Последние
премьеры:
 Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  ПРЕМЬЕРА!  Снегурушка  Пиковая дама  СОЛЯРИС. ПРЕМЬЕРА!  Русалочка.  ПРЕМЬЕРА!  Варвара-Краса, длинная коса. ПРЕМЬЕРА! Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Летопись театра: Париж 11-13 ноября 2007 года 

«« Перейти в раздел "Летопись театра"

01.01.2008

Выпала в Париж дорога

 

Работая над постановкой "Собора Парижской богоматери" в тогда еще непрофессиональном театре Новошахтинска, Светлана Сопова и представить себе не могла, что через двенадцать лет наступит момент, когда новошахтинские актеры зайдут однажды в этот собор, прогуливаясь по городу после успешного выступления в одном из престижных залов Парижа.

Это был первый, но обещающий стать традиционным фестиваль "Русское слово, русская душа", проходивший под патронажем графа Шереметева, президента Международного Союза российских соотечественников. Он собрал и тех, кто живет и творит в России, и тех, кто переехал за рубеж, но пишет стихи, поет песни, ставит спектакли на русском и о русском.

Новошахтинский драматический театр показал там два спектакля. Для детей - "Что такое этикет" (веселое представление, почти клоунаду), для взрослых - "День без даты" по сочинениям Гоголя.

После выступления публика долго не отпускала артистов. Овация перешла в большой разговор по душам.
Один из зрителей сказал, что ощущения от "Дня без даты" сравнимы с теми, что бывают после исповеди. А у Светланы Соповой, худрука и директора Новошахтинского драмтеатра, было такое чувство, словно не во Франции она, а в России, - так живо откликался зал на звучащие со сцены слова. Особенно на монолог о том, что если вы не любите Россию, то только умеете раздражаться слухами о ней. А если действительно полюбите Россию, то будете рваться служить ей.


Это - третий спектакль, который в Новошахтинском драмтеатре поставил Игорь Древалев, режиссер и композитор (две другие его работы - "Очарованный странник" по Лескову и "Черный монах" по Чехову).
Игорь Древалев - москвич, ученик Марка Захарова. Он сотрудничает с известнейшими столичными театрами. Это ж какими деньгами или какими чарами надо было приманить его в недавно только ставший профессиональным театр в маленьком шахтерском городке?


- В это трудно, наверно, поверить, но когда режиссеры узнавали, что речь - о помощи в становлении первого профессионального театра в шахтерском городке, они ехали к нам, не спрашивая о гонорарах, - говорит Светлана Сопова. - Они даже на гостинице не настаивали и жили прямо в театре, а их гостиничным номером была наша костюмерная.
…В Новошахтинск приезжали режиссеры, которые и названия такого географического никогда не слышали: Шевченко из Иркутска (это он поставил "Что такое этикет"), Мальцев из Владивостока… Но у Древалева все же было иначе. Его отец (он - военный) родом из этих мест. Поступком сына Древалев-старший горд. Ведь его постановки помогли новошахтинскому театру выйти на новый уровень.
Кстати, в 2005 г., на Всемирной выставке в Канаде, Древалев как театральный композитор был включен в десятку лучших в номинации "Музыка в спектакле". Так оценили его работу над спектаклями "Фауст" в столичном Театре на Малой Бронной и "Очарованный странник" в новошахтинской драме.


В то время новошахтинской драме исполнилось всего два года.


Вообще история о том, как в трудные для России годы в шахтерском городке, где одна за другой закрывались шахты, появился свой профессиональный театр, - удивляет и поражает каждого, кто бы ее ни услыхал. Удивила и поразила она и участвовавшую в организации фестиваля "Русское слово, русская душа" газету "Русская мысль". В результате дипломами фестиваля удостоили ростовского губернатора Владимира Чуба и министра культуры РО Светлану Васильеву за неустанную поддержку этого беспрецедентного начинания.


За помощь новошахтинцам дипломом фестиваля наградили и челябинскую фирму "Арбат-арт". Не запутались ли в Париже с российской географией? Ничуть. Эта фирма устанавливала в новошахтинском театре систему освещения. Но наградили ее за другое: "Арбат-арт" стал еще и генеральным спонсором этой поездки театра.
Новошахтинск-Париж… Солидное расстояние. И ведь преодолели. А вот русский театр из Берлина, увы, не нашел спонсора и на фестиваль не попал. Хотя, казалось бы, сколько там того пути - от Берлина до Парижа…

С наградой вернулся с фестиваля и сам новошахтинский театр, но, по мнению Светланы Соповой, это как раз-таки не самое главное. А тогда что же? Общение.
Не успели новошахтинцы приехать домой, как по электронной почте - письмо от Татьяны Левинской, директора Русского дома Голландии.
"Спасибо вам, ребята! Вы - незабываемы! - пишет Татьяна Николаевна. - Простите, что не называю всех по имени, но вы все у меня в душе! На сцене я не успела вам сказать всех слов, что хотела. Но эти слова благодарности звучат в наших сердцах, как необыкновенная музыка из вашего спектакля…


Вы уезжали из Парижа, а в это время шел дождь… И Алена из Голландии посвятила вам песню "В Париже дождь…", а я, взяв первую строчку ее песни, написала в стихах все то, о чем мы с вами не успели друг другу сказать…".

