Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Мельпомена: муза сцены и… надежды 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Мельпомена: муза сцены и… надежды

Когда я расспрашивал новошахтинцев о достопримечательностях их города, то в ответ услышал: «А вы зайдите на Садовую, 31». По указанному адресу оказался самый молодой профессиональный театр Донбасса.

О его становлении и перспективах читателям «ДКР» рассказывает Светлана СОПОВА, главный режиссёр и художественный руководитель Новошахтинского муниципального драматического театра.

- История нашего театра начинается с 1954 года. Тогда интеллигенция города во главе с профессиональным режиссёром Александром Сутягиным создала театральный коллектив, получивший спустя пять лет звание народного. Я пришла в него тридцать лет назад, фактически выросла здесь, мечтала, чтобы в Новошахтинске был профессиональный театр. В 1992 году, когда наш театр находился в ДК шахты имени Ленина, и предприятия отказывались от социальной сферы, мы попробовали стать коммерческой организацией. Учредителями стали шахта имени Ленина, наш коллектив и «Кредобанк». Так мы просуществовали пять лет, это были трудные годы становления, но театральное искусство во всём мире дотируется. В 1996 году мы обратились к мэру города Виктору Солнцеву с просьбой сделать театр муниципальным учреждением культуры. Нашу просьбу удовлетворили, хотя финансирование было маленькое. В 2001 году мы обратились к губернатору Ростовской области Владимиру Чубу с просьбой о поддержке, и в январе 2003 года нам был присвоен статус профессионального театра. Так в области был открыт новый профессиональный театр.

- Почему новый профессиональный театр в Ростовской области был открыт именно в Новошахтинске?

- Это произошло в самое трудное для города время, когда закрывали шахты, рушилась экономика, ломались судьбы, гасли надежды. И мэр города Виктор Солнцев, и губернатор области Владимир Чуб понимали, что у людей должен быть источник, из которого можно черпать силы, веру в лучшее. Это просто поразительно: в то время, когда людям приходилось выбирать между хлебом и зрелищем, они шли в театр, потому что он просветляет душу, даёт надежду на лучшее…

- Какова концепция вашего театра?

- Мы сформулировали нашу концепцию так: «Театр мечты, театр любви, театр для людей». Театр мечты – чтобы сбывались не только мечты артистов о ролях и режиссёров о постановках, но и мечты зрителя. Театр любви – мы должны быть островком любви в этом жестоком мире. А театр для людей - чтобы было хорошо и зрителям, и тем, кто в нём работает. По сути, нам ближе всего студийный театр, живой театр, когда ты живёшь этим делом, когда дело является любимым, и когда для тебя счастье - дарить людям радость. Наш театр - камерный, актёр на сцене как на ладони, фальшивить здесь нельзя.

- Говорят, что создавать театр пришлось буквально с миру по нитке…

- У театра есть будущее только тогда, когда у него есть свой, собственный дом. В 1997 году мэр Новошахтинска Виктор Солнцев безвозмездно отдал нам здание кинотеатра, заброшенного в первые постперестроечные годы. Тут фактически были руины, в которых ютились бомжи. Город помогал как мог: провели электричество, смонтировали сцену, оштукатурили, провели отопление. Трубы для отопления начальники тогда ещё работавших шахт выделяли нам кто пятьдесят метров, кто двадцать, в Ростове нам батареи продали за полцены. Столичные театры помогли с реквизитом и материалами. Большой театр подарил колеты, Кремлёвский - лосины, часть костюмов - театр «Ромэн». Театр имени Ленинского Комсомола подарил кулисы, в которых выступали Евгений Леонов и Олег Янковский. Как храм намоленный, так и эти кулисы несут в себе энергию великих актеров.

- В репертуаре вашего театра сказочная тематика занимает важное место…

- Уже будучи режиссёром, я лет десять боялась ставить спектакли для детей. Боялась, что актёры будут находиться в одном измерении, дети – в другом. Но однажды на фестивале в Волгодонске увидела сказку «Два клёна» по Шварцу в постановке Николая Задорожного. Она была сделана на этюдах, шла более трёх часов, но дети с большим вниманием следили за происходящим на сцене. Тогда я поняла: с детьми надо говорить на равных, это – главный секрет. Не свысока, не поучая, а на равных! Говори с ними о важных вещах, добре и зле, не бойся, что они не поймут, – дети это понимают ничуть не хуже взрослых. И в нашем репертуаре появилось много сказок. Кстати, на них с удовольствием ходят не только дети, большим успехом взрослых зрителей пользуется спектакль «Сестра моя русалочка» по Андерсену – про первую любовь и предательство. Обращение к сказке – обращение к детству, а детство – самое чистое, светлое, искреннее время. В сказках, как в Библии, закодирована вся человеческая мудрость.

