Последние
премьеры:
 Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  ПРЕМЬЕРА!  Снегурушка  Пиковая дама  СОЛЯРИС. ПРЕМЬЕРА!  Русалочка.  ПРЕМЬЕРА!  Варвара-Краса, длинная коса. ПРЕМЬЕРА! Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Алмазы не меркнут во времени. Памяти Его Величества Актера Михаила Бушнова посвящается 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Алмазы не меркнут во времени. Памяти Его Величества Актера Михаила Бушнова посвящается

К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Михаила Бушнова

Михаил Бушнов на площади Сан-Марко в Венеции

Михаил Бушнов на площади Сан-Марко в Венеции

 

21 октября нынешнего, 2023 года, Михаилу Бушнову исполнилось бы 100 лет. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии имени Станиславского и высшей национальной театральной премии «Золотая Маска», а также бесчисленного числа премий и наград международных и всероссийских театральных фестивалей — он был красой и гордостью сцены Ростовской драмы, ей отдал 52 года своей яркой творческой жизни, свой искрящийся талант, свою любовь и свою душу. На одном из юбилейных торжеств Михаил Ильич так выразил переполнявшие его чувства:

Благодарю тебя, театр,

За радость прожитых мной дней.

Ты мой кумир, мой друг, диктатор,

Ты навсегда в душе моей.

Театр был для Михаила Ильича территорией любви, он жил театром, и это было настоящим самопожертвованием. А те более 200 образов, которые он создал на сцене и подарил нам, были все единственными в своем роде личностями, индивидуальностями, никогда не похожими друг на друга. Он «вытаскивал» каждую особенность — из судьбы, времени, окружения, и отдавал зрителям со всем пылом своего неиссякаемого таланта. В этом он весь — актер Бушнов иначе не мог.

Народный артист СССР Михаил Бушнов - лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство», 2000 г.

Народный артист СССР Михаил Бушнов - лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство», 2000 г.

 

Справедливости ради стоит отметить, что Театр имени Горького не был началом творческого пути актера. Он начинал свою карьеру в 1951 году в Ростовском театре комедии, преобразованном позднее в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас это Ростовский академический Молодежный театр), где уже тогда, на протяжении десяти лет, сумел показать себя интересным, разножанровым актером, которого успели полюбить зрители.

Но самым родным и любимым театром, его Храмом искусств, стал для Михаила Бушнова театр имени Горького, куда артист был приглашен в 1962 году. Здесь состоялись его творческие взлеты, он получил все награды и звания; здесь он вырос в настоящего Мастера, учителя, стал наставником целой плеяды молодых актеров. Михаил Бушнов стал неотъемлемой частью театра, а позднее, будучи избранным председателем Ростовского отделения Союза театральных деятелей, Михаил Ильич был уже неотделим от всего донского театрального мира. Его уникальный талант стал камертоном для коллег по сцене. Его участие в спектакле уже было знаком успеха. Актер Михаил Бушнов будто стал лицедеем вне времени. И мы думали, что так будет всегда.

Ушел Михаил Ильич как-то неожиданно, внезапно, быстро. Едва отшумели аплодисменты бенефиса, посвященного его 90-летию, — еще он купался в овациях яркого, интереснейшего спектакля «В тени виноградника», поставленного специально на Михаила Бушнова и Татьяну Шкрабак режиссером Николаем Сорокиным, народным артистом России, тогдашним худруком театра, учеником и соратником Михаила Ильича. Успех спектакля «В тени виноградника» был так велик, что по просьбе зрителей его перенесли с Малой сцены театра на Большую.

С народной артисткой России Татьяной Шкрабак в спектакле «В тени виноградника», 2013 г.

С народной артисткой России Татьяной Шкрабак в спектакле «В тени виноградника», 2013 г.

 

И вдруг... Актера не стало. Будто он заспешил куда-то по своим многочисленным делам и не вернулся. А может быть, затосковал по своим ушедшим друзьям?..