В этом стихотворном признании есть такие слова: "И я рыдала, верьте вы слезам"…
Не сомневаюсь: поверили. Как поверил смеху и слезам новошахтинских артистов Париж.

 

Марина КАМИНСКАЯ

21.12.2007
Но у читателей, конечно же, остался еще вопрос: каким образом в далеком Париже узнали о самом молодом театре Ростовской области?

Мир тесен! Среди организаторов первого фестиваля "Русское слово, русская душа" была Людмила Дробич, ныне парижанка. Но когда-то (и не так давно) она жила некоторое время в Мясниковском районе, в Чалтыре, руководила детским театром. Однажды Дробич увидела спектакль тогда еще непрофессионального новошахтинского театра "Собор Парижской богоматери", и он ей очень понравился. Она не могла не вспомнить о нем, задумав русский фестиваль в Париже.
Когда же Дробич узнала, как, чем живет этот театр сегодня, она твердо решила, что дорога ему - на фестиваль.

Газета "Наше время" № 434-435 (18497 - 18498) стр. 13


Культурный обмен
У нас общие русские корни

Это почувствовали новошахтинские актеры в Париже

2007 год Президентом России В.Путиным объявлен годом русского языка - с целью популяризации русской культуры, традиций, национального уклада, национальных ценностей. Как мы уже сообщали, в Париже прошел международный фестиваль «Русское слово, русская душа», в котором участвовал коллектив Новошахтинского муниципального драматического театра. Он привез на суд парижских, немецких, голландских русских, живущих в эмиграции, два спектакля, которые сыграли в самом престижном районе столицы Франции. Маленькие русскоговорящие французы с восторгом приняли спектакль «Что такое этикет?» в постановке В.Шевченко. А пришедшие на вечерний спектакль «День без даты» в постановке И.Древалева взрослые были потрясены тем, как молодые актеры из маленького провинциального театра раскрыли загадочную русскую душу, побудили по-новому взглянуть на привычного им русского классика Николая Васильевича Гоголя.
Наши актеры привезли домой диплом фестиваля, которым они награждены за вклад в мировое развитие русской культуры, подписанный президентом Русской общины во Франции А.Гульцевым, главой редакционного совета «Русской мысли» В.Лупаном и главой президиума Международного совета российских соотечественников графом П.Шереметевым. Благодарные организаторы фестиваля наградили Дипломами за поддержку театрального искусства и Новошахтинского муниципального театра губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба, министра культуры нашей области С.И.Васильеву, а также спонсора – директора челябинского ООО «АрбатАрт» В.Н.Семкина за предоставленную театру возможность участвовать в фестивале, который планируется сделать традиционным.
Наши актеры приехали домой, а в их адрес идут благодарные отклики. Вот один из них:

То, о чем не успели сказать в Париже.
Мы встретились в Париже на фестивале «Русское слово, русская душа». Мимо нас проходили, пробегали простые русские люди, мальчишки и девчонки (так бы я охарактеризовала тех ребят из новошахтинского театра), на которых при встрече на улице я, наверное бы, никогда и внимания не обратила: бегают, снуют, как-то с интересом глядят на нас - зарубежных русских, внимательно вслушиваясь в наши рассказы о Голландии, восхищенно смотрят на мой чопорный наряд (шляпа с огромными полями и ещё цветком на лацкане пиджака). И скажи в этот час мне, директору Русского Дома, человеку, достаточно много знающему сцену и театр, что эти простенько одетые ребята – огромный талант, который покорит не только Париж, но и Европу - я бы никогда не поверила!!!!! Когда мне представили маленькую, худенькую женщину Светлану Николаевну Сопову – директора театра, я сразу подумала: «Обыкновенная русская женщина, и что же они там привезли? Ах, Гоголь? Это так банально... И что нового могут показать эти провинциалы!» Ко мне подошел молодой, очень интересный человек, скромно представился: «Игорь, автор пьесы «День без даты...». И на него я не обратила особенного внимания: «Ну автор, так автор!» Всё очень просто и привычно. За пультом звукорежиссера сидел худенький, смышленый, просто одетый деревенский мальчишка. На него я и вовсе не обратила внимания! «Виталик,- представила мне Светлана Николаевна, - нам без него никуда, он у нас палочка-ыручалочка». Я улыбалась, как у нас в Голландии принято, дежурной улыбкой, чтобы хоть как-то не обделить вниманием людей, которые приехали показать свои таланты.
(Да простят меня эти милые, талантливые люди!!!!! Пишу так, потому что...)

