|
|
«« Перейти в раздел "Пресса"
Варианты заголовков:
ТАКАЯ ЖИЗНЬ, ТРАГИЧНАЯ И ПРЕКРАСНАЯ
ИСТОРИЯ ПОД ТИХИЙ ДЖАЗ
СМЕШНО ДО СЛЕЗ
В Ростове рождается новый театр. Если повезет. И если это везение организовать самим – это врез.
Они не работают ни в одном театре: заслуженные артистки России Майя Казакова и Татьяна Малиновская, актрисы Адель Ветрова и Инна Лопарева. Они намереваются создать свой театр. Начало ему положено премьерой спектакля по пьесе Айвона Менчелла "Девичник над вечным покоем". Пьесе, разруганной в российской прессе, иронически пересказанной – короче, осмеянной. В смысле того, что видали там персонажи всех в гробу.
История Менчелла и вправду не сильно веселая – три вдовы каждый месяц посещают могилы своих мужей. Но на души зрителей не ложится похоронная тяжесть. Они хохочут, всхлипывают, снова смеются. Они смотрят печальную комедию. Или, если угодно, лирико-ироническую драму.
А кладбище на сцене есть – как же без него? В пьесе всего два места действия – квартира Иды и оно, смиренное… Спешу успокоить – оно вполне условное. Как и жилище Иды. Вначале это оранжерея; хозяйка поливает цветы в ящиках, любовно мурлычет над ними. Есть маленький столик и складные стулья, потом появится диван – это комната. Сзади – четыре металлических решетки. Сквозь их отверстия-квадратики проглядывает листва, что естественно для оранжереи. А когда решетки на колесах поворачиваются, обнаруживается почти сплошное зеленое плетение – и это уже надгробия (художник Александр Лютов). Условное кладбище заставляет зрителей дорисовывать картину. Когда ушедшая в мир иной Дорис выдвигает прежде ничейную четвертую решетку вперед и тихо уходит, этот простой ход воспринимается как естественный в общем решении.
Новому в нашем крае режиссеру Александру Лебедеву вряд ли довелось видеть ростовских артисток на сцене, но по распределению ролей этого не скажешь. Склонная к лиричности Татьяна Малиновская играет Иду женщиной, готовой к новой любви. Перед свиданием она волнуется, как школьница, и стесняется не приличествующих возрасту чувств.
Майя Казакова, умеющая быть на сцене сильной и жесткой, придала характеру Дорис крепость и упорство. Люсиль, какой сыграла ее Адель Ветрова, вызывает в памяти роли актрисы в оперетте, где она проработала много лет. Все те же шарм и жизнелюбие, кураж и абсолютная раскованность.
А поставлен спектакль про то, что когда смерть приходит к вашему порогу и кусочек кладбищенской земли становится родным, с этой новой болью надо как-то сосуществовать. Хотите вы или не хотите, а смерть уже входит в состав вашей жизни; расстояние между ними сократилось. Не в том смысле, что и вам уже пора туда, а в том, что мысли о другом мире и родном человеке в нем теперь прочно засели в душе, будоражат и тревожат.
Горе сваливается на голову, как мощная мартовская сосулька с многоэтажного дома, и с этим ничего не поделаешь. Но как жить дальше и как вписывать дорогу на кладбище в свой жизненный маршрут, решает сам человек. Каждый – по-разному, как верно определил, хорошо подумав, интеллигентный мясник Сэм, лучший мясник в округе, человек взвешенного ума, трезвый, осторожный – короче, исключительно положительный.
И вот, похоронив мужей, живут три вдовы, вспоминают прежние времена, вроде не затворничают, ходят на свадьбы и девичники устраивают не только на кладбище. И постепенно встают перед нами три судьбы, открываются сокровенные чувства.
Люсиль еще любит – не без вызова - наряжаться (бегая по комиссионкам), проявляет прыткость при виде мужчины, собачится с Дорис, отстаивая свое право на беспечальную жизнь, и рискованно шутит вблизи вечности. В общем ей море по колено. Хочется, пусть с опозданием, отомстить мужу, бессовестному ходоку, собственными любовными приключениями, чтобы он там терзался муками. Миф об этих приключениях она создает так ловко, так артистично (ну, действительно, на глазах у всех не дает Сэму прохода, отчаянно кокетничает даже по телефону) и вдруг, в пылу очередной летучей ссоры, выкрикивает правду о том, что после смерти своего беспутного Гарри не знала ни одного мужчину. Оказывается, вертихвостка Люсиль была такой же верной вдовой, как и непреклонная Дорис!
