Последние
премьеры:
Торжественная церемония открытия  III Областного конкурса самостоятельных работ профессиональных артистов "БРАВО" РРО СТД Город без любви ПРЕМЬЕРА!  "Зойкина квартира" Премьера! "Ася" Премьера! "Трое на острове"  Премьера! Босиком по парку ПРЕМЬЕРА! Тел.:
8 (86369)

2 - 02 - 40
Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Мельпомена: муза сцены и… надежды 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Мельпомена: муза сцены и… надежды

Когда я расспрашивал новошахтинцев о достопримечательностях их города, то в ответ услышал: «А вы зайдите на Садовую, 31». По указанному адресу оказался самый молодой профессиональный театр Донбасса.

О его становлении и перспективах читателям «ДКР» рассказывает Светлана СОПОВА, главный режиссёр и художественный руководитель Новошахтинского муниципального драматического театра.

- История нашего театра начинается с 1954 года. Тогда интеллигенция города во главе с профессиональным режиссёром Александром Сутягиным создала театральный коллектив, получивший спустя пять лет звание народного. Я пришла в него тридцать лет назад, фактически выросла здесь, мечтала, чтобы в Новошахтинске был профессиональный театр. В 1992 году, когда наш театр находился в ДК шахты имени Ленина, и предприятия отказывались от социальной сферы, мы попробовали стать коммерческой организацией. Учредителями стали шахта имени Ленина, наш коллектив и «Кредобанк». Так мы просуществовали пять лет, это были трудные годы становления, но театральное искусство во всём мире дотируется. В 1996 году мы обратились к мэру города Виктору Солнцеву с просьбой сделать театр муниципальным учреждением культуры. Нашу просьбу удовлетворили, хотя финансирование было маленькое. В 2001 году мы обратились к губернатору Ростовской области Владимиру Чубу с просьбой о поддержке, и в январе 2003 года нам был присвоен статус профессионального театра. Так в области был открыт новый профессиональный театр.

- Почему новый профессиональный театр в Ростовской области был открыт именно в Новошахтинске?

- Это произошло в самое трудное для города время, когда закрывали шахты, рушилась экономика, ломались судьбы, гасли надежды. И мэр города Виктор Солнцев, и губернатор области Владимир Чуб понимали, что у людей должен быть источник, из которого можно черпать силы, веру в лучшее. Это просто поразительно: в то время, когда людям приходилось выбирать между хлебом и зрелищем, они шли в театр, потому что он просветляет душу, даёт надежду на лучшее…

- Какова концепция вашего театра?

- Мы сформулировали нашу концепцию так: «Театр мечты, театр любви, театр для людей». Театр мечты – чтобы сбывались не только мечты артистов о ролях и режиссёров о постановках, но и мечты зрителя. Театр любви – мы должны быть островком любви в этом жестоком мире. А театр для людей - чтобы было хорошо и зрителям, и тем, кто в нём работает. По сути, нам ближе всего студийный театр, живой театр, когда ты живёшь этим делом, когда дело является любимым, и когда для тебя счастье - дарить людям радость. Наш театр - камерный, актёр на сцене как на ладони, фальшивить здесь нельзя.

- Говорят, что создавать театр пришлось буквально с миру по нитке…

- У театра есть будущее только тогда, когда у него есть свой, собственный дом. В 1997 году мэр Новошахтинска Виктор Солнцев безвозмездно отдал нам здание кинотеатра, заброшенного в первые постперестроечные годы. Тут фактически были руины, в которых ютились бомжи. Город помогал как мог: провели электричество, смонтировали сцену, оштукатурили, провели отопление. Трубы для отопления начальники тогда ещё работавших шахт выделяли нам кто пятьдесят метров, кто двадцать, в Ростове нам батареи продали за полцены. Столичные театры помогли с реквизитом и материалами. Большой театр подарил колеты, Кремлёвский - лосины, часть костюмов - театр «Ромэн». Театр имени Ленинского Комсомола подарил кулисы, в которых выступали Евгений Леонов и Олег Янковский. Как храм намоленный, так и эти кулисы несут в себе энергию великих актеров.

- В репертуаре вашего театра сказочная тематика занимает важное место…

- Уже будучи режиссёром, я лет десять боялась ставить спектакли для детей. Боялась, что актёры будут находиться в одном измерении, дети – в другом. Но однажды на фестивале в Волгодонске увидела сказку «Два клёна» по Шварцу в постановке Николая Задорожного. Она была сделана на этюдах, шла более трёх часов, но дети с большим вниманием следили за происходящим на сцене. Тогда я поняла: с детьми надо говорить на равных, это – главный секрет. Не свысока, не поучая, а на равных! Говори с ними о важных вещах, добре и зле, не бойся, что они не поймут, – дети это понимают ничуть не хуже взрослых. И в нашем репертуаре появилось много сказок. Кстати, на них с удовольствием ходят не только дети, большим успехом взрослых зрителей пользуется спектакль «Сестра моя русалочка» по Андерсену – про первую любовь и предательство. Обращение к сказке – обращение к детству, а детство – самое чистое, светлое, искреннее время. В сказках, как в Библии, закодирована вся человеческая мудрость.