Михаилу Ильичу шел 91-й год, но о его впечатляющем возрасте мы вспоминали только в дни юбилеев. А ведь у него была огромная жизнь за плечами, и часть её – тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, которые рядовой, затем сержант Михаил Бушнов, пехотинец, достойно преодолевал. Он служил с 1942 по 1946 год. Воевал на Миус-фронте, в Крыму, на Балканах; был ранен, прошел боевой путь с 387-й стрелковой дивизией, получившей почетное название Перекопской. Был награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «За взятие Берлина», орденом Красной Звезды. Позднее Михаил Ильич был удостоен ордена Отечественной войны II степени и ордена «Дружбы народов». Он был смелым воином, настоящим патриотом и с честью прошел всю войну. Но о театре он думал всегда, даже в то тяжелое время.

И в свои 90 «с хвостиком» Михаил Ильич не выглядел стариком. И в жизни, и на сцене он был привлекателен. Подчеркнуто прямая спина, подтянут, чуть ироничный взгляд умных черных глаз. Он мыслил и говорил четко, ясно, не обходя острых углов, был всегда готов парировать в споре.

Мысли о служении театру зародились у него еще в школьные годы. Уже тогда определились творческие наклонности ростовчанина Миши Бушнова. Он всегда участвовал в школьной самодеятельности, любил литературу, посещал вокальный и танцевальный кружки. А когда в 1936 году в Ростов приехал московский режиссер Юрий Завадский с целым созвездием блистательных актеров, в числе которых были Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт и другие, Миша Бушнов был заворожен и покорен спектаклями новой труппы. Михаил Ильич потом рассказывал, что именно тогда театр определил его судьбу.

На фронте он выступал в армейской самодеятельности, читал бойцам стихи Симонова, Твардовского, Эренбурга, играл на гитаре и даже азартно плясал матросский танец. А осенью 1945-го сержант Бушнов был откомандирован в Ансамбль песни и пляски 37-й Армии Южной группы войск. Ансамбль выступал в Софии, Варне, Пловдиве. Работа в Ансамбле помогла Михаилу Бушнову укрепиться в избранном пути, и, демобилизовавшись, в 1946 году он вернулся домой с мыслью о поступлении только в театральный вуз.

Михаил Бушнов в годы Великой Отечественной войны и сразу после войны.

Михаил Бушнов на Параде Победы в родном Ростове-на-Дону.

Михаил Бушнов на Параде Победы в родном Ростове-на-Дону.

 

Он поступал в Москве — сразу в три театральных учебных заведения. Везде был принят, но выбрал Театральное училище имени Б. Щукина. Он много читал о вахтанговской школе и она привлекла его своей яркостью, живостью, соединением психологической глубины характеров с подчеркнутой формой выразительности.

Много позднее знаменитый театровед и критик Григорий Бояджиев (кстати, ростовчанин, ученик Ростовской студии Ю. Завадского) отмечал, что «дар Михаила Бушнова совпал с вахтанговской эстетикой, потому что он (Бушнов) сам по себе трагичный и сентиментальный, жесткий и капризный, добрый и смешной».

Учебу в «Щуке» Михаил Бушнов называл второй своей молодостью (первая осталась на войне). Ему довелось учиться у прекрасных педагогов — В.К. Львова и Л.М. Шихматова. Об их уроках мастерства, открытом для студентов доме, устраиваемых встречах с большими мастерами столичных театров, Михаил Ильич вспоминал всегда с благодарностью — как о воспитывающем культурном и духовном влиянии.

Его сокурсниками были Михаил Ульянов, Ролан Быков, Юрий Яковлев, Олег Стриженов, Юрий Катин-Ярцев. В первой режиссерской работе Евгения Симонова, спектакле «Нашествие», Михаил Бушнов играл значимую роль Таланова. В 1991 году Евгений Симонов, побывавший в Ростовском театре на спектакле с участием Михаила Бушнова, написал ему на программке: «Дорогому Михаилу Бушнову — знаменитому ученику моему, успехами которого я давно горжусь и дарованием которого восхищаюсь...».

Вахтанговцы тех выпусков, сокурсники Михаила Бушнова, всегда поддерживали «лицейское братство», были друг с другом на равных, ощущали себя близкими людьми. Они обменивались теплыми поздравлениями:

«Поздравляю, Миша, с Народным, слава щукинцам, целую, твой Ульянов».