Майя Казакова – Дорис, одетая в строгий, элегантный костюм цвета бордо и такое же длинное пальто (художник по костюмам Наталья Земалиндинова), с первого же появления заявляет характер, с которым лучше бы не спорить. Суровое лицо, подчеркнутая грубоватость манер, интонация предводительницы. Все это смывается, как макияж с лица, когда Дорис рассказывает о первой встрече со своим Абби, парнем в рваных башмаках, укравшем из пекарни ее отца булку хлеба, а потом и ее сердце. Именно она, Дорис, допропорядочная, преданная мужу и до гроба, и после него, - инициатор ежемесячных кладбищенских обязаловок, против которых, в конце концов, тихо возражает Ида и открыто восстает Люсиль. И когда рушится этот печальный порядок, который был для Дорис смыслом существования, ей незачем больше жить.
Но в еще стойком ритуале случается веселый антракт. Вся троица собирается на очередную свадьбу своей приятельницы Сельмы. В нежно-розовых платьях, кудрявые и возбужденные, они предвкушают массу приятных моментов, а когда возвращаются, изрядно захмелевшие и переевшие, то достают из сумок бутылку и всякие вкусности, умыкнутые с торжества. Подруги потешаются над Сельмой, ее гостями, а заодно и над собою, и даже Дорис смеется от души. Кажется, возвращается радость жизни, ее вкус. С этой иллюзией Дорис и уходит навсегда.
Счастье в образе мягкого, деликатного Сэма приходит только к одной из подруг – Иде, самой скромной, рассудительной. Самой милой и домашней. Ничего более щемящего нельзя было придумать, чем ее признание: в первый месяц после смерти мужа она готовила, как сумасшедшая - мясо, печенье, десерт… Он любил обильные ужины, и она продолжала их готовить – а вдруг он придет…
Она рассказывает это Сэму в полной уверенности, что он поймет ее. И он понимает. Виктор Ященко трогателен и забавен в этой роли. Ну, что может принести мясник в подарок понравившейся женщине? Он и приносит печенку. Отложил еще с пятницы. Он робеет так же, как Ида, но, понимая, что инициатива должна исходить от него, делает неловкие попытки сблизиться. После краха надежд он приводит Милдред (ее играет Инна Лопарева), странную женщину, которая, кажется, только что с долгого танцевального вечера и не может остановиться, все выписывает па и улыбается манекенной улыбкой. Сэм цепенеет рядом с ней.
Зато как торжествующе легок его танец с Идой, радостный, говорящий ярче слов, и откуда только взялись изящество и ловкость. И ликующая пританцовывающая проходка, и цирковой жест, которым он поддевает стул за стулом в Идиной оранжерее.
Беззаботность и глубокие переживания, смешное и трагичное перемешаны, утоплены друг в друге. Выглядывает наружу то одно, то другое, и тихий ретро-джаз бередит душу. И уже не удивляешься тому, что в финале именно негорюющая, скорая на перченое словцо Люсиль застывает с глазами, полными слез, прижавшись спиной к свежему надгробию Дорис.
Спектакль уже сыграли несколько раз. И на нем, представьте, полно молодежи. Потому что он не про стареющих вдов, а про жизнь вообще, которую каждый выстраивает по своему разумению и волен сменить ее силуэт, если душевных сил хватит.
И пьеса эта взята вовсе не для того, чтобы занять возрастных актрис. Возраст тут ни при чем. О нем забываешь, когда тебя затягивает история о любви, у которой смерти нет. А за актрис надо порадоваться. Их никому не удалось отлучить от профессии. Они репетировали с позднего вечера до ночи на небольшой сцене Дома актера - другого времени найти невозможно было, и состоявшийся спектакль означает, что жизнь все-таки справедлива. Если, конечно, этой справедливости добиваться.
Людмила Фрейдлин
Премьера И смешно, и грустно,
и есть о чем подумать...
Эта комедия с очень печальным финалом о многом побуждает задуматься. Ее главная тема – одиночество человека в огромном мире людей – звучит щемяще. Историю драматург Айвон Менчелл в своей пьесе «Девичник над вечным покоем» поведал банальную: три вдовы вместе ходят на могилы своих мужей, что становится своеобразным ритуалом. Этих женщин связывает не только общая потеря, но и многолетняя дружба. Они и ссорятся, и «режут» друг другу правду в глаза, но каждая принимает подруг в комплексе со всеми достоинствами, недостатками, слабостями и думает, что знает о них всю подноготную. Но по ходу пьесы выясняется, что каждая из них глубоко прячет трагедию своей одинокой души даже от самых близких подруг. И каждая мечтает найти вторую половинку. Но Дорис (заслуженная артистка России Майя Казакова), которой повезло ее найти, потерю своего Эдди считает невосполнимой, понимает, что жизнь ей второго такого счастливого шанса не даст. А Ида (заслуженная артистка России Татьяна Малиновская), которой не пришлось с прежним мужем испытать счастья, пассивно ждет и в глубине души надеется, что появится в ее жизни человек, которому она сможет отдать все тепло своей души, всю заботу и почувствовать благодарный отклик. В отличие от них Люси (Адель Ветрова), жизнь в которой бьет гейзером и нерастраченная энергия рвется наружу, нарушая всякие условности, себе спутника жизни ищет даже слишком активно, вызывая насмешки и неодобрение подруг.