Погас свет. На сцене - муниципальный драматический театр города Новошахтинска Ростовской области...
В руках у нас необычные по дизайну программки со множеством действующих лиц и столько же исполнителей. Мне показалось это очень скучно и нудно – что же эта масса людей может показать по Гоголю? Этот вопрос меня мучил до первого акта. Сама программка показалась мне очень забавной и удивительной. Какая тонкая философия зарыта в оформлении этого слегка сожженного глянцевого листка бумаги? Закралась мысль: « Вечные произведения искусства и литературы несгораемы, их даже огонь не берет! И что же там за огонь в творчестве наших гостей?» Заинтересовалась... Приготовилась увидеть нечто необычное...

Свет погас совсем и раздался детский смех с изумительной музыкой. Всё замерло кругом.
И закружился хоровод гоголевских персонажей: они заманивали зрителей, актеры настолько правильно и правдиво передавали характер каждого персонажа, что не хотелось двигаться, чтобы не пропустить ни слова, ни жеста. Игра простых (помните, вначале я писала, что совсем простенькие! Простите! Авт.) и скромных людей оказалась настолько талантливой, что к концу второго акта я уже глядела на них, как на людей с огромным талантищем, и сама перед ними чувствовала себя маленькой, никчемной и простенькой. Этот спектакль для нас, всех иммигрантов, стал подарком, большим открытием. «День без даты» оказался днем без времени, потому что все мы, соотечественники, позабыли, в каком измерении мы находимся, по щекам текли слезы, не хотелось (читай, не моглось) говорить.
Выйдя на сцену, чтобы поздравить новошахтинцев с таким дебютом в Париже, в Европе и поблагодарить их за столь яркое выступление, я вспомнила, как мне представляли этих людей – скромных и простеньких (помните?). А сейчас передо мной стояли «гиганты» театра: режиссер Игорь Древалев, маленькая щуплая Светлана Николаевна Сопова,– безусловный организатор и прекрасный руководитель своего коллектива, о которой можно сказать: «Мал золотник, да дорог!», все члены её дружной театральной семьи, которые заслуживают самой лучшей похвалы и почестей, и их артисты! Артисты маленького, но прекрасного и очень перспективного театра города Новошахтинска.
Я долго стояла молча, не могла говорить, только слезы текли по щекам, как знак благодарности...
Тихо звучала прекрасная музыка из спектакля, как я узнала потом – она написана тем же режиссером ( он же и композитор!) Игорем Древалевым. Зрители, стоя, долго аплодировали артистам. Париж покорился большому таланту маленького Новошахтинска.
Спасибо вам, ребята! Вы – незабываемы! Простите, что не называю всех по имени, но вы все у меня в душе! На сцене я не успела вам сказать всех слов, что хотела. Но эти слова благодарности звучат в наших сердцах, как небыкновенная музыка из вашего спектакля, и я рада, что такие светлые, прекрасные люди встретились на моем пути!
Вы уезжали из Парижа, а в это время шел дождь. И Алёна из Голландии посвятила вам песню « В Париже дождь...»,а я, взяв всего первую строчку её песни, написала в стихах всё то, о чем мы с вами не успели друг другу сказать...

В Париже дождь...
(экспромт)
В Париже дождь.... насупились дома
И пусто как-то стало, всюду тьма...,
Хотя по –прежнему гирляндами горят
И Диснейленд, и Лувр, и парков ряд...
В Париже дождь, он капает давно,
И серым стало потное стекло,
Дышу, дышу я с грустью на него,
А за окном лишь грусть, всё от того,
Что утром был разлуки тяжкий час,
С друзьями, что уехали от нас...
В душе остались их глаза, душа,
Воспоминанья... Их забыть нельзя:
На сцене не играли вы, друзья,
Вы жили, и естественными были,
Поверьте мне: вы души нам открыли...
Нет слов для благодарности всем вам....
И я рыдала, верьте вы слезам,
Так искренно бежавшим по щекам...
Париж приносит благодарность вам!
Спасибо вам! Ваш молодой запал
Всем зрителям Европы в сердце впал,
Пронзил насквозь на долгие года!
Запомним вас, поверьте, навсегда!
Как жаль, что скоро так
Пришлось нам расставаться...
Надеюсь я, что будем мы встречаться!
В Париже дождь...
Уехали друзья...
Париж грустит, а вместе с ним и я...
Татьяна Левинская, директор Русского Дома Голландии. 16.11.2007 г.
На снимке: когда режиссер С.Н. Сопова 12 лет назад ставила спектакль «Собор Парижской Богоматери» по роману Виктора Гюго, она и предположить не могла, что не только будет со своими актерами стоять у этой святыни, но и покорит сердца парижан, русских эмигрантов.
Светлана ЯНШИНА. газета "Знамя шахтёра" 28 ноября 2007 года

Фестиваль

Любить Россию бесконечно.
Во Франции русских часто приводят как пример удачной интеграции в общество принимающей страны. Приехавшие на постоянное жительство во Францию русские быстро выучивают язык, приспосабливаются к новым «правилам игры» в повседневной жизни, меняют привычки и кулинарные пристрастия, живо и с интересом воспринимают все французское. В конечном итоге, они вливаются во французское общество и незаметно растворяются в нем. И только раскатистое «р» новоприбывших, сформировавшееся с детства и живущее чуть ли не в подсознании, несмотря на все гортанные усилия, выдает «не местное» происхождение. Но существует нечто неподвластное законам интеграции и ассимиляции, нечто менее заметное, чем акцент, но неистребимое и фундаментальное – русская душа.


