 |
 |
«« Перейти в раздел "Пресса"
"Дети. Вёрсты": Когда театр соединяет поколения и культуры

Спектакль "Дети.Вёрсты" © Виталий Маркин
В 2024 году в рамках Международного театрального фестиваля «Любовь, что движет солнце и светила» Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа из Республики Беларусь уже выступал на сцене Новошахтинского дарматического театра имени народного артиста СССР М.И. Бушнова. И дружба между театрами зародилась мгновенно. Театралы после фестиваля ещё долго обсуждали спектакль, восхищались красотой и мелодичностью белорусского языка, размышляли о том, как театр стирает любые языковые границы, даруя величайшее чудо — любовь к литературе, искусству и самому театру.
На IX Международном театральном фестивале «Любовь, что движет солнце и светила» этот творческий союз получил новое развитие. Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа представил зрителю постановку «Дети. Вёрсты», а также театры выстроили ещё более тесное взаимодействие. В рамках мероприятия состоялись переговоры, которые завершились знаменательным событием — подписанием соглашения о творческом партнёрстве между двумя театрами. Это тёплое и плодотворное сотрудничество демонстрирует силу искусства, способного объединять города, страны и культуры.

Кобета (Раиса Грибович), Станционный смотритель (Геннадий Гайдук) © Виталий Маркин
Спектакль, созданный молодым драматургом Артёмом Казюхановым и поставленный российским режиссёром Инес Амами, соединил в себе традицию белорусской литературы и современные театральные технологии. Основанный на материалах произведений «На дороге жизни» и трилогии «На перепутье», он погрузил зрителей в мир воспоминаний главных героев — станционного смотрителя и Кобеты, которые, подобно детям, блуждают по лабиринтам своей жизни, пытаясь найти потерянных детей, дорогу вперёд, счастье, силу жить дальше. Один из ключевых вопросов, звучащих со сцены: «Куда жить?», словно становится философским ориентиром для всех присутствующих в зале.

Саша/Анна (Светлана Суходолова), Василий (Дмитрий Филимоненков) © Виталий Маркин
Большим достижением постановки стало органичное соединение классического материала с мультимедийными технологиями. Свет, звук, видеопроекции — всё это стало не перегруженным, но тонким акцентом, усиливающим драматический эффект произведения. Художник-постановщик Андрей Жигур, композитор Павел Солдатиков и хореограф Сергей Толкач нашли уникальное решение для камерной сцены, где яркий визуальный стиль лишь поддерживает сложную, почти поэтическую драматургию. Три мультимедийных экрана с изображением железнодорожного полотна, уходящего в даль, очень симовличны нашему жизненному пути. Дороги похожи, но все они идут в разных направлениях, какое выбрать, зависит только от нас. Элементы теневого театра, использованные в постановке, удивительно тонко и выразительно напомнили о том, что в бесконечности времени мы всего лишь мимолётные тени, оставляющие своё краткое отражение в этой жизни. Белорусский язык, в котором звучали голоса актёров, совершенно не стал препятствием для зрителей. Чувствовалась связь с артистами, независимо от языкового барьера.
Остроумный народный юмор, сменяющийся моментами лирической грусти, а затем — трагизмом, удивительным образом показывает в спектакле, что человеческая жизнь состоит из перемешанных эпизодов счастья, радости и боли. Василь, сын Кобеты, Станционный смотритель, Священник — все эти герои, словно известные нам всем, проживают жизнь, от боли до любви и бесконечной стремительной дороги памяти. Это персонажи, с которыми зрителю легко соотнести себя. Многие из этих образов создавались актёрами так убедительно, что на финале спектакля публика разразилась бурными, долгими аплодисментами. Крики «браво!» звучали искренне и от души в адрес каждого исполнителя, выразившего эмоции своих героев с редкой самоотдачей.

Василий (Дмитрий Филимоненко), Саша/Анна (Светлана Суходолова), Кобета (Раиса Грибович) © Виталий Маркин
Особенно впечатлили в исполнении Раисы Грибович (Кобета), Геннадия Гайдука (Станционный смотритель), Дмитрия Филимоненко (Василь), Светлана Суходолова (Анна, Саша) и других талантливых актёров. Они не просто сыграли роли, но как будто прожили их на сцене, впустив зрителей в свои переживания и наполнив драму Коласа живой энергией.
Спектакль «Дети. Вёрсты» — это не только дань уважения великому Якубу Коласу, но и яркий пример того, как мировое литературное наследие может быть осмыслено через призму современной культуры и технологий. Невозможно выразить те чувства, когда стираются границы времени и пространства, а память становится живым мостом между поколениями.

Поклон. © Виталий Маркин
Признанию этого спектакля способствовала не только его художественная ценность, но и глубокая актуальность для зрителя сегодняшнего дня. «Дети. Вёрсты» напомнили, что поиск счастья, любовь, чувство долга и боль утрат — это темы, объединяющие всех людей, независимо от культурной или языковой принадлежности. Современность и классика в этой постановке встретились так органично, что весь мир Якуба Коласа оказался перед зрителями в новом свете.
Эта работа стала настоящей жемчужиной фестиваля, доказав, что язык театра универсален, когда есть искренность, искусство и уважение к культурному наследию.
Караваева Наталья, журналист
Пресса Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М.И. Бушнова
04.06.2025
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|