«« Перейти в раздел "Пресса"
Бальзаминов (Н.Куманьков ) и Белотелова (А.Шопот) 20.05.2023г. © Анна Черно
Жизнь за забором
30 декабря 2022 года в Смоленском камерном театре состоялась премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова» по пьесе Александра Николаевича Островского. А в мае 2023 года спектакль был показан в Новошахтинске на VII Международном театральном фестивале «Поговорим о любви…».
Специальными дипломами жюри фестиваля были награждены смоленские артисты: Никита Куманьков за исполнение роли Михайло Дмитрича Бальзаминова и Алёна Шопот за исполнение роли Домны Евстигневны Белотеловой.
Спектакль поставил главный режиссёр театра Пётр Орлов как раз к 200-летнему юбилею великого русского драматурга.
На сцене «чёрный кабинет». На авансцене – деревянный забор с едва заметными изображениями Замоскворечья. Слева фрагмент высоченного забора, справа – калитка. Над забором «в небесах» парят оконные рамы с занавесками и летают белые голуби. А на втором плане подвешены вкривь и вкось, а то и вверх ногами табуретки. По-видимому, что-то неладно в этой замоскворецкой жизни, что-то не так, наперекосяк (сценография и костюмы Светланы Архиповой).
У пьесы А.Н. Островского, а это третья часть трилогии о Бальзаминове, есть и другое название – «За чем пойдёшь, то и найдёшь». А поиск своей суженой у Мишеньки весьма своеобразный – ходить под окнами богатых невест. Этот поиск, а затем счастливую встречу двух «влюблённых» мы и увидим на сцене.
Спектакль начинается с того, что забор постепенно «оживает».Забор – одно из важных действующих лиц спектакля. Он не только обозначает места действия. Забор то ограничивает жизнь персонажей, то пропускает их к зрителю – когда можно, отодвинув плашку, пролезть в щель. Кажется, не будь забора, ничего не могло бы произойти. Из-за него выглядывают, за ним что-то случается, о чём мы только догадываемся. Какова же она, жизнь за забором?
В самом начале за забором появляются люди и просовывают ладони в щели между плашками. Кажется, что они пытаются пробиться из затхлости зазаборья к чему-то светлому. Или к обеспеченной жизни?
Бальзаминов (Н.Куманьков) 20.05.2023г. © Анна Черно
В каком жанре поставлен спектакль? В пьесе жанр обозначен как картины замоскворецкой жизни. А театр позиционирует жанр как картины нашей жизни. То есть как было 160 лет назад, так и теперь.
А на сцене тем временем происходит вот что: мы можем рассмотреть массовку, которая тянулась к лучшей жизни. Это люди, одетые в тулупы и меховые ушанки. И вдруг они начинают лаять! Да это же те самые собаки, стерегущие дома и кидающиеся на Мишу Бальзаминова, который ходит под окнами! А может быть, это замоскворецкие жители? Не сразу понимаешь, где эта грань, где этот переход от собак к людям...
Тем временем части забора поворачиваются на фурках, и мы видим Замоскворечье изнутри – комнаты с наклеенными цветастыми обоями, где стоит самовар, происходит чаепитие… У Павлы Петровны Бальзаминовой (Надежда Трапезникова) появляется икона, которую она не выпускает из рук на протяжении всего спектакля. То ли готовится благословить Мишеньку на законный брак, то ли пытается защититься от напастей как оберегом. И в финале, благословляя сына, заодно осеняет крестным знамением и зрительный зал.
А пока Михайло Дмитрич Бальзаминов (Никита Куманьков) спит на белоснежных простынях. Его кровать похожа на русскую печь, сразу вспоминается Емеля на печке. Мишенька сердится, когда его будят – ведь ему снились дивные сны. То чудная красавица в белом платье, то он сам в генеральском обличье… Такие вот сны-мечтания, в которых пребывает Бальзаминов. По русской пословице, дурак думкой богатеет.
Слева направо: Бальзаминова (Н.Трапезникова), Красавина (П.Силина) 20.05.2023г. © Анна Черно
В то время как Бальзаминова пытается устроить обеспеченное будущее для сына с помощью свахи Акулины Гавриловны Красавиной (Полина Силина), напоминающей Лису Алису, Миша, как ему кажется, уже нашёл себе невесту. Забавно смотреть, как его новый знакомый – авантюрного склада офицер в отставке Лукьян Лукьяныч Чебаков (Виталий Игнатенко) – использует Мишу в роли письмоносца. А недалёкий Миша и не догадывается, что Чебаков устраивает лишь свои дела.
Нарядившись башмачником, Бальзаминов проникает в сад к богатым сёстрам Пеженовым – Анфисе (Олеся Баранова) и Раисе (Анастасия Шендрик), которые живут за высоким забором под охраной братьев. Сёстры мечтают выбраться на волю, так что авантюра Чебакова легла на благодатную почву. Но, в отличие от своего приятеля, Мишенька не знает, куда везти похищаемую Раису, на чём, да и зачем… Поэтому не сложилось у него с этой невестой. А Раиса начинает поиск жениха в зрительном зале, обращаясь то к одному, то к другому мужчине: «А вы военный? А дача у вас есть?»
Колоритен Чебаков – игривый, с большими усами, играющий на контрабасе. Как только не используется этот контрабас! И по прямому назначению, и как лесенка, на которую взбирается Анфиса при чтении письма… А, когда Раиса даёт Бальзаминову отставку, тот, лёжа в обнимку с контрабасом, пытается сыграть на нём похоронный марш.
Но по поговорке «дуракам всегда везёт» Миша, спасаясь от братьев Пеженовых (или от собак?), перелезает через забор аккурат во двор своей будущей невесты – Домны Евстигневны Белотеловой (Алёна Шопот), изнывающей от скуки вдовы. Режиссёр вводит в спектакль не только стаю собак, но и группу растений. Пышная,дородная Белотелова беседует со свахой Красавиной, кстати, о том же самом Мише. Она то нежится в тени кустов и деревьев, которые трепещут, послушные её желаниям, то пытается достать ртом висящие на ветках яблоки. Да это же девушки в холщовых платьях, держащие в руках кто ветки с листьями, кто огромные цветы и танцующие, танцующие!..
Слева направо: Раиса (А. Шендрик), Бальзаминов (Н.Куманьков), Анфиса (О.Баранова)20.05.2023г. © Анна Черно
Спектакль идёт то в створе буффонады, то гротеска, то фантасмагории. Появятся на сцене и цыгане с медведем – в воспоминаниях о вольной жизни сестёр Пеженовых. Будут и китайцы с зонтиками, шарфами и фонариками из сна маменьки Бальзаминова о Китай-городе. А когда режиссёр показывает нам собачью стаю, мы видим, что кто-то спит на авансцене, кто-то соблазняет партнёра добытой косточкой. Всё, как у людей.
Нашёл ли Миша Бальзаминов своё счастье? Богатую невесту нашёл, но мы понимаем, что он становится её игрушкой для забавы. Так счастье ли это?
В финале из-за кулис выплывают соединённые между собой стёганые лоскутные одеяла, заполняя всю сцену. Над одеялами возникают подушки, а на них видны головы спящих юношей и девушек. Всё Замоскворечье погружено в сон-мечту об удаче. Не проспать бы жизнь!
Алексей Климашевский, театральный критик
Журнал "Театральный вестник" №7 2023 г.
Сцена из спектакля «ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА». Смоленский камерный театр 20.05.2023г. © Анна Черно
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|