Сохранению национальных традиций, культуры и языка был посвящен фестиваль «Русское слово, русская душа…», прошедший в Париже 11 и 12 ноября, при поддержке газеты «Русская мысль» и Русской общины Франции. О задачах фестиваля рассказывает организатор, директор детского центра «Апрелик», Людмила Тиграновна Дробич: «Идея зародилась на занятиях в центре. Захотелось, чтобы детишки воочию увидели русские народные танцы, услышали русский фольклор, приобщились к богатым традициям нашего народа. Вот мы и решили организовать такой фестиваль и пригласить творческие коллективы из разных стран. Для нас очень важно было пригласить разные ансамбли – вокальные, инструментальные, танцевальные – чтобы наши ученики могли познакомиться с разными жанрами сценического искусства. Но фестиваль был предназначен не только для детей, но и для их родителей, вообще для всех тех, кому дорога идея сохранения русской культуры».
Фестиваль открылся яркой программой, объединившей сразу несколько коллективов: народный ансамбль эстрадного танца «Визави» (г. Таганрог), народный вокальный ансамбль «Стиль» (г. Таганрог), образцовый ансамбль русских народных инструментов «Теремок» (г. Орел), двух музыкантов из Голландии. Мастерство и бесспорный талант исполнителей разожгли энтузиазм зрителей. Но особенно были рады ребятишки. Они никак не желали сидеть на местах, стремились как можно ближе подобраться к выступающим и, если повезет, – сами принять участие в празднике. Сначала робко, затем все смелее они оккупировали подходы к сцене. Повиснув на краю подмостков и боковых лестницах, не отрываясь, следили за разворачивающимся спектаклем. А когда грянула «Калинка», дети с удовольствием ринулись в пляс.

Всеобщий восторг вызвало появление в зале клоунов: Новошахтинский драматический театр познакомил маленьких зрителей с основами этикета. Спектакль-урок московского режиссера-постановщика Валерия Шевченко «Что такое этикет?», предназначенный «для детей от 3 до 70 лет», оказался и веселым, и познавательным.

Вечером эта же труппа представляла уже более серьезный спектакль «День без даты» по мотивам произведений Н. Гоголя, в постановке Игоря Древалева, являющегося одновременно и автором музыки. После просмотра зрители были явно под впечатлением от увиденного. Прежде всего, потрясла игра актеров, практически каждый из которых вел сразу несколько ролей. По магии искусства сцена зажила образами Гоголя и его персонажей, наполнилась духом гоголевской России. Абсолютная чертовщина в духе автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Носа» как¬-то незаметно привела к вопросам поиска духовности и переосмыслению личности великого писателя.
Художественный руководитель театра Светлана Сопова подчеркивает, что не случайно для фестиваля был выбран именно этот спектакль. Он рассказывает о метаниях, сомнениях, тайнах русской души, а это как нельзя более соответствует девизу фестиваля.
Ирина ГРАНКИНА , 16 ноября 2007 года , ПАРИЖ – ИНФО , газета РУССКАЯ МЫСЛЬ / ПАРИЖ – INFO

 

Из Донбасса – в Париж.

 

Донбасс только на первый взгляд может показаться унылым и мрачным. Города, полтора десятилетия не знавшие благоустройства, закрытые шахты – всё это создаёт удручающее впечатление у прибывшего в этот некогда процветающий край. К счастью – это первое впечатление оказывается поверхностным: стоит ближе познакомиться с Донбассом, и начинаешь удивляться тому, что живущие на этой земле люди смогли не растерять своей человечности и веры в будущее, а кажущаяся грубость манер шахтёра служит своего рода защитным панцирем для души.

Многим читателям покажется чудом то, как почти пять лет назад в Новошахтинске – одном из городов Восточного Донбасса был впервые за 70 лет был открыт новый профессиональный театр в Ростовской области. Но чуда здесь никакого нет: городу, в котором закрылись все угледобывающие предприятия нужен был островок духовности.

- Театр в нашем городе – это социальная защита! – убеждена Светлана Сопова, главный режиссёр и художественный руководитель Новошахтинского муниципального драматического театра. – Это - как во время войны: мы должны чувствовать плечо друг друга, и понимать, что ты – человек. Ведь не зря сказано, что театр из толпы делает народ.

