Последние
премьеры:
   Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  А зори здесь тихие...Премьера!  Пиковая дама  Солярис  Русалочка  Варвара-Краса, длинная коса Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: «За Курой шумит базар, за базаром — Авлабар» 

«« Перейти в раздел "Пресса"

«За Курой шумит базар, за базаром — Авлабар»

«Базар»
«Базар»

 

Таганрожцев не удивить яркими премьерами Чеховского театра. Перед летними каникулами артисты представили зрителям «Тётку Чарлея», а до этого был не менее запоминающийся спектакль «Ханума». Впечатлениями от этой постановки делится Наталья КАРАВАЕВА.

 

Спектакль «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели в русском переводе Владимира Константинова и Бориса Рацера можно пересматривать бесконечно – он никогда не надоедает, неизменно вызывает улыбку и поднимает настроение. Солнечный Авлабар, этот радостный и колоритный уголок Тифлисса, ныне - Тбилиси, живет в душе всех, кто когда-то был частью нашей великой страны – Советского Союза. И во многом это заслуга легендарного спектакля Георгия Товстоногова, телеверсию которой впервые показали в 1978 году.

С утра после просмотра спектакля просыпаешься, и в голове еще звучит зажигательная музыка Гии Канчели, задавая настроение, которое не покидает и на следующий день. Именно так было и у меня после спектакля «Ханума» в постановке Анны Фекеты, представленного Таганрогским ордена «Знак Почета» театром имени А.П. Чехова в рамках IX Международного театрального фестиваля «Любовь, что движет солнце и светила».

Тесное сотрудничество режиссера Анны Фекеты и Таганрогского театра напоминает крепкий союз, основанный на любви, ведь без нее такие творческие отношения невозможны. Именно поэтому ее постановки на этой сцене неизменно пользуются ошеломительным успехом. Каждая работа Фекеты уникальна, непохожа на предыдущую — один режиссер, но такие разные, многогранные спектакли. И всё же внимательный зритель в ее творчестве обязательно уловит нечто тонкое, «вкусное», как выразилась бы наша непревзойденная мэтр культуры Любовь Суркова. Это еле заметное прикосновение — без сомнений, это ее стиль, ее мастерство. Это — Фекета!

В глубине сцены раскрываются очертания Авлабара — невысокие дома, окна которых к вечеру зажигаются мягким светом, а дневная суета утихает, оставляя время для неспешной жизни. Над сценой опущены резные деревянные конструкции с утонченными узорами, напоминающими те, что украшают древние армянские хачкары и дома, сохранившие дух старины. Пространство сцены оставлено максимально легким и открытым: всего несколько бин-бэгов, которые легко убираются, освобождая место для энергичных танцев жителей Авлабара. Эти танцы — отдельное украшение спектакля, словно отголосок прошлого, который плавно перетекает в движение. Кстати, спектакли Анны Фекеты очень пластичны, не раз они отмечались наградами именно за хореографию, и всё потому, что Фекета  в постановке не только режиссер, но и хореограф. 

Жители Авлабара зажигательно, с удивительной синхронностью исполняют танцы любимого всеми водевиля, наполняя его живым ритмом и энергией. В этом небольшом торговом районе Тифлиса невозможно остаться в стороне: базар, духаны, бани и узкие улицы являются сердцем его жизни, где каждый шаг и каждое движение становятся частью общей картины, ничего не скрыто от глаз.

Сюжет водевиля незамысловат: князь Вано Пантиашвили (Сергей Баринов) промотал не только свое состояние, но и имущество племянника Коте (Виктор Журавлев). Спасение одно — срочно жениться на богатой невесте, ведь в противном случае всё, что еще осталось, уйдет с молотка за долги. Чтобы хоть как-то перебиваться, молодой Коте вынужден давать уроки дочери местного купца Микича Котрянца (заслуженный артист России Сергей Герт) — очаровательной Сонэ (Юлия Пану). А где есть двое молодых, там неизбежно вспыхивает искреннее и трепетное чувство. Любовь, свадьба, радость — эти слова пропитывают каждую сцену постановки. И скучать зрителю точно не придется, ведь на сцену выходят две неутомимые свахи — Ханума и Кабато, неподражаемо воплощенные Ольгой Билинской и Татьяной Алексеевой. Я счастлива, что смогла увидеть именно этот яркий и талантливый дуэт. Это не просто спектакль - настоящая феерия актерского мастерства, которая искрится жизнью и эмоциями!

 

 Сона (Юлия Пану) и Котэ (Виктор Журавлев)

 Сона (Юлия Пану) и Котэ (Виктор Журавлев)                         Ханума (Ольга Белинская) и Кабато (Татьяна Алексеева)

 

План Ханумы состоит в том, чтобы старый князь Пантиашвили женился на Гулико Махнадзе, а молодой князь – на очаровательной Сонэ Котрянц. Однако Кабато категорически не согласна с таким раскладом. И вот здесь начинается настоящая «шахматная партия», в которой Ханума, любительница тонкой игры и удачных комбинаций, оказывается истинным мастером. Ее верным помощником становится приказчик Микича, Акоп (Денис Иванов) – невероятно обаятельный, яркий и подтянутый джигит. Его характерные черты пленяют и оживляют каждую сцену. Что особенно запоминается, так это неожиданное раскрытие характеров. Так, привычно кроткая и послушная Сонэ внезапно демонстрирует свою яркую кавказскую натуру: всего за миг она может из тихой и скромной девушки превратиться в решительную и уверенную молодую женщину, что так органично передает силу и гордость женщин Кавказа. Такое сочетание темпераментов и типажей делает спектакль удивительно живым и захватывающим.

А на рынке, где кипит насыщенная жизнь, кавказские мотивы неожиданно сливаются с современными ритмами рэпа — вот так режиссерская рука добавляет спектаклю еще больше жизненности, энергии и ноток современности! Здесь, как нигде, ощущаешь, что театр — это живое искусство, которое трансформируется не только от постановки к постановке, но даже в каждой отдельной сцене, на глазах у зрителей.

Не стану раскрывать все детали — это нужно увидеть своими глазами! Отправляйтесь в театр и почувствуйте  невероятную атмосферу, где знакомый водевиль, благодаря режиссуре Анны Фекеты, раскрывается в совершенно новом свете. Постановка буквально заряжает энергией: она смешная, трогательная, многогранная и удивительно яркая.

И финал — это отдельная история! Он поражает своим масштабом и красочностью, идеально резонируя с темой фестиваля. Столько свадеб сразу на одной сцене — три счастливые пары, да и четвертая уже почти собирается под венец! Это настоящий праздник любви и веселья, который превращает заключительные сцены в феерию. Просто восторг! Спасибо театру за этот настоящий праздник, за смех, эмоции и радость. Пусть такие постановки напоминают нам, что любовь всегда побеждает!

 

P.S. Ранее мне не доводилось видеть персонажа Гулико Махнадзе ни в одной из многочисленных постановок спектакля «Ханума», которые я посмотрела. Однако благодаря спектаклю «Ханума» Таганрогского театра имени А.П. Чехова этот пробел был восполнен. Браво!

Наталья Караваевыа, журналист

газета "Таганрогская правда" №55

20.06.2025 г



Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.