«« Перейти в раздел "Пресса"
Сцена из спектакля "В ночь лунного затмения", 26.06.2022г. © Эльхан Алекперов
Степная история
В Новошахтинском драматическом театре одной из успешных премьер этого сезона стал спектакль «В ночь лунного затмения» Мустая Карима (режиссёр-постановщик Оксана Второва). Спектакль создан за счет средств федерального партийного проекта «Культура малой Родины».
Чем же привлекла театр трагедия классика башкирской литературы, написанная полвека назад и украшавшая в своё время репертуар многих советских театров? Оксана Второва смогла рассмотреть в этом драматургическом материале высокую трагедию, не уступающую древнегреческим образцам. Молодому режиссёру удалось подняться над бытом и приоткрыть поэтику Мустая Карима.
Действие происходит в XVII веке на стойбище в башкирской степи. Танкабике (Ольга Клименко) – овдовевшая глава рода. Старший её сын Юлмурза на поле брани, в томительном ожидании живёт его жена Шафак (Марина Кожушко). Режиссёру неважно, какая именно это война, хотя в тексте пьесы указано, что она «за белого царя». Отсечением конкретики происходящего режиссёр вводит нас в мир поэтический, условный.
Немало условностей и в сценографии художника-постановщика Ирины Михайловой. Натуралистических башкирских юрт мы не увидим. На сцене два чёрных помоста, которые могут перемещаться – то отодвигаясь друг от друга, то соединяясь. На заднике белые облака, по очертаниям напоминающие то ли рыб, то ли птиц, и относящие нас к языческим верованиям башкир. Облака мы видим и на узких сетчатых занавесях, висящих во всю высоту сцены. Занавеси перемещаются и создают различные места действия. Посередине сцены на уровне человеческого роста подвешен огромный казан, напоминающий жертвенный алтарь. Затем казан становится луной, переворачиваясь на 90 градусов и поднимаясь вверх. В ночь лунного затмения и происходит развязка этой степной истории.
Сцена из спектакля "В ночь лунного затмения", 26.06.2022г. © Эльхан Алекперов
Соответствует смятенному беспокойству героев спектакля и световая партитура художника по свету Бориса Михайлова, рождающая ощущение тревожности происходящего – сумерки, полутени, всполохи…
Музыкальное оформление стилизованно-восточное, здесь и башкирская музыка, и индийская, часто звучат барабаны, гортанное пение… Костюмы тоже стилизованы. В них сочетание элементов башкирского народного костюма и чего-то сказочно-восточного. И все герои – босиком.
Марина Кожушко в роли Шафак в каждой сцене приковывает к себе внимание. Актриса правдива и достоверна. В её героине ощущается и рождает отклик у зрителя напряжённая внутренняя жизнь – от ожидания до отчаяния.
Наконец, всадники возвращаются с войны. Все, кроме Юлмурзы. Для Шафак это конец её жизни. Аксакалы напоминают Танкабике о соблюдении традиций, то есть на Шафак должен жениться младший брат Юлмурзы Акъегет (Антон Ткаченко). Но у него уже есть невеста – Зубаржат (Кристина Казарова). Да и калым уже заплачен… Но и на это у аксакалов есть ответ – Зубаржат надо выдать замуж за маленького Ишмурзу (Кирилл Кожушко), младшего брата Акъегета. Танкабике в смятении. Правы ли аксакалы? Она понимает, что следование традициям никому не принесёт счастья. Стоит ли держаться за них?
Шафак - М. Кожушко, 26.06.2022г. © Эльхан Алекперов
Юные Акъегет и Зубаржат наполняют спектакль поэтичностью, страстной влюблённостью и дыханием молодости. Эти двое созданы друг для друга, и так хочется, чтобы они смогли быть вместе. Но Танкабике делает всё по указке почтенных старцев.
А тут ещё появляется Дервиш (Александр Скулков), который влюбляется в Шафак. Дервиш просит Танкабике отдать ему невестку, но получает отказ. И в ход идёт шантаж. Много-много лет назад этот странствующий монах проходил через стойбище и узнал великую тайну: местный юродивый Дивана (Максим Летучий) – незаконнорожденный сын Танкабике. Но даже возможное оглашение позора не заставит её отдать Дервишу Шафак.
Акъегет - А.Ткаченко, Зубаржат - К.Казарова, 26.06.2022г. © Эльхан Алекперов
У Мустая Карима центральный персонаж – Танкабике, которая мучительно принимает одно непростое решение за другим. В спектакле же на первый план выведена Шафак. Актриса настолько глубоко проживает роль, что чувствуешь, будто это происходит с тобой. Дервиш, угрожая ножом, берёт Шафак силой (эта сцена решена пластически, без натурализма и даже целомудренно), ему удаётся овладеть только её телом, но не душой. Шафак добровольно уходит из жизни.
Сцены с изнасилованием нет в пьесе. Вводя её, режиссёр обостряет предлагаемые обстоятельства, делая всё по законам трагедии: главный герой обречён умереть. И случается это в ночь лунного затмения. В эту же ночь любящие друг друга Акъегет и Зубаржат покидают стойбище, чтобы никакие традиции не смогли их разлучить.
Луна – это одно из самых мифологизированных небесных тел у башкир. Существуют поверия, связанные с фазами луны, а уж лунное затмение всегда считалось событием из ряда вон выходящим.
Так режиссёр вместе с Мустаем Каримом интерпретируют локальную степную историю, поднимая её до общечеловеческой, делая современной.
Алексей Климашевский, театральный критик
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|