Конечно, ничего не возникает на пустом месте. В далёком 1954 году, когда интеллигенция Новошахтинска создала театральный коллектив, вскоре получивший звание народного. Возглавил его тогда профессиональный режиссёр Александр Сутягин. Новая страница театра началась в 1992 году, когда многие предприятия отказывались от социальной сферы, и коллективу, чтобы выжить, пришлось стать коммерческой организацией. Но без широкой поддержки со стороны властей обойтись было нельзя, и в мае 1996 года по решению мэра города Виктора Солнцева  театр стал муниципальным учреждением культуры, а спустя семь лет - получил статус профессионального.

Это были трудные годы, но и мир – не без добрых людей. Руководство Новошахтинска безвозмездно отдало театру здание бывшего кинотеатра, заброшенного впервые постперестроечные годы. Смотрю фотографии тех лет. Сплошные руины, половина зрительного зала всё было затоплена, истлевшие полы, проводка вырублена на металлолом... Но город помогал нам как мог: провели электричество и отопление, смонтировали сцену, оштукатурили. Столичные театры помогли с реквизитом и материалами: сейчас в гардеробе новошахтинцев есть колеты из Большого театра, лосины из Кремлёвского, костюмы из театра «Ромэн». Театр имени Ленинского Комсомола подарил кулисы, в которых выступали Евгений Леонов и Олег Янковский. А недавно губернатор Ростовской области Владимир Чуб подарил молодому театру автобус.

 

Но, наверное, на первое место среди причин появления нового театра следует поставить патриотическое отношение тех, кто его создавал, к родной земле.

- Я верю в Донбасс, он выживет благодаря шахтёрскому братству! – говорит Светлана Николаевна. - Я выросла в шахтёрском городе, для нас была честь вручить цветы мужчинам с накрашенными глазами (угольная пыль въедается в кожу век, из-за чего глаза шахтёра кажутся подведёнными тушью. – прим. авт.). Эти люди работы не боятся, они честные, не умеют воровать и быть торговцами.

Куда проще – податься в столицу: там легче реализовать свою мечту. Однако, есть люди, которые не могут творить в отрыве от родной земли. Мне по этому поводу вспомнился старый добрый фильм «Мимино», для героя которого большая мечта оказалась чем-то малозначительным в сравнении с возможностью служить тем людям, среди которых родился и вырос.

Многие столичные критики удивляются тому, почему у зрителя восточного Донбасса большой популярностью пользуется классика. А он сам задаёт вопросы – как ему жить, во что верить, где настоящие ценности. Неслучайно сказано, что театр умирает без зрителя и рождается только там, где возникает потребность, когда людям хочется веры.

- Мы ставили «Собор парижской богоматери» по Виктору Гюго, рассказывает Светлана Николаевна. – Казалось бы – трагедия, но зрители выходили со светлым чувством…

Справедливые слова: светлой может быть даже трагедия, если оставлять надежду, если растить её в зрительской душе. Поэтому на новошахтинской сцене нет места «чернухе». Это столичные театры ради борьбы за зрителя вовсю используют эпатаж и сквернословие, чего стоят одни только названия таких «постановок»: «Американская шлюха или Путешествие по России с папой-алкоголиком», «Путаны» или «Шашни старого козла»! Рассказывают вообще анекдотический случай: когда в Театре имени Моссовета ставили гоголевского «Ревизора», то на главную роль в спектакле пригласили… Гошу Куценко! Но на провинциальной сцене такие фокусы не проходят.

- У нас фальшивить нельзя, - рассказывает Светлана Николаевна. - Наш театр камерный, актёр – как на ладони. Когда к нам приезжают артисты из других театров, они поначалу теряются., выходя на сцену. А потом оказываются потрясены тем ,что зал и сцена настраивают на  исповедальность перед зрителем.

Несмотря на молодость, у Новошахтинского театра уже выработана своя творческая концепция: «Театр мечты, театр любви, театр для людей». Светлана Николаевна комментирует её так:

- Театр мечты – чтобы сбывались не только мечты артистов о ролях и режиссёров – о постановках, но чтобы сбывались мечты зрителя. Театр любви – мы должны быть островком любви в этом жестоком мире. А театр для людей - чтобы было хорошо и зрителям, и тем, кто в нём работает. По сути нам ближе всего студийный театр, живой театр, когда ты живёшь этим делом, когда дело является любимым, и когда для тебя – это счастье дарить людям радость.

Замечено, что в трудные годы для общества многие серьёзные творческие деятели часто обращаются к сказке. Совсем не для того, чтобы уйти от  реальности - наоборот, чтобы при помощи иносказания говорить о самых болезненных проблемах. А ещё для того, чтобы противостоять бабочкам-однодневкам, коим в непростые времена - раздолье: в сказках, как в Библии – закодирована мудрость, там говорится о вечных ценностях. Вот что об этом рассказывает Светлана Николаевна:

- Обращение к сказке – обращение к детству, а детство – это действительно самое чистое, светлое, искреннее время, когда во всё веришь. Как говорят - скажи мне какие ты читал в детстве сказки – и я скажу, кто ты. Но в сказке «Недотрога», которая идёт у нас, солдат, зная, что вторая пуля убьёт его, стреляет в короля, чтобы спасти королевство. В нашем репертуаре это единственная сказка, где есть такая сцена: обычно в спектаклях для детей не показывают убийство напрямую. И я долго билась над вопросом о том, как показать ребёнку, что есть зло, которое надо уничтожить. Но потом я поняла, что дети должны это знать. Как раз постановка совпала с тем временем, когда у нас в городе к власти пришла очень непрофессиональная команда, когда всё началось рушиться. И наш протест выразился таким вот образом.