«Дорогой Народный Миша, посмотри «Педпоэму», мне пришлось плясать, оцени — твоя школа!» — Ролан Быков.

«Дорогой Миша! Ты стал Народным, но не забывай училище в лучшую пору становления актерской жизни. Ты приобрел многое, но главное — идти вперед, не останавливаться. Твой Ю.К. Катин-Ярцев».

Михаил Бушнов с однокурсником, народным артистом СССР Михаилом Ульяновым, 1970-е гг.

Михаил Бушнов с однокурсником, народным артистом СССР Михаилом Ульяновым, 1970-е гг.

 

Щукинское училище Михаил Бушнов окончил в 27 лет, достаточно зрелым, ответственным и серьезным человеком. И был уже одержим работой. Она давала ему «счастье поиска» — так он сам говорил в одном интервью. Постоянный поиск самой сути создаваемого образа — он считал это главным в работе над ролью.

Роли, которые М. Бушнов тогда играл в Ростовском театре комедии, были в основном комедийного или молодежного плана. В те годы в Ростов из Москвы приехал Г. Бояджиев, и увидел М. Бушнова в спектакле «Именем революции». Он сказал актеру: «Вам нужно играть и трагические роли. В Вас есть томление смерти. Глядя на Вашего Яшку, я волновался и нервничал с самого начала». Эти слова большого мастера, безусловно, открывали перед актером новые перспективы.

С 1962 года М. Бушнов — в труппе Ростовского драматического театра им. М. Горького. Этот театр стал его причалом на всю жизнь. В Ростовской драме он переиграл чуть ли не весь репертуар — комедии, фарсы, водевили, трагедии, философские притчи. У него не было амплуа. Михаил Ильич всегда повторял: «Станиславский верил, что каждый актер характерный».

 

Роли, которые он играл, были главные и не главные, большие и малые, центральные и эпизодические, но оценка игры актера зрителями, прессой, общественностью всегда была не просто высокой, но неизменно в превосходной степени. Писали об актере и в местной прессе, и в столичной, и на гастролях.

В роли Федора Иоанновича, спектакль «Царь Федор Иоаннович», 1969. Режиссер — Ян Цициновский.

В роли Федора Иоанновича, спектакль «Царь Федор Иоаннович», 1969. Режиссер — Ян Цициновский.

 

«Актер (М. Бушнов — прим. авт.) создал образ многозначный, емкий. Царь Федор в исполнении М. Бушнова — самое яркое впечатление спектакля <...>. Во многом спектакль «Царь Федор Иоаннович» прозвучал как скорбный реквием по поруганной человечности, страстным призывом к справедливости и добру».

«Волжская заря», Куйбышев, 1970 г.

«Заслуженный артист РСФСР М. Бушнов отказывается от традиционной трактовки образа Федора Иоанновича слабоумным юродивым… В его превосходном исполнении проявляется трагическое несоответствие детски-прозрачной безоружности души лживому миру подлости. И в будущем шквале междоусобиц раздается чистая нота гуманизма. Но, слишком слабую, ее безжалостно гасят гробницы каменных палат».

«Волжский комсомолец», Куйбшев, 1970 г.

«Хорош Архип (М. Бушнов) в сцене допроса в контрразведке (спектакль «Когда цветут тюльпаны» — прим. авт.), любуешься его ловкостью, находчивостью, способностью без всякой позы заслонить собой товарища».

«Театральная жизнь», Москва, 1967 г.

«Еще одна судьба (о спектакле «Первая конная» — прим. авт.) — боец в галифе, заслуженный артист РСФСР М. Бушнов, — надо добавить — в красных галифе. Без этой колоритной детали характеристика анархиста и трепача, шутника и демагога, которого играет М. Бушнов, была бы не полной».

«Литературная Россия», Москва, 1969 г.

В роли Корпелова в спектакле «Трудовой хлеб» А. Островского, 1973. Режиссер — Ян Цициновский.

В роли Корпелова в спектакле «Трудовой хлеб» А. Островского, 1973. Режиссер — Ян Цициновский.

