Последние
премьеры:
 Зойкина квартира. Снежная королева. Ася Трое на острове Босиком по парку "Слуга двух господ" Город без любви Тел.:
8 (86369)

2 - 02 - 40
Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Трагедия обитателей Зойкиной квартиры в сатирической форме 

«« Перейти в раздел "Пресса"

ТРАГЕДИЯ ОБИТАТЕЛЕЙ ЗОЙКИНОЙ КВАРТИРЫ В САТИРИЧЕСКОЙ ФОРМЕ

 

      Тихая, уютная комната, красиво одетая женщина играет на пианино. И вдруг в ее спокойный красивый быт красными сполохами и разношерстной шумной, суетливой толпой врывается революция. Мир рухнул, а выживать в нем необходимо. И каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, пытается приспособиться к новой жизни - очень непривычным и некомфортным условиям.

      Такого ажиотажа в нашем Новошахтинском драматическом театре еще не было. Билеты на все три премьеры спектакля «Зойкина квартира» были выкуплены заранее, и это был не просто аншлаг: в зрительном зале яблоку негде было упасть, и все равно многие театралы пока еще не смогли его посмотреть. Впрочем, этот интерес к булгаковскому творению закономерен, поскольку и в 20-е годы прошлого столетия спектакли собирали полные залы, а постановки «Зойкиной квартиры» зачастую запрещались. И понятно почему: советские чиновники не приветствовали такое гротескное, сатирическое изображение представителей новой власти. А вопрос Михаилом Булгаковым поставлен философский: революция ломает судьбы, а психологию людей меняет?

      Режиссер Михаил Сопов поставил спектакль в жанре трагической буффонады. Поэтому трагическая судьба практически каждого героя пьесы не звучит зловеще, но вызывает сочувствие. Мало того, ему удалось добиться ее современного звучания. Революция свершилась век назад. А та  кие пороки, как взяточничество, алчность, чиновничий произвол, аморальный бизнес и другие, процветают и сегодня. И вопрос выбора ценностей - большие деньги или настоящая большая любовь - по-прежнему актуален.

      Что лично меня как зрителя особенно радует - в этом спектакле жизнь на сцене закипает с первых минут, наши актеры перестали играть, они стали жить, каждый в своей роли. И эта жизнь увлекает, завораживает и удерживает внимание зрительного зала в течение трех часов.

     И еще один большой плюс - на сцене мы видим замечательный актерский ансамбль, где заметен каждый артист, но он не выбивается из общей канвы спектакля, а добавляет краски в игру партнеров по сцене.              «Зойкина квартира» позволила зрителю увидеть многих артистов с неожиданной стороны. Оксана Второва, безусловно, талантлива. У нее никогда не было проходных ролей. Но, на мой взгляд, и с этим согласны наши театралы, Зоя Денисовна Пельц на сегодня - ее самая яркая, лучшая роль. Ее героиня - то ли экстрасенс, то ли ведьма, в квартире которой происходят мистические странности, красивая, предприимчивая, сильная и гордая женщина - остается королевой в любой ситуации. Даже когда рухнули все ее усилия построить стабильную и безбедную жизнь, все ее планы и мечты, мы видим среди полной разрухи гордую осанку аристократки, умеющей держать удары судьбы.

      Вадим Шишкин - это имя начинает звучать в театральном мире. В данном спектакле перед нами предстает вальяжный, ленивый, избалованный судьбой, привыкший жить за чужой счет русский граф Павел Аболянинов. Манеры, жесты, породистость - ну натуральный дворянин! И ни одной фальшивой ноты.

      Как рыба в воде чувствует себя в роли управляющего Зойкиным борделем ее двоюродного брата Александра Трасовича Аметистова Александр Скулков. Богато одаренный артистизмом и неиссякаемой энергией аферист вынужден мотаться по свету, искать прибыльное дело, выкручиваться из любой, казалось бы, безвыходной ситуации. За новое дело он берется с жаром, надеясь заработать денег и рвануть за границу, но в очередной раз терпит фиаско. Александр просто летает по сцене, мгновенно появляясь в нужный момент и так же быстро исчезает, когда «запахнет жареным». Его герой никогда не опустит руки, всегда будет бороться за лучшее место под солнцем.