И именно Люси устраивает бунт, заявив, что отказывается ходить с подругами на кладбище. И понятно, что это было неизбежно, потому что кладбищенские скорбь и покой и живая, как сама жизнь, Люси, просто несовместимы. Создается впечатление, что Люси ходит на кладбище только с одной целью – показать покойному мужу, как она хороша в своих обновках и что мужчины ею живо интересуются, несмотря на возраст.
С женской душой, вроде, в спектакле все ясно. Но оказывается, что и мужское одиночество тоже горькое. Вдовец Сэм (Виктор Ященко) тоже находится в активном поиске родной души, и полем его охоты на женщин стало даже кладбище. И именно здесь, на кладбище, завязывается интрига.
Но глядя на всю веселую кутерьму, которую творит на сцене Адель Ветрова (Люси), с грустью понимаешь, что все мы внутри эгоистичны и в дружбе и в любви, и что не до конца ценим близких людей, не до конца понимаем, кем они были для нас в жизни, и чувствуем это только после того, как они навсегда закроют за собой двери. И оказывается, что самой трагичной героиней в спектакле является неугомонная и неистощимая на фантазии Люси, которой в жизни от покойного мужа не выпало ни крохи внимания, любви и нежности, к тому же и свою лучшую подругу она потеряла. Спектакль в постановке режиссера Александра Лебедева из Санкт-Петербурга новошахтинцы приняли очень горячо. Зрителям доставила огромное удовольствие замечательная актерская игра. И, наверное, игра Адели Ветровой выглядит особенно яркой, потому что ее роль- солнечное пятно на фоне скорби, зов живой жизни и влюбленной в нее души. Хотя ветреная, на первый взгляд, Люси, носящая в душе глубокую женскую трагедию, незабываема благодаря игре этой актрисы.
Замечательный актерский ансамбль, простые, мобильные, многофункциональные декорации, костюмы - все создает замечательный фон для восприятия глубоких мыслей, заложенных в комедию, которую надо посмотреть, чтобы глубже понять себя и других близких тебе людей.
Интервью
«Девичник над вечным покоем» - это проект Провинциального благотворительного культурного фонда имени заслуженного артиста России Александра Ветрова (в свое время - звезды первой величины театра Ростовской музыкальной комедии). Он имеет огромный успех в Ростове-на- Дону. Играют в нем актеры из разных театров, блестящие профессионалы.После спектакля в Новошахтинске актеры согласились дать короткое интервью нашей газете «Знамя шахтера». На первый вопрос «Как Вам наш зритель?» Адель Ветрова ответила: - У вас замечательные зрители: умные, открытые, воспитанные. Для них приятно играть.
Майя Казакова: - Очень подкупает то уважение к нашей работе на сцене, которое, мы актеры, со стороны зрителей ощущаем, тот живой отклик, который мы чувствуем. Здесь есть особая атмосфера любви и бережного отношения к самому театру, к актерам, зрителям. Это дорогого стоит.
Татьяна Малиновская: - Нам уже приходилось играть в вашем театре, до того, как он был отремонтирован. И мне приятно подчеркнуть, что сейчас в городе есть хороший, уютный театр. И это не только здание. Это и замечательный творческий коллектив. И я считаю, что очень важно его сохранить, нужно все сделать, чтобы его сохранить.
Майя Казакова: - Это очень важно! Мы видели в своей жизни много раз, как разрушаются театры изнутри. Ведь в театре главное не стены, а атмосфера. Это творчество, это любовь к своей профессии и уважение к зрителю. У актеров должен быть свой дом, в котором им хочется творить. Разрушить можно все в один миг, а настоящий театр создается десятилетиями. Вы это подчеркните, пожалуйста, если будете писать.
- У вас есть планы по дальнейшему сотрудничеству с нашим театром? Адель Ветрова: - Пока мы будем играть на этой сцене «Девичник над вечным покоем», но в планах у нас есть и новые спектакли и даже режиссерская работа по постановке спектакля в вашем театре. Но пока подробно об этом говорить не будем, пусть это будет сюрпризами для новошахтинцев.
