|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Роман Бирюков - ростовчанин, выпускник Ростовского-на-Дону филиала Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова, режиссёр неигрового кино и телефильмов, актёр театра чеховского клуба «Классика» и с недавних пор актёр Новошахтинского драматического театра.
"Театр в городе N" - документальный фильм о Новошахтинском драматическом театре
Дипломная работа Романа во ВГИКе — документальный фильм «Театр в городе N» - о нашем Новошахтинском театре, который стал ему дорог и близок. Роман использовал архивные кадры восстановления театра из руин, видео первых шагов театра в профессиональном становлении. Ему удалось понять и передать зрителю главный смысл этого удивительного места: «Театр Любви! Театр Мечты! Театр для Людей!». Удивительно ёмкий фильм, охватывающий все этапы существования театра, наполненный убежденностью в необходимости искусства, его созидательной силы, не оставит зрителей равнодушными. Но сначала этот фильм увидят профессионалы в области неигрового кино. Мы надеемся, что после успешного прохождения всех конкурсных этапов «Театр в городе N» доберется и до Новошахтинских зрителей. Ведь это не только история театра, но и история самого города.
Роман Бирюков, фото автора
Дипломная работа Романа во ВГИКе — документальный фильм «Театр в городе N» - о нашем Новошахтинском театре, который стал ему дорог и близок. Роман использовал архивные кадры восстановления театра из руин, видео первых шагов театра в профессиональном становлении. Ему удалось понять и передать зрителю главный смысл этого удивительного места: «Театр Любви! Театр Мечты! Театр для Людей!». Удивительно ёмкий фильм, охватывающий все этапы существования театра, наполненный убежденностью в необходимости искусства, его созидательной силы, не оставит зрителей равнодушными. Но сначала этот фильм увидят профессионалы в области неигрового кино. Мы надеемся, что после успешного прохождения всех конкурсных этапов «Театр в городе N» доберется и до Новошахтинских зрителей. Ведь это не только история театра, но и история самого города.
- Роман, как получилось, что Вы связали свою жизнь с искусством кино и театра?
- Когда я учился в девятом классе, руководитель театра чеховского клуба «Классика» Наталья Николаевна Зубкова решила поставить спектакль по пьесе Евгения Шварца «Тень» - о юном интеллектуале и тени его опасных амбиций. Мне предложили сыграть в нем одну из ролей. Я согласился. И с того момента всё закрутилось-завертелось. Несмотря на то что поступил я в киновуз, театр остается в моей жизни. Я продолжал играть в «Классике», участвовал в новых постановках, получая от этого большое наслаждение и энергию. А с киноискусством у меня отдельная история. С детства любил смотреть и фильмы, и мультфильмы, и документалистику. И меня неимоверно тянуло в эту индустрию. В десятом классе я находился на распутье - куда идти дальше, с чем связать свою жизнь, где я буду наиболее увлеченным и полезным. Узнал о Ростовском филиале ВГИКа. Понимал, что моя жизнь должна быть связана с творчеством. Я увлекался видеосъёмкой, фотографией, театром, и это определило мой выбор - режиссура. Пазл сложился.
- Интерес к документальному кино растет, с чем это связано?
- В Ростовском филиале ВГИКа нет специализации «режиссер игрового кино». Но специфики обучения очень похожи. Документальное кино — не совсем известная для широкого зрителя часть мира кинематографии. И во многом для меня это было тоже открытием. Мой кругозор ограничивался документалками National Geographic о животных, юбилейными фильмами о звездах кино и театра, историями Великой Отечественной войны. Но в процессе учебы я понял, что это удивительно гибкая и обширная часть киноиндустрии. Авторской свободы здесь намного больше, чем в игровом кино. Это может быть какая-то реконструкция событий, ты можешь снять фильм из окна своей квартиры, то есть фантазия и замысел режиссёра работают на все сто процентов. Есть такой известный режиссёр Виктор Косаковский. Его фильмы особенно ярко показывают мощь и возможности неигрового кино. И зритель, соприкасаясь с этой частью киноискусства, открывает для себя совершенно новые грани кино. Кроме того, чаще всего документальный фильм основан на подлинном материале, а истории из жизни цепляют намного сильнее, чем художественный вымысел.
- Почему для дипломного проекта Вы выбрали работу именно о Новошахтинском театре?