- Ваш театр побывал с гастролями в Париже…

- Для нас это был подарок судьбы – за границей мы гастролировали впервые. В Париже русская община, центр «Апрелик» и газета «Русская мысль» провели международный фестиваль «Русское слово – русская душа». Мы – единственный театр из России - выступили со спектаклем Игоря Древалёва «День без даты» по произведениям Николая Васильевича Гоголя и клоунадой для детей «Что такое этикет?» Валерия Шевченко. Там была такая атмосфера любви и понимания, что я сказала: «Я не чувствую, что это Париж, это – Россия!» Зрители больше часа не отпускали нас, они хотели поговорить, продолжить общение: у них такая тоска по России и любовь к ней. Навсегда в наших сердцах останутся эти удивительные люди.

- Почему нашим соотечественникам в зарубежье вы повезли именно Гоголя?

- Московский режиссёр Игорь Древалёв, ученик Марка Захарова – наш земляк, Новошахтинск – родина его отца. Он специально написал пьесы для нашего театра и поставил у нас три спектакля: «Чёрный монах» по Чехову, «Очарованный странник» по Лескову и «День без даты» по Гоголю. Это у него трилогия о русской душе, поиске пути к Богу и смысла жизни.

- Что больше всего заботит вас как руководителя театра?

- Нашему театру ещё лет десять потребуется на становление профессионального театра, не меньше - чтобы появились традиции и выросли кадры. Сейчас мы решаем вопрос с обучением актёров в Ярославском театральном институте: в 2008 году десять бюджетных мест выделено для нашего театра.

С Южным федеральным университетом проводим совместный проект «Театр - университет»: когда студенты учатся в Новошахтинском филиале ЮФУ и работают у нас в театре, осваивая азы актёрской техники.

Остро стоит вопрос с жильём – будем просить губернатора помочь приобрести хотя бы небольшую квартиру под маленькое общежитие: многие актёры из других городов хотят у нас работать, недавно, например, пришли письма из Ульяновска и из Карелии…

- Вы говорили о театре мечты. О чём мечтаете вы?

- 26 марта 2004 года вся театральная общественность Дона посадила возле нашего театра вишнёвый сад, в надежде, что город и театр будут расти и цвести вместе с вишнёвым садом. Ещё хотим создать возле театра чеховский дворик с аллеями, фонарями, со зданиями, стилизованными под то время, мечтаем, чтобы в нём были Колдовское озеро из «Чайки» и памятник героям «Каштанки», ведь к нам очень много детей приходит. Там же должна быть и экспериментальная сцена на открытом воздухе. Но самая заветная мечта – всегда быть настоящим, живым театром.

- В пятнадцати километрах от города проходит граница с Украиной. Поддерживаете ли творческие связи с коллегами из украинского Донбасса?

- Луганчане привозили к нам два спектакля, они одними из первых выступали в ещё не отремонтированном здании, и их это не испугало.

- И в завершение беседы – ваши пожелания нашим читателям.

- Я выросла в шахтёрском городе, для нас была честь вручить цветы мужчинам с глазами, словно накрашенными от въевшейся в кожу угольной пыли. Эти люди работы не боятся, они честные, не умеют воровать и быть торговцами. Я верю в Донбасс, он выживет благодаря шахтёрскому братству! Пусть будет мир, согласие и любовь.

Беседовал Александр ДМИТРИЕВСКИЙ,

собкор «ДКР» в РФ

Ростовская область

От редакции.

Власти городов Российского Донбасса, несмотря на большие трудности, находят возможности для поддержки профессионального театра, понимая роль духовного аспекта как одного из факторов возрождения депрессивных территорий. И нам есть чему поучиться у наших соседей. То, что в Донецкой области уже три театра из пяти имеют статус академического, – хорошо. То, что в областном центре проходит получивший международное признание фестиваль «Звёзды мирового балета», - тоже радует. Но не может не настораживать другое: искусство оказалось далёким от народа, театральная жизнь региона фактически сосредоточена в Донецке, а большинству жителей области театр попросту недоступен по целому ряду объективных причин. Взять хотя бы то, что транспортное сообщение с целым рядом городов области заканчивается почти одновременно с поднятием занавеса, поэтому культпоход на спектакль, например, для горловчанина превращается в настоящий подвиг. Нести искусство в массы тоже не всегда удаётся: транспортное обеспечение большинства театров области оставляет желать лучшего. И самое главное: в городах региона не осталось ни одного профессионального муниципального театрального коллектива.

copyright © 2007 "Донецкий коммуникационный ресурс"


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.