 

«Если можно было бы к исполнителям ролей применить «табель о рангах», то самый высший чин в этом спектакле («Трудовой хлеб» — прим. авт.) достался бы М. Бушнову. Он на редкость органичен в роли неунывающего бедняка — учителя Корпелова».

«Львовская правда», Львов, 1973 г.

«Шолоховская проза, переложенная на язык театрального искусства — особая страница жизни и работы М. Бушнова. Петр Лопахин, Кондрат Майданников, Прохор Зыков, Дед Щукарь — это работы, о которых говорят, спорят, потому что на них отпечаток яркой актерской индивидуальности».

«Красное знамя», 1985 г.

«От игры Михаила Бушнова в роли Тевье («Скрипач на крыше» — прим. авт.) остается впечатление, будто перед нами — киноэкранный крупный план: в центре внимания постоянно лицо, глаза актера, в которых читается каждое душевное движение — от радости бытия к крушению надежды и новому взлету. Поражает универсальная одаренность актера — его пластичность, вокал, умение соединить в своем герое земное и возвышенное».

«Рязанские ведомости», Рязань, 1998 г.

Большое количество отзывов прозвучало в прессе в связи с образом Протасова в спектакле «Дети солнца» М. Горького. Тема связи народа и интеллигенции, поднятая М. Горьким в «Детях солнца» в 1905 году, благодаря исполнителю главной роли, сыгравшего Протасова просто, тонко, без комикования, прозвучала в 1972 году не просто современно, но как острая социальная драма.

...Конечно, в одной статье невозможно раскрыть человеческую суть всех образов, созданных Михаилом Бушновым. Но просто необходимо вспомнить наиболее значимые из них.

Стырь из спектакля «Я пришел дать вам волю» по В. Шукшину — народный мудрец, шутник — проявление великолепного комедийного таланта актера. Режиссер Геннадий Тростянецкий написал Михаилу Бушнову: «Трудно переоценить образ Стыря и Вашу помощь мне в нашем спектакле! Шукшин — Стырь — Бушнов теперь всегда будут стоять в одном ряду. Спасибо!»

Михаил Бушнов в роли Стыря (в центре) в спектакле «Я пришел дать вам волю», 1979.

Михаил Бушнов в роли Стыря (в центре) в спектакле «Я пришел дать вам волю», 1979.

 

В «Оптимистической трагедии» Михаил Бушнов — Сиплый, в «Поднятой целине» он сыграл Майданникова, позже — Деда Щукаря; в «Бесах» — Степана Верховенского. И снова феерически сатирический шукшинский персонаж Аристарх в «Энергичных людях». В ряду разнополюсных образов, вылепленных талантом М. Бушнова, конечно, и благородный граф Глостер в «Короле Лире», Эзоп в одноименоом спектакле по пьесе Ж. Фигерейду, барон в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина (спектакль «Маленькие трагедии»), царь Иван Грозный в спектакле «Князь Серебряный» по А. Толстому. А еще были старый князь в «Очаровательном сне князя К.» по Ф. Достоевскому, отец в «Интердевочке» В. Кунина, Вилли Кларк в «Весельчаках» Н. Саймона, Генри Джеймс в «Загнанной лошади» по Ф. Саган и еще ряд работ, которые областная газета «Молот» назвала «блестящими бушновскими работами». И так же восторженно отзываются о М.И. Бушнове его коллеги.

Михаил Бушнов в роли Амилькара в спектакле «Мсье Амилькар платит», 1984.

Михаил Бушнов в роли Амилькара в спектакле «Мсье Амилькар платит», 1984.

В роли В. Ленина в спектакле «Дальше… дальше…дальше!» М. Шатрова, 1988. Крупская - Тамара Яблокова.

В роли В. Ленина в спектакле «Дальше… дальше…дальше!» М. Шатрова, 1988. Крупская - Тамара Яблокова.

В роли Тевье в спектакле «Скрипач на крыше», 1992.

В роли Тевье в спектакле «Скрипач на крыше», 1992.

В роли Ивана Грозного в спектакле «Князь Серебряный», 1993.

В роли Ивана Грозного в спектакле «Князь Серебряный», 1993.

