 |
 |
«« Перейти в раздел "Пресса"
«Провинциальный салон», телепрограмма на канале «Дон-ТР», отметил 35‑летие. Этот юбилей — не просто дата. Это повод осмыслить уникальное культурное событие, которое давно переросло границы Ростовской области и стало явлением общероссийской культуры.
Тихий звон фарфорового колокольчика:
35 лет программе «Провинциальный салон»

В будний день, когда город жил своей суетной жизнью, в зале Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М. И. Бушнова собралось особое сообщество — созвездие единомышленников. Кто‑то отпрашивался с работы, кто‑то отменял встречи, осознанно выбирая между необходимым и важным. Важным в этот раз была она — Любовь Александровна Суркова, советский и российский журналист, краевед, кандидат философских наук, редактор телевизионных программ на каналах «Россия‑1», «Дон-ТР», заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России, почётный академик Российской академии художеств, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных теле- и киноконкурсов и фестивалей, лауреат премии Донского комсомола, хозяйка «Провинциального салона».
Любовь Суркова — человек-миссия. Её преданность делу, земле, культуре — это та самая искренняя, глубокая любовь, которая возможна только у людей, сознательно выбравших служение. И парадокс в том, что Любовь Александровна — не уроженка казачьего края. Но, кажется, именно этот взгляд со стороны, обогащенный интеллигентной чуткостью, позволил ей разглядеть и показать душу Дона с такой пронзительной точностью и теплотой, как умеет только она.
Более 1,5 тысячи выпусков «Провинциального салона» и документальных фильмов — это не сухая хроника, а вдумчивое, любовное повествование о людях, традициях, истории. За эти годы «Провинциальный салон» создал не только эфиры, но и собственную традицию признания.
Особым, ни на что не похожим знаком отличия стали фарфоровые колокольчики — награда, вручаемая за выдающиеся заслуги перед культурой Дона. Их звон — негромкий, как сам салон, но весомый. Он говорит о глубокой благодарности. Неслучайно в коллекции Новошахтинского драматического театра их сегодня восемь — как восемь признаний в любви тем, кто держит высокую планку. Её связь с нашим театром особая и давняя. Именно Любовь Суркова когда‑то активно участвовала в рождения профессионального театра в Новошахтинске, а позже создала о нём два глубоких документальных фильма: «Театр времен отчаяния и надежды» и «Новошахтинский театр сегодня», запечатлев его путь и философию.
И вот она на сцене. В её глазах — спокойное понимание: сегодня здесь собрались друзья. Те, кому дорого то, о чем она говорит и чем живет. Любовь Александровна в этот вечер часто говорила, что благодарна Господу за людей и встречи на дороге жизни. Это был разговор по душам, в том самом, высоком смысле «салона», где царствуют мысль, уважение к слову и красота русской речи. Именно красота языка — отдельный, болезненный и важный разговор. Голос Сурковой звучит как живая вода. Она говорит на том богатом, образном русском литературном языке, который мы, к стыду своему, стали забывать. Каждое её выступление — это незримый укор нашему языковому оскудению и мастер-класс по его сохранению.
Пространство театра в тот вечер буквально ожило, наполняясь кадрами из её фильмов. На экране, словно страницы живой энциклопедии, сменяли друг друга фрагменты «Прогулок по Парижу» — созерцательного путешествия-размышления, и отрывки глубокого интервью с писателем Захаром Прилепиным, где диалог о Шолохове раскрывался как разговор о вечных русских вопросах, и, конечно, удивительные кадры фильма о дочери Шолохова — «Светлана Михайловна Шолохова. Из ненаписанного». Зрители не просто смотрели — они впитывали в себя эти истории, эти кадры, эти поданные под неожиданным углом факты. Каждый образ, каждое высказывание ложились на подготовленную почву, находя отклик и рождая тихую внутреннюю работу.

Её «Провинциальный салон» родился в лихие 90‑е, когда рушилась страна и казалось, что рухнет всё. В такое же смутное время, заметим, родился и Новошахтинский драматический театр. Это не совпадение. Это закон: когда трещат по швам экономика и политика, именно культура становится тем каркасом, который удерживает идентичность народа. Её салон с самого начала был не просто клубом по интересам, а форпостом — местом, где отстаивали непреложную истину: культура есть достояние народа, его душа и память. И вот уже 35 лет её программа, начавшаяся как смелая идея в эфире «Дон-ТР», измеряет культурную жизнь региона не только в выпусках и фильмах, но и в одной судьбе, которая всё это породила. Она стала живым мостиком между поколениями, бережно передавая эстафету памяти, сохраняя историю и обычаи, которые и составляют наше лицо.
С такой же щемящей любовью Любовь Александровна учит и своих студентов. Её педагогика — это не передача сухой информации, а прививка любви. Любви к слову, к культурному коду, к родной земле, которой она подарила свой талант. Поэтому Суркова — это не просто список регалий и званий. Это явление. Это подвижничество.
В конце вечера мы спросили её о главном.
— Любовь Александровна, почему Ваша встреча проходит именно в Новошахтинском театре, а не на более крупной площадке?
— График всегда переполнен: университет, конференции, съемки. Но этот театр — особый. Это не место для развлечений, а сердце города. Сюда приходят не для досуга, а за смыслом. Здесь живёт особый микроб — микроб настоящности. Многие начинают с мечты, а потом она угасает. Здесь — нет. Здесь коллектив идёт к идее, и город идёт сюда, чтобы набраться сил в атмосфере, где все говорят на одном, честном языке.
— 35 лет «Провинциального салона» — юбилей значительный. Почему нет большого праздника?
— Сейчас время не для пышности. Я знаю, что мне всегда рады. Но сегодня важнее сама работа, а не фейерверки в её честь.
— Какие проекты ждут своего часа?
— В планах — фильмы о важных юбилеях: 25 лет Ростовскому балету, 90 лет симфоническому оркестру и ансамблю донских казаков. Дальше — как силы позволят.
Так и работает настоящая культура — без фанфар, в будничной верности делу. Любовь Суркова — не просто хранитель традиций, а тот редкий проводник, который умеет разглядеть и взрастить тот самый «микроб настоящности» в других: в театре, в студентах, в своих зрителях. Её труд — это культурный иммунитет, который она прививает всем, кто готов слушать. И потому 35 лет «Провинциального салона» — это 35 лет тихого, упрямого сопротивления забвению. Это доказательство того, что подлинное не нуждается в шуме. Оно говорит шёпотом, который слышен через годы и расстояния. Её дело — это ежедневная работа без фейерверков, и её звонкие фарфоровые колокольчики и есть та самая надежда. Надежда на то, что у культуры всё ещё есть голос. И этот голос — звучный, ясный и полный любви, как речь самой Любови Александрвны.
Наталья Караваева, журналист
Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №94
10.12.2025
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|