Как оказывается, творить для детей – намного сложнее, чем для взрослых:

- Знаете, я лет десять, уже будучи режиссёром, боялась ставить спектакли для детей. – признаётся Светлана Николаевна. - Боялась, что актёры будут находиться в одном измерении, дети – в другом. Но однажды на фестивале в Волгодонске я увидела сказку «Два клёна» по Шварцу в постановке Николая Задорожного. Она была сделана на этюдах, шла более трёх часов, и дети с очень большим вниманием следили за происходящим на сцене. Тогда я поняла: с детьми надо говорить на равных, это – главный секрет. Не свысока, не поучая, а – на равных! О важных вещах, добре и зле – говори с ними, не бойся, что они не поймут – дети это понимают ничуть не хуже взрослых. И в нашем репертуаре появилось много сказок. Кстати, на них с удовольствием ходят не только дети, большим успехом среди взрослого зрителя пользуется спектакль «Сестра моя русалочка» по Андерсену – про первую любовь и предательство. А когда к нам приезжал Ростовский театр драмы, актёры даже растерялись от того, что на сказку пришло много взрослых.

Не так давно в Париже русская община и газета «Русская мысль» провели международный фестиваль «Русское слово – русская душа». Новошахтинский коллектив оказался единственным театром из России, который был приглашён туда.

- Для нас это был подарок судьбы: Там была такая атмосфера любви и понимания, что я сказала: «Я не чувствую, что это – Париж, это – Россия!» Зрители больше часа не отпускали нас, они хотели поговорить, продолжить общение: у них такая тоска по России и любовь к ней. Нашим соотечественниками за рубежом мы привезли спектакль по произведениям Гоголя «День без даты» и клоунаду для детей «Что такое этикет». Московский режиссёр Игорь Древалёв, ученик Марка Захарова – наш земляк, Новошахтинск – родина его отца. Он специально написал пьесы для нашего театра и поставил у нас три спектакля: «Чёрный монах» по Чехову, «Очарованный странник» по Лескову и «День без даты» по Гоголю - своеобразную трилогию о русской душе, поиске пути к Богу и смысла жизни.

За границей мы гастролировали впервые, большое спасибо всем, кто нам помог! Я бы хотела выразить огромную благодарность тем людям, которые подарили нам такой праздник:  идейному организатору фестиваля Людмиле Дробич, генеральному спонсору нашего театра Василию Сёмкину ( ООО «Арбат-АРТ» г.Челябинск), Виктору Солнцеву  и Виктору Логинову (ООО «Ростверк») , Виктору Вибе (Новошахтинские МЭС»), Валентине Бурдановой (горком профсоюза работников госучреждений)...

 

…Возле театра в марте 2004 года театральными деятелями Дона  был посажен вишнёвый сад в надежде, что и город, которому сейчас нелегко, и театр будут расти и цвести вместе с ним. Этот сад – первый шаг к созданию возле театра чеховского дворика с аллеями, фонарями, со зданиями стилизованными под то время, мечтаем, где найдётся место и Колдовскому озеру из «Чайки» и памятнику героям «Каштанки». Там же должна быть и экспериментальная сцена на открытом воздухе.

 

А впереди у Новошахтинского театра ещё много работы. Как минимум десять лет потребуется на становление - чтобы появились традиции и выросли кадры. В 2008 году для новошахтинцев выделено десять бюджетных мест в Ярославском театральном институте, реализующем программу подготовки актёров для провинциальных театров. Часть специалистов готовится совместно с Южным федеральным университетом в рамках проекта «Театр - университет». Хорошие творческие условия привлекают в Новошахтинск актёров из других городов, так недавно пришли письма из Ульяновска и из Карелии. Но остро стоит вопрос с жильём, театр надеется на помощь Администрации области в приобретении хотя бы небольшой квартиры под маленькое театральное общежитие.

 

Знакомясь с самым молодым в Донбассе храмом Мельпомены я подумал: большие реки полноводны благодаря родникам, питающим их. Провинциальный театр – это тот чистый родник, без которого обмелеет река российской сцены. И нельзя позволить ему иссохнуть.