«Борис Годунов» А. Пушкина, 1998. Борис Годунов - Николай Сорокин, Василий Шуйский - Михаил Бушнов.

«Борис Годунов» А. Пушкина, 1998. Борис Годунов - Николай Сорокин, Василий Шуйский - Михаил Бушнов.

«Эзоп» Ж. Фигерейдо, 1998. Эзоп - Михаил Бушнов, Ксанф - Николай Сорокин.

«Эзоп» Ж. Фигерейдо, 1998. Эзоп - Михаил Бушнов, Ксанф - Николай Сорокин.

«Эзоп» Ж. Фигерейдо, 1998.

«Эзоп» Ж. Фигерейдо, 1998.

«Загнанная лошадь» Ф. Саган, 2000. С Юлией Борисовой (Корали Верне).

«Загнанная лошадь» Ф. Саган, 2000. С Юлией Борисовой (Корали Верне).

«Квартет» Р. Харвуда, 2005. Татьяна Шкрабак, Михаил Бушнов, Тамара Яблокова, Игорь Богодух.

«Квартет» Р. Харвуда, 2005. Татьяна Шкрабак, Михаил Бушнов, Тамара Яблокова, Игорь Богодух.

 

Народная артистка России Наталия Гординская говорит о М.И. Бушнове как об «идеальном партнере, трепетно улавливающем каждое движение души своего визави». Актриса вспоминает, каким замечательным наставником и учителем был для нее Михаил Ильич в их совместной работе «Ночные забавы» (по пьесе В. Мережко). Михаил Ильич играл тогда ресторанного музыканта Андрющенко, «лабуха», развлекающегося по ночам телефонными звонками незнакомым людям. «Меня тогда просто поразил его уникальный талант, умение «открыть» человека, снять с него маску обыденности, показать истинные глубины его сущности — одиночество, неприкаянность, тоску по живым людям — и все это при минимуме сценических средств!».

Наталья Гординская и Михаил Бушнов в спектакле «Ночные забавы» В. Мережко, 1982.

Наталья Гординская и Михаил Бушнов в спектакле «Ночные забавы» В. Мережко, 1982.

 

У народной артистки России Татьяны Шкрабак — целый цикл воспоминаний о совместных работах с М. Бушновым. С первой главной роли в спектакле «Аморальная история», которую она сыграла по приезде в наш театр, Михаил Ильич стал ее партнером во многих спектаклях: «Кабала святош», «Я пришел дать вам волю», «Милый лжец», «Квартет», «Загнанная лошадь» и многих других. Так случилось, что М. Бушнов и Т. Шкрабак играли влюбленную пару и в самой последней работе Михаила Ильича — спектакле «В тени виноградника». А еще Татьяна Сергеевна вспоминает последний телефонный звонок Михаила Ильича. Он позвонил ей, когда уже был болен: «Таня, я нашел еще одну прекрасную пьесу, мы с тобой ее обязательно сыграем!».

Михаил Бушнов и Татьяна Шкрабак в спектакле «Кабала святош», 1986.

Михаил Бушнов и Татьяна Шкрабак в спектакле «Кабала святош», 1986.

 

«Он говорил так уверенно, был полон творческих планов, собирался играть — наверное, поэтому мы восприняли его уход как трагическую случайность», — с горечью говорит актриса.

Роман Гайдамак, сегодня — один из ведущих молодых актеров театра, а когда-то — талантливый студент М.И. Бушнова (в то время, когда театру удалось совместно с Санкт-Петербургским университетом культуры и искусств открыть театральное отделение), рассказывает: «Мне, да и не только мне, очень повезло учиться у такого педагога, как Михаил Ильич. Мы все восхищались его глубокими познаниями в драматургии и литературе, его острым умом и стремлением во всем дойти до самой сути, до мотивации намерений и поступков персонажей, внимали каждому его слову, жесту. Михаил Ильич не только учил нас сценической речи, он консультировал, разбирал спорные моменты студенческих работ и — позже — наши эпизоды в спектаклях. А еще он был нам другом, устраивал для нас у себя дома посиделки, где мы вместе с ним пели под гитару, читали стихи, узнавали много нового о тонкостях актерской профессии… А то, что мне довелось играть вместе, а скорее — рядом! — с Фирсом — Бушновым в спектакле «Вишневый сад» — это счастье. Это счастье соприкосновения с великим талантом останется во мне навсегда, как и моя благодарность Михаилу Ильичу — Педагогу, Актеру, Человеку».