Татьяна Малиновская: - Я бы хотела еще подчеркнуть. Что ваш театр развивается на благодатной почве, которую подготовила художественный руководитель Светлана Николаевна Сопова. К вам приятно приезжать другим театрам, потому что актеры здесь встречают зрителя, который готов к доверительному общению с ними, который ценит искренность и профессионализм. А ведь такого зрителя нужно воспитать и вырастить. И на это уходят годы. И важно еще то, что здесь нас всегда принимают очень тепло и искренне.
- Большое спасибо за ваши теплые слова о нашем театре, который мы любим и которым гордимся.
Материалы подготовила Светлана Яншина. газета "Знамя шахтёра" 3-4 марта 2008 г.
Зачем ходить на кладбище?
Ростову, которому всегда не везло на собственную антрепризу, можно вздохнуть спокойно. Одиночные попытки актеров Молодежного театра полновесно продолжила премьера спектакля по пьесе Айвона Менчелла «Девичник над вечным покоем», состоявшаяся в Доме актера. В этом спектакле, имевшем оглушительный успех, играют актеры разных ростовских театров. Осуществил этот проект Провинциальный благотворительный культурный фонд имени заслуженного артиста России Александра Ветрова.
Этот проект можно назвать «приветом из Петербурга», поскольку перевод пьесы сделал Михаил Боярский, а поставил ее питерский режиссер Александр Лебедев. Ростовские зрители помнят его блестящую «Попрыгунью» в Музыкальном театре.
Сама пьеса мелодраматична донельзя. Три подруги, у которых мужья ушли в мир иной, каждый месяц совершают визит на кладбище к могилам своих «вторых половин». Но если для одной из них – Дорис (заслуженная артистка России Майя Казакова) жизнь не мила без её Эдди, то остальные – Ида (заслуженная артистка России Татьяна Малиновская) и Люси (Адель Ветрова), хоть и чтут память своих мужей, но заканчивать свои жизни в воспоминаниях о проведенных с ними днях не собираются. Фактически на этом конфликте и строится сюжет.
Все характеры в пьесе выписаны замечательно, несмотря на изрядно затянутое по времени первое действие. Впрочем, имя переводчика наводит на мысль о его вольном или невольном соавторстве. Ведь Михаил Боярский, как никто, знает, «какие дровишки» необходимо во время действия подкидывать актеру для создания полнокровного образа. Легкие, подвижные ширмы на колесиках (художник Александр Лютов) создают сценическое пространство, в котором легко существовать актерам.
Однако в ходе спектакля сложилось впечатление, что только Адель Ветрова, не обремененная никакими званиями, точно поняла, как именно нужно играть. Именно – не что, а – как, ибо другие актрисы играют романтическую мелодраму, а Адель Александровна – острохарактерную трагикомедию, что гораздо интересней по всем параметрам.
На пресс-конференции, предшествующей премьере, режиссер сказал, что в итоге получилась печальная комедия. Но этот итог сложился именно из-за того, что, кроме Ветровой, привычный способ существования на сцене (а для чего другого создается антреприза сегодня?! Сегодня, а не вчера, когда этой целью было «стричь купоны», выводя на сцену лица «из телевизора!) поменять мало кто решился. А ведь был у Татьяны Малиновской момент в конце первого действия, когда вместе с Виктором Ященко, исполнявшим роль влюбленного в нее Сэма, она продемонстрировала умение работать в другой манере. Но далее актриса ушла в игру привычных для нее сценических страданий, что – хотя бы по частой повторяемости такого на всех российских сценах – неинтересно и скучно.
В итоге получился настоящий бенефис Адель Ветровой. Ну, на все идет эта актриса, если речь идет о действиях, демонстрирующих неординарный, жизнерадостный характер ее Люси! И в комбидрессе по сцене пробежит, и нелепый парик с цветком натянет, и бант на платье сзади «пришпандорит». Художник по костюмам Наталья Земалиндинова – явный соавтор этого образа. Адель Ветрова не боится выглядеть нелепой – и выигрывает по всем статьям. Именно поэтому - на потрясающем контрасте! - так трагично звучит ее монолог на кладбище, куда в финале она приходит «проведать» ушедшую в мир иной Дорис.
Так или иначе, но после нескольких лет одиночества театра «Дебют» (он тоже существует под покровительством Ростовского отделения СТД России), так порадовавшего в свое время ростовчан кукольным спектаклем «Дорога к дому», в донской столице появился еще один негосударственный театр. Что весьма отрадно.
|
|
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|