Эта трагикомедия, в свое время непонятно каким образом пропущенная на советскую сцену, классно созданными персонажами и развитием сюжета, иначе, как восторг, вызвать при знакомстве с ней не может. И тут, конечно, можно сказать, что пьеса «самоигральная»: знай, произноси этот великий текст — и зритель будет доволен.
Однако режиссер Роман Родницкий решил все-таки по-другому. Текст текстом, но увлечь актеров созданием образом, созвучных и нашему времени, у него получилось.
Какими же они вышли запоминающимися: и Капа (Александра Сопова) с неуемной жаждой любви-поклонения; и Гранд-Скубик (Сергей Недилько), постоянно пекущийся о судьбах русской интеллигенции; и писатель (Вадим Шишкин), смахивающий на пролетарского поэта и на творца Серебряного века «в одном флаконе»; и сосед Калабушкин (Михаил Сопов), не преминувший собрать сметану на известной субстанции. Словом, все это разномастное множество людей, присутствующее на сцене — толпа и собрание индивидуальностей одновременно.
И все они хотят — каждый в своих интересах — отнять жизнь у Семена Подсекальникова (Александр Скулков), нечаянно вынесенного на гребень событий. Актер хорошо показывает (особенно в финале!), как растерян этот «маленький человек», которому вдруг довелось посмотреть на ситуацию со стороны. Жажда жизни Семена в ситуации абсолютной растерянности хорошо рифмуется с состоянием героев Зощенко, также «выдернутых» из привычной ситуации и отправленных в «суровые пролетарские времена».
Для построения мизансцен режиссер мастерски использует конструкцию «двухуровневой коммуналки», выстроенной художником Юрием Соповым. Ну и окружающие героев плакаты типа «В туземный совет трудящихся не пускай шамана и кулака!» дорогого стоят.
Остается лишь позавидовать новошахтинцам, в театре у которых появился столь яркий спектакль.
Вера Волошинова
Живой Ростов