Михаил Бушнов (Фирс) и Роман Гайдамак (Яша) в спектакле «Вишневый сад», 2009.

Михаил Бушнов (Фирс) и Роман Гайдамак (Яша) в спектакле «Вишневый сад», 2009.

 

Михаила Ильича, несмотря на годы, при жизни никто не решался называть патриархом сцены. Это звучало как-то слишком архаично для неуемного человека, блистательного актера, великолепного организатора театральной жизни на Дону. Ведь будучи много лет председателем Ростовского отделения СТД, он дал дорогу в жизнь не только актерам и режиссерам — но и развивающимся областным театрам. Михаил Ильич Бушнов не забывал и о своей ветеранской миссии, проводя многочисленные встречи с юным поколением, активно участвовал в общественной жизни города и области. А в 1997 году М.И. Бушнову было присвоено звание «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону», принимая которое Михаил Ильич отметил, что эта награда для него — самая важная.

А еще в 2002 году, в 79 лет, по-молодому стройный, красивый, подтянутый, в белом смокинге, он сыграл роль Его Величества Актера в новогоднем шоу Николая Сорокина «Брызги шампанского». При этом он в живую на французском языке исполнил арию из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». Зал аплодировал стоя. Какой же тут патриарх! Журнал «Театральная жизнь» назвал Михаила Бушнова «аристократом отечественной сцены, диапазон артистических реинкарнаций которого вбирает в себя русских царей, комиссаров, горьковских интеллигентов, героев Шекспира, Гоголя, Чехова, Островского, Достоевского, Шолохова, Шолом-Алейхема. Носитель орфического таланта, М. Бушнов не выходит на подмостки, пока не подберет новые струны и новый мотив». Это ли не признание уникального таланта?

Михаил Бушнов в шоу «Брызги шампанского», 2002 г.

Михаил Бушнов в шоу «Брызги шампанского», 2002 г.

 

21 октября 2023 года Михаилу Ильичу Бушнову могло бы исполниться 100 лет. Безусловно, эта дата — яркое событие в жизни нашего театра: столетний юбилей самого крупного алмаза в ожерелье труппы Ростовской драмы!

Алмазы не меркнут во времени, они только сверкают все ярче и ослепительнее. Так пусть же дань памяти блистательному Михаилу Бушнову останется на скрижалях славы нашего театра, чтобы сияние этого алмаза светило новым поколениям долго-долго.

Помните, как у Юлиана Тувима:

Когда сгоришь, что станется с тобою?

Уйдешь ли дымом в небо голубое,

Золой ли станешь темной на ветру,

Что своего оставишь на миру?

Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней?

Зачем ты в мир пришел? Что пепел скрыл от нас?

А вдруг из пепла нам блеснет алмаз своею чистой гранью?

Народный артист СССР Михаил Бушнов в гримуборной. Начало 80-х гг.

Народный артист СССР Михаил Бушнов в гримуборной. Начало 80-х гг.

Бенефис Михаила Бушнова, 1980-е.

Бенефис Михаила Бушнова, 1980-е.

Игорь Богодух, Николай Сорокин и Михаил Бушнов у Голухувского замка, на гастролях в Польше.

Игорь Богодух, Николай Сорокин и Михаил Бушнов у Голухувского замка, на гастролях в Польше.

Михаил Бушнов с учениками - студентами Ростовского филиала Санкт-Петербургского института культуры и искусств. Выпуск 1998 г.: Кристина Гаврюкова, Федор Наретя, Екатерина Кирчак.

Михаил Бушнов с учениками - студентами Ростовского филиала Санкт-Петербургского института культуры и искусств. Выпуск 1998 г.: Кристина Гаврюкова, Федор Наретя, Екатерина Кирчак.

 

 

Автор статьи - заслуженный работник культуры РФ Елена Лучук.


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.