 

«…Я сразу подумала: «Ах, Гоголь? Это так банально... И что нового могут показать эти провинциалы!» Мне показалось это очень скучно и нудно – что же эта масса людей может показать по Гоголю? Этот вопрос меня мучил до первого акта. Сама программка показалась мне очень забавной и удивительной. «Какая тонкая философия зарыта в оформлении этого слегка сожженного глянцевого листка бумаги...» Закралась мысль: « Вечные произведения искусства и литературы несгораемы, их даже огонь не берёт! И что же там за огонь в творчестве наших гостей?» Заинтересовалась... Приготовилась увидеть нечто необычное... Свет погас совсем и раздался детский смех с изумительной музыкой. Всё замерло кругом. закружился хоровод гоголевских персонажей: они заманивали зрителей, актеры настолько правильно и правдиво передавали характер каждого персонажа, что не хотелось двигаться, чтобы не пропустить ни слова, ни жеста. Игра простых и скромных людей оказалась настолько талантливой, что к концу второго акта я уже глядела на них как на людей с огромным талантищем, и сама перед ними чувствовала себя маленькой, никчемной и простенькой. Этот спектакль для нас всех иммигрантов стал , подарком, большим открытием. «День без даты» - оказался днем без времени, потому что мы все соотечественики позабыли в каком измерении мы находимся.» Так отозвалась о выступлениях Новошахтинского муниципального драматического театра в Париже директор Русского Дома Голландии Татьяна Левинская.

Журналист Александр ДМИТРИЕВСКИЙ

 

Незабываемые впечатления

 

         Уходящий 2007 год коллективу Новошахтинского муниципального драматического театра запомнится надолго. Это был год фестивальный, потому что мы участвовали в декаде Донского театра и в двух Международных фестивалях, один прошел в Новочеркасске, второй – в Париже.

 

         В этом году у нас состоялось пять премьер. Мы поставили и показали зрителям  три сказки: «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Сестра моя Русалочка» Л. Разумовской и «Снежная королева» Е. Шварца, а также два серьезных спектакля – «Одновременно» Е. Гришковца и «Черный монах» по произведению А. П. Чехова в постановке И. Древалева. Спектакль «Черный монах» я считаю лучшим в нашем репертуаре – по глубине, по эмоциональному восприятию и по режиссерскому мастерству. И еще хочу отметить спектакль «Снежная королева», который поставил Башир Магомедович Гайсанов. Он заслуженный артист Ингушетии, в этом году пришел работать в наш театр актером, а этот спектакль его первая режиссерская работа, которую я считаю очень удачной и которую очень хорошо приняли и оценили зрители. Так что наш театр начинает становиться профессиональным и по актерскому составу.

 

         Если говорить об участии в театральных фестивалях, то для нас это большая школа и честь. Но приятно, что на них наш театр отмечают дипломами и наградами.

         И. конечно же, участие в Парижском фестивале «Русское слово, русская душа», организованном по инициативе русской общины во Франции,  Международного союза российских соотечественников, газеты «Русская мысль», стало для нашего тетра ярким событием, которое никогда не забудется. Навсегда останется в нашей памяти прекрасная столица Франции, а в сердцах – парижане, русские эмигранты, пришедшие на наши спектакли. Мы почувствовали такую теплую атмосферу, такое сопереживание с героями пьесы «День без даты» И. Древалева по произведениям Н. Гоголя, такое желание продолжить общение после спектакля, что все трудности, которые мы пережили накануне поездки, усталость многодневного пути сразу забылись, и даже сил прибавилось.

 

         Честно говоря, все очень волновались, ведь мы на этом фестивале единственные из России представляли русский театр, русскую литературу, не хотелось бледно выглядеть, но такого сердечного отклика мы не ожидали, и это для нас дороже тех наград, которые нам вручили организаторы фестиваля.

 

         Хочу от всей души поблагодарить всех, кто спонсировал нашему театру эту поездку:
ООО «Арбат-Арт» г. Челябинск (Сёмкин Василий Николаевич),
Новошахтинские МЭС (Вибе Виктор Яковлевич),
ГК профсоюза работников госучреждений (Бурданова Валентина Николаевна),
ООО «Ростверк»( Солнцев Виктор Александрович , Логинов Виктор Николаевич).

Мы не уронили чести нашего города, теперь о том, что в нем живут хорошие, душевно тонкие люди, энтузиасты, знают, и в русской общине во Франции, и в Русском доме в Голландии. Приятно отметить, что первый опыт фестиваля «Русское слово, русская душа» французам понравился и решено его сделать традиционным, ежегодным. И 2008 год только на пороге, а мы уже получили приглашение на следующий фестиваль.

 

          От имени всего коллектива поздравляю всех новошахтинцев с  Новым годом и Рождеством! Счастья вам, крепкого здоровья, успехов, любви и душевного тепла!

Светлана СОПОВА, художественный руководитель Новошахтинского драматического театра.
Фото Париж, 13 ноября 2007 года
"Знамя шахтёра " 29 декабря 2007 год

 

ОТ "СОБОРА" ДО СОБОРА

 

Кажется, не так давно Светлана Сопова, ныне главный режиссер Новошахтинского городского театра, привела на заседание местной Думы своих актеров и показала ошалевшим от такого дерзкого шага депутатам фрагмент спектакля "Собор Парижской Богоматери". Надо было убедить их в том, что городу нужен профессиональный театр со своим помещением.