- Ваш театр побывал с гастролями в Париже…

- Для нас это был подарок судьбы – за границей мы гастролировали впервые. В Париже русская община, центр «Апрелик» и газета «Русская мысль» провели международный фестиваль «Русское слово – русская душа». Мы – единственный театр из России - выступили со спектаклем Игоря Древалёва «День без даты» по произведениям Николая Васильевича Гоголя и клоунадой для детей «Что такое этикет?» Валерия Шевченко. Там была такая атмосфера любви и понимания, что я сказала: «Я не чувствую, что это Париж, это – Россия!» Зрители больше часа не отпускали нас, они хотели поговорить, продолжить общение: у них такая тоска по России и любовь к ней. Навсегда в наших сердцах останутся эти удивительные люди.

- Почему нашим соотечественникам в зарубежье вы повезли именно Гоголя?

- Московский режиссёр Игорь Древалёв, ученик Марка Захарова – наш земляк, Новошахтинск – родина его отца. Он специально написал пьесы для нашего театра и поставил у нас три спектакля: «Чёрный монах» по Чехову, «Очарованный странник» по Лескову и «День без даты» по Гоголю. Это у него трилогия о русской душе, поиске пути к Богу и смысла жизни.

- Что больше всего заботит вас как руководителя театра?

- Нашему театру ещё лет десять потребуется на становление профессионального театра, не меньше - чтобы появились традиции и выросли кадры. Сейчас мы решаем вопрос с обучением актёров в Ярославском театральном институте: в 2008 году десять бюджетных мест выделено для нашего театра.

С Южным федеральным университетом проводим совместный проект «Театр - университет»: когда студенты учатся в Новошахтинском филиале ЮФУ и работают у нас в театре, осваивая азы актёрской техники.

Остро стоит вопрос с жильём – будем просить губернатора помочь приобрести хотя бы небольшую квартиру под маленькое общежитие: многие актёры из других городов хотят у нас работать, недавно, например, пришли письма из Ульяновска и из Карелии…

- Вы говорили о театре мечты. О чём мечтаете вы?

- 26 марта 2004 года вся театральная общественность Дона посадила возле нашего театра вишнёвый сад, в надежде, что город и театр будут расти и цвести вместе с вишнёвым садом. Ещё хотим создать возле театра чеховский дворик с аллеями, фонарями, со зданиями, стилизованными под то время, мечтаем, чтобы в нём были Колдовское озеро из «Чайки» и памятник героям «Каштанки», ведь к нам очень много детей приходит. Там же должна быть и экспериментальная сцена на открытом воздухе. Но самая заветная мечта – всегда быть настоящим, живым театром.

- В пятнадцати километрах от города проходит граница с Украиной. Поддерживаете ли творческие связи с коллегами из украинского Донбасса?

- Луганчане привозили к нам два спектакля, они одними из первых выступали в ещё не отремонтированном здании, и их это не испугало.

- И в завершение беседы – ваши пожелания нашим читателям.

- Я выросла в шахтёрском городе, для нас была честь вручить цветы мужчинам с глазами, словно накрашенными от въевшейся в кожу угольной пыли. Эти люди работы не боятся, они честные, не умеют воровать и быть торговцами. Я верю в Донбасс, он выживет благодаря шахтёрскому братству! Пусть будет мир, согласие и любовь.

Беседовал Александр ДМИТРИЕВСКИЙ,

собкор «ДКР» в РФ

Ростовская область

От редакции.

Власти городов Российского Донбасса, несмотря на большие трудности, находят возможности для поддержки профессионального театра, понимая роль духовного аспекта как одного из факторов возрождения депрессивных территорий. И нам есть чему поучиться у наших соседей. То, что в Донецкой области уже три театра из пяти имеют статус академического, – хорошо. То, что в областном центре проходит получивший международное признание фестиваль «Звёзды мирового балета», - тоже радует. Но не может не настораживать другое: искусство оказалось далёким от народа, театральная жизнь региона фактически сосредоточена в Донецке, а большинству жителей области театр попросту недоступен по целому ряду объективных причин. Взять хотя бы то, что транспортное сообщение с целым рядом городов области заканчивается почти одновременно с поднятием занавеса, поэтому культпоход на спектакль, например, для горловчанина превращается в настоящий подвиг. Нести искусство в массы тоже не всегда удаётся: транспортное обеспечение большинства театров области оставляет желать лучшего. И самое главное: в городах региона не осталось ни одного профессионального муниципального театрального коллектива.

copyright © 2007 "Донецкий коммуникационный ресурс"


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.