, снегами,
с небесами воюем, землей;
мы воюем с неправдой, долгами,
с дураками и сами с собой.
И когда умираем, не смейте
простодушно поверить вполне
ни в инфаркт, ни в естественность смерти,
- мы убиты на этой войне.
Точно какая-то злая сила выкосила наших режиссеров. А не убиты ли они на этой войне? Не укоротила ли им жизнь необходимость бороться за каждый день творческой жизни: за право ставить спектакли и играть в них, выбивая достойную зарплату артистам, ездить на гастроли и фестивали (тут Шахты вообще на голодном пайке сидят)? А ведь режиссер – явление штучное, его беречь надо, что не всякая администрация и отдел культуры в малом городе понимают. Вот уж поистине: что имеем – не храним, а потерявши – плачем…
Людмила Фрейдлин,
член Союза журналистов России и Союза театральных деятелей России, автор книг о Донском театре
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|