Тогда козочку играла пятилетняя дочка Светланы, что тоже, наверное, было дополнительным – таким живым и трогательным! - аргументом. Депутаты ведь тоже папы и мамы, и, может быть, представили они в этой роли собственных детей на городской сцене. Ну, уж в крайнем случае – в качестве зрителей своего театра. Что и требовалось

И вот недавно фотографируются артисты Новошахтинского городского театра у Собора Парижской Богоматери. Нет, они приехали сюда не на экскурсию, а на международный фестиваль "Русское слово, русская душа", который проводился при патронаже графа П.Шереметева и при поддержке газеты "Русская мысль" и Русской общины Франции. Затея была, конечно, из разряда прекраснодушных мечтаний. Но, учитывая способность Светланы идти наперекор очевидным обстоятельствам (см. абзац выше), можно было предположить, что она чудесным образом воплотится.

Как собирали деньги с миру по нитке, как высчитывали каждую копейку и потратили на дорогу пять  дней  (чтобы подешевле), как им отказали в помощи те, кто заверял в ней особенно горячо (и прилюдно! – автор этих строк тому свидетель) – об этом, как выражаются романисты, надо писать отдельно. Во всяком случае, коллективы из Бельгии и Германии, приглашенные на фестиваль, средств не изыскали, а никому не ведомый во Франции Новошахтинск прибыл. Впрочем, один человек ведал – это организатор фестиваля и директор русского центра "Апрелик" Людмила Тиграновна Дробич. Она работала в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области режиссером детского театра, со Светланой Соповой встречалась, была свидетелем ее титанической работы по созданию профессионального театра. Уехав в Париж, Дробич создала и там детский центр, организовала лигу КВН и теперь, затеяв фестиваль, пригласила новошахтинцев вместе с народным ансамблем эстрадного танца «Визави», народным вокальным ансамблем «Стиль»  - оба из Таганрога, образцовым ансамблем русских народных инструментов «Теремок» из Орла, музыкантов из Голландии. Такая была задача – показать разные жанры современного русского искусства.

 

Театральное – представлял Новошахтинск. Он привез две работы –  спектакль-клоунаду "Этикет" для детей в постановке московского режиссера В.Шевченко (он же автор пьесы) и "День без даты" по произведениям Н.В.Гоголя тоже в режиссуре москвича - И.Древалева. Играли в один день в арендованном для фестиваля помещении при церкви. Хозяева помогали ставить декорации, отнесясь с особой теплотой к молодым артистам, которые преодолели дальнюю дорогу, приехали ночью, а утром уже должны были выйти на сцену.

Пришли на спектакли наши соотечественники, дети и взрослые, принимали благодарно, потом, за кулисами, общались, говорили взахлеб и плакали. Светлана говорит, что увидела огромную любовь этих людей к России, боль за нее, трагедию отторжения от Родины:  "А мы живем и по существу не знаем цены тому, что имеем". И хотя фестиваль был очень скромным, без громких имен, он всколыхнул и в артистах, и в зрителях такие мощные чувства, которые невозможно измерить масштабом афиши.

Новошахтинцы привезли домой диплом "За вклад в мировое развитие русской культуры", подписанный президентом Русской общины во Франции А.Гульцевым, главой редакционного совета «Русской мысли» В.Лупаном и главой президиума Международного совета российских соотечественников графом П.Шереметевым. Дипломы переданы и губернатору Ростовской области В. Чубу, и министру культуры  С.Васильевой  - за поддержку театрального искусства, в частности - Новошахтинского театра, а также спонсору, директору Челябинского ООО «АрбатАрт» В.Семкину - за предоставленную театру возможность участвовать в фестивале.

 

А сам фестиваль "Русское слово, русская душа" планируется сделать традиционным. Идею подхватил и Русский дом в Голландии, представители которого оставили трогательные отзывы о новошахтинском театре. Ну, и не будь Сопова Соповой, если бы уже сегодня не стала вынашивать мысль о фестивале на своей территории. К  тому времени они и сами повзрослеют (прежде всего, профессионально), поскольку Ярославский театральный институт готов принять на обучение десятерых артистов из донского города.

При театре растет молодой вишневый сад. В проекте – чеховский дворик, который воссоздаст атмосферу начала прошлого века; колдовское озеро и скульптурные изображения любимых детских персонажей – Каштанки, гуся Ивана Ивановича, кота Федора Тимофеича и, конечно, столяра с Федюшкой… Хорошо бы тут же сработать сцену на свежем воздухе…

Жизнь показывает, что ничего невозможного на свете нет.

 

Людмила Фрейдлин, председатель секции театральной критики Союза театральных деятелей Ростовской области
Газета "Новая жизнь" , 14 февраля 2008 г.



Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.