Последние
премьеры:
 Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  ПРЕМЬЕРА!  Снегурушка  Пиковая дама  Русалочка.  ПРЕМЬЕРА!  Варвара-Краса, длинная коса. ПРЕМЬЕРА! Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Маленький экзамен в большом театре 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Светлана ЯНШИНА
«Знамя шахтера»

 

«Сказку про царя Гороха, молочную реку и трудолюбивого Ванюшку» по пьесе В. Янсюкевича коллектив новошахтинского муниципального драматического театра планировал подготовить к новогодним утренникам. Но, получив приглашение из областного управления культуры принять участие в декаде Донского театра, которая уже традиционно проходит в Ростове–на–Дону весной, режиссер театра С. Н.Сопова решила, хотя и предлагалось участие на неконкурсной основе, приехать в Донскую столицу с премьерным спектаклем. Перед непрофессиональным коллективом стояла сверхсложная задача подготовить в течение двух с половиной месяцев не только сам спектакль, но и костюмы, декорации, весь необходимый для пьесы реквизит. К 16 марта спектакль должен был быть готов к показу на камерной сцене Ростовского музыкального театра и стать своеобразным экзаменом на право существования в системе театров области.

 

И вот этот день настал. На премьеру были приглашены дети из детских домов и приютов, в зале присутствовали представители областного управления культуры, театральные критики, народный артист Михаил Бушнов, руководители других театров–участников театрального фестиваля, приехала и своеобразная группа поддержки из Новошахтинска, которая хотела увидеть своими глазами премьеру, а не читать о ней в СМИ.

 

Занавес открыт, сказка началась. И буквально минут через десять зрители оказались в ее власти. Если в двух словах говорить о содержании сказки, то можно сказать, что она о сегодняшнем дне России. Царство Гороха существовало за счет кормившей его молочной реки, в праздности, беззаботности, и нищало, и ветшало. И не было в нем работы трудолюбивым Ванюшкам, которых нужно было бы кормить, оплачивать их труд. Но молоко в реке однажды скисло, перестало быть основной статьей дохода царского двора и привело его в полнейший упадок. Так бы и сгинуло это царство в голоде и нищете, если бы трудолюбивый Ванюшка не покорил сердце царевой дочери и не убедил всю семью, что кормят человека его руки, труд, а молочные реки и скатерти–самобранки твердых гарантий на сытную жизнь не дают. Совместными усилиями было возрождено цветущее и богатое царство.

 

Вот этот назидательный сюжет и очень слабый в драмматургическом плане сценарий был превращен в увлекательную, смешную историю, захватившую зрителей.

Они наслаждались глупостью и напыщенностью ничтожного человечка, по милости судьбы имевшего корону, но не умеющего руководить царством. Они хохотали над лизоблюдством и суетливыми глупыми выходками царского слуги Митрофана. Сочувствовали царевне, голодающей по вине родителей и мечтавшей выйти замуж за хорошего человека, переживали за простодушного, работящего, доброго Ванюшку, которого обобрал и обманул царь Горох. И дети верили актерам, реагировали на слова и действия героев сказки и благодарно им аплодировали.

Есть в спектакле еще один плюс. Сказка проникнута русским духом и колоритом, о котором наши почти американизированные дети стали забывать. На этот колорит работают сценография, костюмы, музыка, хореография, создавая особое очарование всему, что происходит на сцене.

 

Спектакль зрители оценили, потому что многие подходили к новошахтинским актерам с програмками и просили автографы, благодарили за доставленное удовольствие.

Театральные корифеи оценили спектакль более строго, поскольку они — профессионалы. Но и они отметили очень интересные декорации, изготовленные главным художником театра Юрием Васильевичем Соповым, как, впрочем, и сыгранную им роль слуги Митрофана, и сделанные по его эскизам костюмы. Много было сказано о свежести и искренности в игре актеров, в то же время отмечался недостаток профессионализма. И это неудивительно, пока еще коллектив в своем стремлении стать профессиональным театром вырастает из любительских «одежек». Отзывы о спектакле в целом были благожелательными.

 

А мне хотелось бы высказать собственные набюдения. Хотя спектакль, как, впрочем, и большийство премьерных вещей в любом театре, был сырым, играли актеры с большой отдачей, с душой. И почти безупречно (хотя нет пределов для совершенствования) сыграли свои роли жены царя –Чечевицы актриса Ольга Клименко и француза актер Валентин Катков

Сказка написана стихами, которые, как правило, декламируют, здесь нужно было добиться органичного вплетения стихов в актерскую игру. И с этой задачей успешно справились актеры А. Бездетный, Ю.Сопов, О.Второва и О. Клименко. Самому молодому актеру Михайлу Сопову удалось создать симпатичный образ русского трудяги, хотя недостаток жизненного опыта пока не позволяет еще ему сделать роль более сочной и яркой, но это дело времени.

 

А вообще проделанную маленьким коллективом из восьми человек двухмесячную работу по подготовке премьерного спектакля можно считать подвигом. Актеры и сами сегодня не верят, что удалось почти невозможное. Без денег на постановку, совмещая репетиции с изготовлением реквизита, костюмов, декораций, которым позавидовал бы не один театр области, они в предельно короткое время поставили добрый, красивый, веселый спектакль для самого требовательного зрителя — детей. И они во время спектакля были единым сопереживающим организмом. Значит, поставленная режиссером и актерами цель достигнута.

 

Журналисты ростовских СМИ после спектакля задавали С.Н.Соповой и нам, зрителям, вопрос, нужен ли Новошахтинску театр? А мы убедились, что и ростовскому зрителю, где прекрасные разноплановые театры, тоже недостает живого театра. Сегодня пойти на спектакль по финансовым соображениям может далеко не каждый ростовчанин или его ребенок. Нам же театр необходим, как свежий воздух. Мы любим свой потрясающе трудолюбивый и одержимый коллектив и всячески стараемся поддержать. Город помогает, чем может. Например, выезд на театральную декаду со спектаклем был бы невозможен без помощи спон соров: директора автобазы №5 А.М.Гунина, директоров ООО «Ласточка» С.Н.Шолина и АТП «Несветай» В.И.Озерских, фирмы «Старт» С.И.Савельевой, механического завода (Ю.Г. Албул) и Новошахтинского филиала РГУ (Л.И. Пилипенко). Они обеспечили труппу театра транспортом, помогли изготовить пригласительные билеты и программки. А сколько радости юным зрителям доставили выпеченные в пекарне Новошахтинского мехзавода сказочные сдобные птицы, которыми их угостил коллектив театра после спектакля, вручив еще и маленькие пакетики молока, поставленные «Стартом».

 

Но есть одно серьезное «но». Творческий потенциал у театра велик. Но у него пока нет своей сцены, нет мастерских, нет средств на достойную оплату творческого труда. Постоянное стремление зарабатывать деньги идет в ущерб творческой работе. И театру очень нужна финансовая помощь области для реализации его нераскрытого пока творческого потенциала. Вернее, эта помощь необходима новошахтинцам, живущим в городе с повышенной социальной напряженностью. Людям необходим праздник души. И такой праздник создает наш маленький, любимый коллектив муниципального театра. Спасибо ему за одержимость и самотверженность!

 

А свой экзамен на большой сцене он все–таки сдал, даже без окончательных оценок компетентного жюри. Его досрочно приняли зрители, маленькие и взрослые.


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.