      Все ярче открывается актерский дар Игоря Лысенко в роли коммерческого директора треста тугоплавких металлов Бориса Семеновича Гуся, представителя новой власти, обладающего хорошим доходом, что позволяет ему сорить деньгами. Казалось бы, счастливчик, кото а он несчастен, потому что нет настоящей любви, а ее деньгами не прельстишь, и в конечном итоге его деньги привлекут к нему убийцу. На сегодня это лучшая роль Игоря Лысенко.

      Нужда привлекла в Зойкину пошивочную мастерскую, вечером превращаемую в прошлом состоятельной красавицей в бордель, разных женщин. А вот бриллиантом, Аллой Вадимовной, которую играет Александра Сопова, хозяйка борделя завладела в надежде привлечь богатых клиентов. Эту яркую женщину с тонкой натурой в это неприличное заведение привела мечта вырваться из страны, где она оказалась чужой, непонятой, одинокой. Александра Сопова очень тонко и точно сыграла женщину, по натуре застенчивую, непорочную, вынужденную выйти на помост, где она чувствует себя некомфортно как-то неуклюже виляет бедрами, очень скромно приподнимает подол шикарного платья, слегка обнажая стройные ноги. Она привыкла к тому, что ее природная, царственная красота приводит мужчин в восторг, искусство обольщения осваивать, продавать свою красоту ее заставляет жизнь. Вообще и все обитатели странной квартиры мечтают вырваться из страны, в которой они не могут найти твердую почву под ногами, чувствуют,  постоянную опасность. 

      Отвратительный образ маленького, подлого, трусливого человечка, получившего хоть маленькую, но все же власть над другими людьми, сыграл Анатолий Матешов. Его председатель домового комитета Аллилуя смешон и омерзителен в своем вымогательстве, в алчности, беспринципности и изворотливости.

      Практически о каждом из артистов можно сказать, что у него получился яркий сценический образ. Режиссер помог каждому найти свои изюминки. Комичны - но зловещи китайцы, смешны в своем стремлении завладеть клиентом девушки из борделя, комичны его сластолюбивые клиенты и посетители, но буквально всех жаль - жизнь или выбросила их на обочину, или лишила чего-то очень важного, ценного, дающего смысл.

      В спектакле все гармонично, даже ворвавшийся в стилистику 20-х годов тяжелый рок. Он ее не нарушает, а подчеркивает то мощное, грубое, будоражещее вмешательство в судьбы людей, которое каждый из нас может пережить, потому что и сегодня существуют реальные угрозы нашему благополучию, и сегодня, среди нас живут люди, которые, к сожалению, это уже пережили и начали жизнь с чистого листа.

      Дух эпохи прошлой эпохи подчеркивает портрет К.Маркса в «пошивочной мастерской», который по вечерам сменяется картиной обнаженной женщины. Представитель новой власти - комиссии из наркомпроса, появившийся в зойкиной квартире с целью проверки (Артем Иванов), картавит и очень похож на живого Ильича, под которого «якобы, себя чистили» большие чиновники, карикатурен, но очень точно демонстрирует методы воздействия на простых людей.

       Потрясающе создает и меняет настроение спектакля, его героев,а также зрителей, свет (художник по свету Борис Михайлов).

       Единственное замечание. Зрители спокойно выдерживают трехчасовой спектакль. Но лучше бы он длился не более двух с половиной часов. Как человек, который связан с написанием газетных и литературных материалов, знаю, как тяжело сокращать выстраданный тобой текст. Михаил Сопов уже проявил себя одаренным и достаточно профессиональным режиссером, научиться «резать» свое творение так, чтобы можно было сказать - « из песни слов не выбросишь», ему еще предстоит, хотя его право делать спектакль таким, как он его замыслил.  

       А подводя итоги, скажу, что «Зойкина квартира» - очередное, яркое событие в театральной жизни не только нашего города, по всей Ростовской области. Огромное спасибо нашему театру за такую замечательную встречу с неповторимым классиком литературы Михаилом Булгаковым.

 

Светлана Яншина


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.