- Идея снять фильм о Новошахтинском драматическом театре пришла ко мне еще до ВГИКа. Когда я познакомился со Светланой Николаевной Соповой, главным режиссёром Михаилом Юрьевичем, увидел отклик зрителей в зале, узнал историю театра, то просто влюбился в это замечательное место. История Новошахтинского театра удивительна, это «золото» для документалиста. И идея снять фильм о театре плотно засела в моей голове. В конце каждого года обучения во ВГИКе мы должны были снимать курсовые работы, и каждый год я хотел снять курсовой фильм о Новошахтинском драматическом театре. У меня есть пять разных сценариев этого фильма, потому что по мере моего взросления как режиссера менялось и мое видение этой работы. Но под конец каждого года я поспешно менял тему и снимал что-то другое. Всегда что-то мешало: то ковидные каникулы, то невозможность состыковать рабочее время, то сомнения в собственном опыте... Но, когда подошло время дипломного проекта, сомнения отпали - Новошахтинский драматический театр в объективе. Всё! Я часто разговаривал с Натальей Николаевной Зубковой о фильме, её мнение всегда было и остаётся ценным для меня. Она так же, как и я, любит Новошахтинский драматический театр, и, кстати, название фильма «Театр в городе N» — это её идея. Помощником режиссёра фильма выступил Андрей Гринюк. Он человек творческий, самобытный, любящий театр и кино, для него этот проект также был интересным. Многие вещи мы обсуждали и делали вместе.
- Как проходили съёмки?
- Так как я был знаком с театром, меня радушно приняли, поэтому и съёмки проходили гладко. Не было стеснения, смущения, зажатости, все прекрасно реагировали на камеру. И за счёт того, что в Новошахтинском драматическом театре работают профессионалы,сердечные и открытые люди, фильм получился максимально естественным. Я как режиссёр работой доволен.
- Как приняли фильм о театре во ВГИКе?
- Мне казалось, что это должно пройти как-то по-другому - столь много переживаний было у меня внутри. Но по факту не было задано даже ни одного вопроса, может быть, потому что всю критику и отзывы я получил еще на этапе создания фильма и чернового монтажа. Все замечания были, действительно, существенны, и я к ним с благодарностью прислушался. Знаете, когда перед дипломным показом я включил на большом экране фильм, буквально на пару минут, чтобы проверить уровень звука, проходившие мимо люди заглядывали и, заметив на экране Михаила Юрьевича и Светлану Николаевну, говорили: «О, Соповы!». Узнаваемость героев моего фильма - это тоже плюс к дипломному показу. Дипломную работу я защитил на «отлично», хотя слово «защита» и не совсем подходит.
- На каких конкурсах планируете показать фильм и когда его смогут увидеть новошахтинские зрители?
- Сейчас я немного отошёл от кинорежиссуры. Поступление в аспирантуру, актерская деятельность, всё лето подготовка к гастролям чеховского клуба в Новошахтинском драматическом театре — всё это заставило пока отложить показ фильма. Но я точно хочу дать своему фильму фестивальную жизнь, а после обязательно хотел бы устроить показ здесь, в месте моего вдохновения и рождения фильма - Новошахтинском драматическом театре.
- Какие, Роман, у Вас творческие планы?
- Мне 23, моя жизнь бьёт ключом, и каждый день в голове рождаются планы, идеи, сценарии, одни тут же свершаются, другие дорабатываются, третьи теряют свою актуальность. Из ближайших творческих планов — это, конечно, роль в спектакле Михаила Юрьевича Сопова «Солярис». Для меня это и честь, и большая ответственность, поэтому акцент смещаю пока на актёрскую работу. От новой работы я жду опыта. Понимаю, насколько сложный материал в ней, есть тревожность, но это интересно, это новые ощущения, новые возможности.
- Вы поступили в труппу Новошахтинского драматического театра. Как Вас приняли и что ждете от работы?
- Приняли меня замечательно, отношения взаимоуважительные. Когда мне поступило предложение поработать в театре, я был очень рад.
Юрий Дорогинин, фото автора
Юрии Дорогинин, преподаватель Ростовского филиала ВГИКа:
- Роман Бирюков, несмотря на то что только окончил ВГИК, в профессии давно. Его выпускная работа «Театр в городе N» получилась зрелой, выполнена по всем правилам документалистики - классической документалистики. Таких работ на самом деле немного. Авторы стараются привнести что-то особенное, но не всегда интересное зрителю. В этом фильме проработаны все детали, показаны документальные кадры о том, как театр практически умер, потом возродился. Очень трогают слова художественного руководителя театра Светланы Николаевны Соповой о том, что зритель никогда не оставлял театр, и то, что в таких маленьких городах, как Новошахтинск, которые и есть Россия, есть свой театр. И это заслуга не только художественного руководителя театра, но и всего коллектива и жителей города. За работу Роман получил справедливую оценку - «отлично». Думаю, что фильм будет представлен на разных фестивалях кинематографии и документалистики, что «Театр в городе N» найдёт свой фестиваль и принесёт известность его автору.
Наталья Караваева, журналист
Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" "74 от 25-26 сентября 2024 г.
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|